Сформировать представление о природе родного края, об основных законах охраны окружающей среды способствовать формированию знаний о природе (животных, птицах, растениях), развитию экологического мышления и творческого воображения, опираясь на знания, пол


Ход игры-викторины:
Преподаватель: Здравствуйте ребята, уважаемые гости!
Приглашаю Вас в удивительное путешествие по  Страницам книги ПРИУРАЛЬЯ, в ходе которого вы познакомитесь с необычными и занимательными фактами из жизни Приуралья, о животных, растениях , сможете проверить свои знания
по природе и истории Приуралья.
Наше мероприятие пройдет в форме устного журнала, конкурсов и викторин . Участвуют  команды групп № 112, 212 «повар»; № 122,222 «кондитер»; № 282, «кассир- контролер», 372 «инструктор туризма»
Жюри викторины – игры:
1. Зам. дир. по УВР Старинец А.О.
2. Губанова И.А. – преподаватель английского языка
3. Гумарова З.М. преподаватель информатики
Преподаватель:
(слайд 3 ) Семыкин Сергей группа № 112
Есть просто храм,Есть храм науки,А есть еще природы храм —С степями, тянувшими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток,Открыт для нас в жару и стынь,Входи сюда,Будь сердцем чуток,Не оскверняй его святынь.
1 страница журнала. . «Знаете ли вы, что...» (слайд 4)
6 Характеристика территории Приуралья (сообщение учащейся группы № 112 Галкиной Н)
По территории Приуралья протекает более 200 больших и малых рек. Главной водной артерией края является река Урал, чья протяженность в пределах области составляет 500 км. Неравномерную густоту речной сети области наглядно демонстрирует специальная карта. В Приуралье насчитывается более 3260 озер, самые крупные Челкар и Камыш-Самарские, расположенные в низовьях рек Болышой и Малый Узень и Кучум.
Водоемы области богаты рыбой. К наиболее распространенным видам гнездящихся здесь птиц относятся лысуха, утка-кряква, белая и серая цапли, выпь, чолега, чирок-трескунок.
(сообщение учащейся группы № 112 Тарасенко Юлии (слайд 5) Типичными обитателями открытых пространств являются степной орел, серая куропатка, стрепет, а также грызуны, в том числе суслик и тушканчик, и сайгак животное, живущее здесь еще с ледникового периода. Лесные массивы области занимают площадь га и имеют, в основном, водо-почвозащитное и оздоровительное значение. В пойменных лесах Приуралья преобладают тополь-осокорь, ветла и вяз; чаще других животных и птиц встречаются лоси, косули, тетерева, дрозды-рябинники, иволги.
На территории Уральской области расположены Жалтыркольский, Бударинский и Кирсановский заказники, где ведется работа по охране и воспроизводству водоплавающих птиц. Кирсановский заказник является также единственным в Казахстане местом обитания колоний речных бобров.
Преподаватель: Уральская степь (слайд 4) музыка степи и стихотворение о степи Приуралья
Александр Алексеев Читает уч-ся группы № 122 Саратовцева Анастасия
Солнце, любит степной ковыль.Шепчется с Ветром, поднимая пыль.В бури жестокой, природы власть.Увенчена цветами, всесильная страсть.
Дуновенье, волнует седой ковыль.Вихорь кружит,  дорожную  пыль.Суслик у норки застыл одинокий.Коршун в небе, охотник жестокий.
Степь Приуралья, полынь да трава.Сайгаки бегущие, охотникам  страда.Куропатки в посадках, серые лица.Дрофа степная,  в цене -  птица.Степь,- безбрежный великан.Бежит песок, волной бархан.Синеет небо, чудный океан.
С небес звучит, божественный орган. (видеофильм о степи )
8
Преподаватель: Уральский берег ( слайд 5) стихотворение о р.Урал
Читает уч-ся группы № 122 Кушумов Даурен
Это удивительно и странно,Что она совсем не широка:Исполняет должность океанаМежконтинентальная река!
Деревянный мостик, мост, мосточекПриуральцам хорошо знаком:По нему пройти приятно оченьИз Европы в Азию пешком!
Искупаться можно утром летним –И не надо чемпионом быть,Чтоб от континента к континентуВодным стилем запросто проплыть.
Не имеет важного значенья,Что пловца при этом отнесетБыстрое уральское теченьеМетров на пятьсот или шестьсот.
Милая, хорошая, большая,Вольная казацкая рекаИ разъединяет, и сближаетДружественных два материка.
