Педагогический совет: Стили педагогического общения.


Педагогический совет
Тема: «Стили педагогического общения».
Цель. Формирование в дошкольной организации новой культуры общения, создание условий для перехода на субъект-субъектные отношения воспитателя и воспитанника в образовательном процессе.
Задачи.
Проанализировать опыт взаимодействия субъектов в образовательном процессе.
Определить стиль общения на уровне «администрация – педагогический коллектив», «педагогический коллектив – воспитанники», соотнести результаты с декларируемыми учреждением целями образования.
Разработать условия для перевода образовательного процесса в субъект - субъектную парадигму.
Методы:
Наглядные (рисованная наглядность, компьютерные средства).
Практические (действия воспитателей, моделирование разнообразных ситуаций, анализ собственной практической деятельности в воспитательном процессе).
Словесные (выступление психолога, воспитателей творческих групп).
По характеру педагогический совет: ролевая игра, дискуссия, «мозговая атака».
По составу участников: постоянный (участвует весь педагогический коллектив).
По месту и роли в образовательном процессе: тактический (рассматривает актуальные вопросы жизни детского сада, анализирует состояние нравственного воспитания, уровня культуры).
Повестка
Стиль руководства и стили педагогического общения воспитателя с воспитанниками: опыт взаимодействия всех участников образовательного процесса детского сада.
Учимся понимать друг друга.
(Словесный ринг: администрация «против» педагогов; педагоги «против» воспитанников; воспитанники «против» детского сада).
Мозговая атака: как преодолеть авторитарность в общении?
Подготовительный этап
На заседании методического совета обсуждаются цель и задачи педсовета, формулируется проблема, определяются руководители творческих групп.
Информационно-аналитическая часть (ответственный психолог). Задача: подготовить список литературы и тезисы по обозначенной проблеме; подобрать диагностические материалы и проанализировать их.
Организационная часть (ответственный: методист). Задача: определить место и сроки проведения педсовета, подготовить необходимую аппаратуру – технику, известить коллектив о проводимых диагностиках и т.д.
Творческая часть. Задача: разработать ход педсовета; проинтервьюировать участников педсовета, детей, родителей; обобщить отношение к проблеме всех субъектов образовательного процесса; продумать оформление педсовета – художественное, музыкальное; сделать необходимые фото- и видеоматериалы.
Алгоритм подготовительной работы
На заседании методического совета проводятся «круглые столы». Организуется обсуждение по вопросам:
- По мнению некоторых авторов, сегодня одна из ключевых проблем в образовании – несформированность педагогических коллективов, недостаточное сотрудничество педагогов. Так ли это?
- Общение – один из сильнейших факторов формирования личности. Общение воспитателя с воспитанником не равно передаче знаний: в результате общения происходит развитие всех сфер личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой). Какие способы общения усваивают дети в результате формально-ролевого общения воспитателя с воспитанниками?
Предлагается наметить самые «горячие точки» в обсуждаемом вопросе. Сначала – индивидуально. Каждый участник выпишет на листок не больше трех проблем, которые его тревожат больше всего. Это должно занять около пяти минут. Совет ведущему: заранее объявлять время, отведенное на каждый этап, и не выходить из этих рамок, иначе вы рискуете потерять темп.
После этого педагоги объединяются по двое и выбирают две-три проблемы, которые будут заявлены от их пары.
Дальше пары объединяются в четверки и делают то же самое: обсуждают предложенные каждой парой проблемы и выбирают из них две самые насущные. Работа в группах может занять до получаса. Все сформулированные проблемы обязательно нужно записать на доску или на большой лист бумаги.
Этот небольшой рассказ уже дает представление о том, как можно строить обсуждение не по шаблону. К тому же подобная работа позволяет выявить те вопросы, которые действительно волнуют педагогов детского сада. Это очень важно. Ни одна даже самая лучшая методика проведения педсовета не сработает, если вы выберете тему, которая не интересует воспитателей.
Если видите, что названные проблемы тривиальны. Тогда попробуйте преодолеть их стереотипное восприятие. Сначала нужно выстроить их по степени значимости. Затем предложите воспитателям разделиться на три группы. Каждая пусть выберет одну из самых важных проблем. Задача каждой группы – определить, почему проблемная ситуация никак не разрешается, повторяется с удручающим постоянством из года в год. Определив причины, группа должна наметить пути решения проблемы.
Следующий этап – доклады групп. Встреча начинается с мини-докладов групп: анализ причин и предложения по поводу выхода из проблемной ситуации. После доклада – обсуждение. Одна из двух остальных групп занимает позицию критиков, другая – защитников. Критики ищут в доводах и предложениях коллег слабые места, а защитники отмечают интересные, конструктивные моменты и, может быть, усиливают, развивают их своими предложениями.
