Открытый урок на тему Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как поступать (3 класс)


Тема. «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как поступать».
Воспитательные задачи:
показать как положительную, так и отрицательную роль огня в жизни человека;
формировать эмоциональную отзывчивость на недопустимость ложных вызовов пожарной команды;
воспитывать людей, ориентированы на лучшие нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.
Оборудование:
примерный образец памятки «Как вести себя при пожаре»;
иллюстрации к «Легенде о Прометее»;
плакаты по противопожарной безопасности;
телефон.
Ход мероприятия.
Учитель. Открытие способа добывания огня было значительной победой человека над природой. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее.
ЛегендаВ давние времена, когда всем миром правил Зевс (показ), люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее небо, море и высокие горы. От всего, что их пугало люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу; не грелись около огня. И была тогда жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей (показ, рис.) и смело нарушил запрет Зевса; не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав её в пустом стебле тростника, принёс людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать, и, наверное, впервые почувствовали себя людьми.
Чтение стихотворений учащимися
Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду У костра их всегда согревал.
И людскому великому роду Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его как умели, - Всемогущий, горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он,
Ведь издревле до нашего века Он помощник и друг человека.
Поутру, чтобы все были сыты Ставим пищу в духовку, на плиты.
Печь-громада мартен дышит жаром:
Варят сталь для страны сталевары.
Хлеб и булки огонь выпекает И от холода нас защищает.
Чуть стемнеет - вспыхнет повсюду Электрических лампочек чудо.
И до дальних звёзд от Земли Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.
Но бывает огонь и другим -Не согреет ладошек он ваших Превращает всё в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Вывод. Огонь стал надёжным товарищем и помощником людей. Трудно представить себе такую отрасль человеческой деятельности, где бы ни использовался огонь. Помогите мне: назовите применения огня (приготовление пищи, плавка металлов, изготовление стекла, кирпича, теплоэлектростанции...).
Учитель. Можно ещё долго перечислять как помогает всем нам огонь и в быту и на производстве, но нужно всегда помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде. Давайте вспомним стихотворение Самуила Маршака «Пожар».
Инсценировка отрывка из стихотворения.
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила.
«Печку, Леночка, не тронь.
Жжётся, Леночка, огонь!»
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку кранную глядит,
А в печи огонь гудит:
«Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь».
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок...
Учитель. Правильно ли сделал Леночка? Если «нет», то почему? (Ответы детей). А сейчас немного статистики.
(Сообщения учащихся)
Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
Каждый час в огне погибает один человек, два получают травмы и ожоги.
Каждый третий погибший - ребёнок.
Учитель. Историческая справка.
(Сообщения учащихся)
В «Судебнике» Ивана III, введенном в 1498 году, сказано о курцах: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью».
С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов.
17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны.
Учитель. От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных современных средств тушения пожаров (показ рисунков) - таков путь развития пожарной охраны.
Викторина «Знаешь ли ты?»
Почему пожарная машина окрашена в красный цвет?
Почему пожарная машина оборудована лестницей, шлангом? (рукавами)
Должны ли пропускать едущие машины пожарную машину?
Почему на место пожара приезжает скорая помощь?
(Раздаётся телефонный звонок)
Учитель. «У меня зазвонил телефон ...»
Кому из вас с детства незнакомы эти строки Корнея Ивановича Чуковского? О чём эти детские стишки? (Об играх с телефоном). А теперь поднимите руки те, кто хоть раз позвонил и пошутил по телефону. А теперь признайтесь, кто вызывал пожарную команду в шутку? А знаете ли вы, почему такие действия не допустимы? Ученики:
Бесполезные затраты бензина.
Изнашивается пожарный автомобиль.
Но самое главное: в это время действительно где-нибудь может случится пожар, и кому-то нужна помощь.
Стих
Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин В часть к пожарным «101» (показ)
Игра «Вызов по телефону пожарной команды».
Ученик звонит по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось:
называет адрес, где горит;
свой номер телефона;
свою фамилию;
на каком этаже горит;
как лучше подъехать к дому.
(Всё это нужно сообщить быстро, без запинок)
Технология «Незаконченные предложения».
От малой искры - большой ... . (огонь).
Огонь огнём не потушишь, ищи ... . (воду).
Сенкан (Стихотворение из 5 строчек)
Огонь
..., ... . (Большой, яркий)
…, ..., ... . (Горит, жжётся, греет)
… … … … (Без него трудно прожить)
…(Пожар)
Микрофон
Учитель. Предлагаю вам сотрудничество.
Давайте вместе создадим памятку
«Как себя вести при пожаре».
(Говорят желающие в микрофон)
Учитель. На этом наша встреча закончена. Спасибо за сотрудничество.