(показ видеофильма о Урале)
2. страница
Преподаватель: Уральск - административный, промышленный, исторический и культурный центр Западно -Казахстанской области (показ видеофильма о Уральске)
(сообщение учащейся группы № 112 Рогожкин Вячеслав) ( слайд 6)
Город основан в 1613 году и находится в северной части Прикаспийской низменности, в живописной степной равнине. Он расположен на правом берегу среднего течения реки Урал, протяженность которой в пределах Республики Казахстан - 1082 км., и на левом берегу нижнего течения реки Чаган. Город Уральск издавна является своеобразными торговыми воротами из Азии в Европу и наоборот. Здесь проходило одно из ответвлений Великого Шелкового Пути. Растительность характерная, в основном, для степной и лесостепной зоны. Фауна достаточно разнообразна, в реках водится рыба. Климат - резко-континентальный. Территория города с пригородами составляет более 700 км2. Уникален и неповторим облик Уральска и, прежде всего, своими историческими памятниками XVIII - XIX веков: домиком Е. Пугачева, Старым собором, Храмом Христа Спасителя, домом наказного атамана, домом Карева, зданием областного акимата, городским парком культуры и отдыха. Современным его делают новые микрорайоны и высотные жилые дома, здания аэро- и железнодорожного вокзалов, памятники Абаю, С. Датову, М. Маметовой, В. И. Чапаеву, А.С. Пушкину, Мемориал Победы с вечным огнем славы и другие. (показ видеофильма)
Преподаватель:
Страница № 3 Игра продолжается:  Знаешь ли ты свой город и его историю? ( слайд 6)
1. В каком году основан город Уральск?
2. При въезде в наш город со стороны Атырау, то есть с юга есть «Свистун гора». Объясните почему она так называется?
Ответ: когда телеги нагруженные солью или рыбой поднимались в гору, лошадям было тяжело, и возницы подгоняли их своим свистом и свистом кнута.
3. Попрыгунья стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза… Кто не знает эту басню?! Кто же её написал? Какое отношение Крылов имеет к нашему городу Уральску?
Ответ: Крылов, будучи ребёнком жил в Уральске.
4. В каком году А.С. Пушкин посетил наш город и какую казахскую поэму о любви он записал?
Ответ: году, поэма Козы Корпеш и Баян Сулу.
5. Как выглядел герб нашего города Уральска, и как он выглядит сейчас?
Ответ: на старом гербе города изображена крепость, река Урал и впадающий в неё Чаган, и рыба белая рыбица (из осетровых). На новом гербе изображен шанырак, всадник и лошадь.
( слайд 7)
6. Вы видите дом Войскового хозяйственного правления казачьего войска старого Уральска, знаете ли вы, что сейчас находится в этом здании?
Ответ: детская библиотека им.Г.Тукая.
7. Это дом войскового наказного атамана, где останавливался А.С. Пушкин, Даль и многие другие, а что в нем сейчас?
Ответ: госпиталь МВД
8. Это самая первая в нашем городе русско-киргизская школа, что же в ней расположено сегодня? Ответ: областной краеведческий музей.
9. Как раньше назывался проспект Достык?
А) большая Михайловская улица – до революции; Б) проспект Ленина – в годы СССР
10. Это дом купца Ванюшина, который немало сделал для озеленения нашего города в годах, он был председателем Уральского общества любителей леса и участвовал лично в посадке деревьев в парке им. Кирова и на улицах Уральска. Знаете ли вы, что сейчас находится в доме купца?
Ответ: казахская школа
11. Как вы думаете, сколько церквей и мечетей было в Уральске? Ответ: 17 – церквей, 3 – мечети, 2 – монастыря. 
Страница 5 . «Природа Приуралья» Звучит музыка. (Звуки живой природы).  
Знания об окружающем мире мы начинаем получать с самого рождения и этот процесс не останавливается ни на секунду.Если информатика или литература могут и не пригодиться где-то на природе, то от знаний о мире, который нас окружает, зависит наша жизнь.Предлагаю Вам пройти викторину о природе. Она поможет освежить память, а может быть и узнать что-то новое.
А. «Природа Приуралья» 5 вопросов (1 балл)
Б. Тестирование.(12 вопросов) ( 1 балл 1вопрос)
В. Игра со зрителями - Презентация.(жетоны) , кто больше наберет жетонов , приз
Вопросы по природе Приуралья для зрителей:
1. Какие животные Казахстана являлись современниками давно вымерших мамонтов? (антилопа — сайга)2. Этот маленький паучок опаснее любого крупного хищника . От его укуса гибнут люди, лошади, верблюды и коровы. Только овцы нечувствительны к его укусам. Как называется этот паук? (Каракурт).3. Назовите два вида очень ценных кормовых трав, распространенных в Казахстане
( слайд12) Назовите одной из них связанно с мужским русским именем, а название второй совпадает с тем, вокруг чего происходят сборы в лагере вечером. (Тимофеевка костер).