Точно так же происходит с докладом второй группы, а потом и третьей. Только роли групп меняются: докладчик, защитник, критик. Лучше, если члены каждой группы на протяжении всей работы сидят рядом, одной командой.
Все высказанные тезисы необходимо записывать на доску, чтобы сформировать единое смысловое поле. Это должно стать правилом. Только тогда у людей будет складываться культура совместной мыслительной работы. Итоги обсуждения представляются в виде тезисов на педсовете.
Родителям и коллегам предлагаются вопросы для обсуждения до педсовета:
Согласны ли вы с утверждением: «Детский сад должен дать опыт общения детям?» О каком опыте идет речь? Каким, на ваш взгляд, должен быть этот опыт?
Всегда ли вы имеете возможность высказать свою точку зрения по проблеме, обсуждаемой на родительском собрании? Если нет, то почему?
Какой педсовет интереснее: тот, где методист сам рассказал (продемонстрировал с помощью технических средств) материал, или тот, где вы совместно с коллегами искали бы ответы на поставленные вопросы?
От чего вы больше всего устаете на собрании, педсовете?
Результаты оформляются в виде тезисов и сдаются в информационно-аналитическую группу.
Начинающим педагогам предлагается написать сочинение - миниатюру на тему: «Человек, с которым мне приятно общаться». Работы сдаются в творческую группу педсовета, которая самые интересные выдержки из сочинений оформляет в виде плакатов.
С педагогами проводятся:
Тест психолога «Стиль обучения».
Тренинг психолога «Коммуникации и общение».
Семинар «Методы преодоления конфликта».
Администрации детского сада и педагогам предлагается задание: Оцените стиль управления детским садом и свой стиль взаимодействия с воспитанниками.
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Стили руководства
Авторитарный Демократический Либеральный
Приемы принятия решений Единолично решает вопросы Перед принятием решения советуется с подчиненными Ждет указаний от руководства или решения совещаний
В нашем учреждении
Способ
доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается,
командует Предлагает, просит Просит, упрашивает
В нашем учреждении
Распределение ответственности Берет на себя или перекладывает на подчиненных Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
В нашем учреждении
Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
В нашем учреждении
Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников, старается от них избавиться Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
В нашем учреждении
Отношение к недостаткам собственных знаний Все знает – все умеет Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает критику Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
В нашем учреждении
Стиль общения Держит дистанцию, не общителен Дружески настроен, любит общение Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе
В нашем учреждении
Характер отношений с подчиненными Диктуется настроением Ровная манера поведения.
Постоянный самоконтроль Мягок, покладист
В нашем учреждении
Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дисциплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям Требует формальной дисциплины
В нашем учреждении
Отношение к моральному воздействию Считает наказание основным методом стимулирования, поощрение в исключительных случаях по праздникам избранных Использует различные виды стимулов - постоянно Действует таким же образом
Материал обрабатывается аналитической группой.
Содержание педсовета
Педсовет проводится в музыкальном зале. На стенах (на ватмане) написаны выдержки из сочинений, анкет родителей, воспитателей, рассказы детей. Столы поставлены так, чтобы можно было сидеть по группам.
1 группа – «аналитическая»;
2 группа – «администрация»;
3,4 группы – творческие группы по направлениям;
5 группа – «дети» (их роль играют педагоги из творческой группы).
Директор. Леббок утверждал: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». В умении общаться проявляется наш уровень воспитанности, наша культура. По мнению Д.Локка: «В дурно воспитанном человеке смелость приобретает вид грубости; ученость становится педантизмом; остроумие – шутовством, простота – неотесанностью, добродушие – льстивостью». Предмет нашего разговора сегодня – стили педагогического общения. Я предлагаю вместе порассуждать о культуре нашего учреждения, которая создается каждым педагогом в отдельности и формируется стиль общения наших детей, отражается в их поступках и делах.
Директор обозначает тему, проблему, цель и задачи педсовета.
Психолог, руководящий информационно-аналитической группой, подводит итоги предварительной работы.
Тезисы выступления педагога-психолога.
Человек, как субъект общения удовлетворяет потребности в эмоциональных контактах, в «уподоблении себе подобным», следовательно, общение должно приносить удовольствие. Всегда ли наши контакты соответствуют нашим ожиданиям? Всегда ли среда, в которой мы живем, способствует нашему развитию, раскрытию лучших качеств?
В ходе подготовки к педсовету информационно-аналитической группой установлено, что администрация детского сада считает свой стиль руководства либерально-демократическим. По мнению педагогического коллектива, этот стиль руководства правильнее охарактеризовать как авторитарный (6 человек), авторитарно-демократическим (6 человек), демократический (17 человек). В большинстве случаев преобладает слово «демократический». Для него характерно доверие и взаимопонимание. Каждый сотрудник может свободно выражать свои мнения по разным вопросам. Большинство проблем, вставших перед коллективом,обсуждается коллективно. Стремление прислушиваться к мнению своих сотрудников по самым разным вопросам объясняется не тем, что руководитель чего-то не понимает, а убеждением в том, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие лучше понять ситуацию и найти лучшее решение. Хорошо знающий дело и обстановку в коллективе, директор старается использовать рефлексивные методы управления, а при осуществлении контроля обращает особое внимание на конечный результат, не дергая по мелочам. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, для развития самостоятельности. Управление проходит без грубого нажима, опираясь на способности людей, уважение к их достоинству.