( слайд 1)
4. Степная лисица. (Корсак)5. Парнокопытное животное, обитающее в Приуралье взято под охрану. (Джейран).6. Птица с пестрым опереньем и высоким хохолком на голове. (Удод)7. Злак степи
8. Маленький грызун приуральных степей– злостный вредитель сельскохозяйственных культур.
Г. «Эти забавные животные» Презентация (показ)
( слайд 11)
От южного Урала до Каспия ,Где расцветает в яблонях весна,Лежит земля , от солнца золотая,И Приуральем называется она.
Страница 6 . «Биологический верификатор» ( слайд 14) звучит музыка
Команда № 1
Кугуар и пума — это одно и тоже животное? (Да)2. Лев сильнее тигра? (нет наоборот).3. В Англии на некоторых почтах в качестве служащих числятся кошки, которые ловят мышей, чтобы те не поедали посылки и не грызли письма. Работающим английским кошкам платят жалование? (Да).4. Двух одинаковых зебр найти невозможно? (Да).5. Волки воют на луну от одиночества? (Нет предупреждают о своей территории чужих волков).
Команда № 2 ( слайд 15)
1. Летучие мыши не умеют ходить. (Да).2. Акулы старше динозавров. (Да)3. Китовая акула проглатывает человека целиком. (нет она питается только планктоном).4. У моллюсков голубая кровь. (Да).5. Крокодилы могут взбираться на деревья. (Да, молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях).
Команда № 3
Игра со зрителями1. На зебрах водятся полосатые блохи. (Нет блохи на зебрах не маскируются).2. Ананас — это дерево. (нет, трава).3. Плод огурца — тыквина. (Да).4. Плод картофеля — это его клубень. (Да).5. Человек не может чихнуть, не моргнув. (Да).
Преподаватель:
Страница 7. «Экологическая» ( слайд 17)
Природа — сад,И люди в нем — цветы.Не сбережешь ее —Не будешь жив и ты.Сохранить природу — сохранить себя.
Преподаватель:
Факты: (сообщение учащейся группы № 122 Зекина Оля)
Только за последний век люди изъяли из недр земли ценных ресурсов в сотни раз больше, чем за все предшествующее развитие человечества.2. Лесные ресурсы за этот период сократилось в треть.3. Опустынивание земель увеличилось более, чем на 30 %.4. Над планетой появилось озоновые дыры, пагубно влияющие на все живое.5. Казахстан составляет всего 2% поверхности земного шара, но и на этой территории были размещены самые крупные в мире атомные и военные специальные полигоны, на них было испытанно свыше четверти ядерных зарядов.6. Отрицательно влияет на экологию космодром Байконур, размещенный в центре Казахстана.7. Глобальна по своим размерам катастрофа Аральского региона8. Мелеют и заиливаются реки их притоки. Гибнут водные животные, прибрежная растительность.
Эпилог: Обращение к людям планеты Земля: ( слайд 18) читает Олейников Данила № 122
Люди!
Когда вся мировая общественность встала на защиту и охрану природы, никто не должен оставаться в стороне. Природа — настоящий храм красоты. И человек, который понял это, должен охранять природу как источник радости. Природа — лечебница, источник здоровья. Не загрязняйте воду и воздух! Охраняйте флору и фауну! Бережно используйте природные ресурсы! Знайте будущее нашей планеты Земля в ваших руках! 
О земля моя родная, О земля моя родная, Мы рассвета ждём не редко, Гоним в степь живую воду – Поединок – не пустяк. Я тружусь и твёрдо знаю, Так просты заветы предков: Подвигом крепни свободу, Выше поднимая степь.
Фариза Онгарсынова поэтесса Приуралья
 ( слайд 19) читает Савельева Алена группа № 122
Родная Земля – наша суть и основа основ
И слово родное, пришедшее к нам от отцов,
Родная история – как бы она не была,
Горька и печальна, мучительна и тяжела.
Нам понятней теперь, год от года,
Что с природою надо дружить,
Ведь без нас прожила бы природа-
Без нее мы не можем прожить
Не наивными все же мы будем
Исповедуя истину ту,
Мир спасёт красота,
Если люди не губя, сберегут красоту! 
Поэтесса Татьяна Азовская( слайд 20)
Читают Ваймер Варвара и Петрова Мария, группа № 112
Преподаватель:
Подведение итогов. Награждение (грамоты для групп 1 и 2 курса)
Наша викторина игра окончена.
Спасибо за внимание и участие! ( слайд 20)