В оценке стиля работы воспитания мнения администрации, педагогов тоже расходятся. На основе итогов тематического контроля администрация сделала вывод, что в педагогической среде преобладает методически импровизационный стиль. По мнению большинства опрошенных педагогов, педагоги детского сада характеризуются рассуждающее – методическим стилем проведения занятий и режимных моментов.
Из 29 опрошенных педагогов:
10 - человек характеризуются эмоционально-импровизационным стилем воспитания;
11 - человек – эмоционально-методическим стилем;
6 - человек – методическим импровизационным;
2 - человека – рассуждающее - методическим стилем воспитания.
Это свидетельствует о желании и готовности большинства педагогов строить отношения с детьми на творческой основе, способности вести организованную учебную деятельность на основе диалога с детьми. Мы видим, как по-разному оценивают друг друга участники образовательного диалога. Дети старших групп назвали своих любимых педагогов, рассказали, что особенно приятно общаться с теми взрослыми, которые их любят и прощают им недостатки. Детей не обижает даже наказание, если оно заслуженное.
Выступление представителя творческой группы. Результаты просмотров организованной учебной деятельности в детском саду показали, что больше всего дети устают на занятиях от:
Монотонного объяснения воспитателя;
Резких замечаний в адрес детей;
Нагрузки в организованной учебной деятельности;
Однообразия;
Неинтересного материала;
Шумного поведения других детей;
Неудобной мебели.
Наше общение друг с другом и воспитанниками порою напоминает продолжительный монолог. Общаясь, мы рассматриваем воспитанника или коллегу как объект своего воздействия, и, по сути, общаемся сами с собой, не видим истинного собеседника, игнорируем его. Только диалог делает общение полноценным, дает возможность взаимного познания, самопознания и саморазвития партнеров по общению.
Диалог возможен только в случае соблюдения следующих правил взаимоотношений (правила высвечивается через мультимедийный проектор на экран):
Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние.
Безоценочное восприятие личности партнера, априорное доверие к его намерениям.
Восприятие партнера как равного, имеющего права на собственное мнение и собственное решение.
Содержанием общения должны быть не прописные истины и догмы, а проблемы, нерешенные вопросы.
Разговор ведется от своего имени, презентуются собственные истинные чувства и желания.
Попробуйте в представлении творческой группой сцене определить, какие из перечисленных правил были нарушены.
Сцена, разыгранная творческой группой
Утро. Улыбающийся воспитатель принимает детей, готовит их к предстоящей организованной учебной деятельности. Заходит директор.
Директор. Мария Ивановна, почему Вас не было на педсовете вчера?
Мария Ивановна. У меня заболел ребенок и я...
Директор (прерывает): Напишите объяснительную, а сейчас продолжайте работу.
(Подбегает методист).
Методист. Мария Ивановна. Вы не сдали сведения о диагностике детей, это безобразие! Вы всегда задерживаете все документы! Я напишу докладную на вас директору!
Мария Ивановна. Пишите.
Методист. А почему со мной так разговариваете?
(Мария Ивановна ничего не говоря, отходит. К ней подбегает воспитанник Саша).
Саша: Мария Ивановна, можно не идти на зарядку, у меня живот болит.
Мария Ивановна. У тебя Саша сто причин, только бы не ходить на зарядку. Быстро в зал.
Саша. Я правду говорю. Мария Ивановна.
Мария Ивановна (начиная занятие, резко): Садитесь красиво. Я кому сказала, ничего не трогать на столе, пока не разрешу. Кто будет разговаривать – удалю с занятия!
Педагоги называют ошибки, допущенные в общении, отмечают, как стиль общения с администрацией переходит на детей.
Выступление методиста о предшествующей к педсовету работе. На методическом совете, совете наставников, медико-психолого-педагогическом совете проводились круглые столы. Выделены «болевые точки»:
Сегодня одна из ключевых проблем в образовании – несформированность педагогического сотрудничества в педагогических коллективах. Так ли это в нашем детском саду?
Нужно ли учить воспитателей приемам делового общения?
Какие способы общения усваивают наши воспитанники в результате формально-ролевого общения с нами?
Предлагаются итоги обсуждения представить в виде минидокладов.
Выступающие говорят о разобщенности педагогического коллектива, о конфликтах, причины которых – неумение слышать собеседника, подчеркивают, что многому научились, на обучающих семинарах, что начал изменяться их стиль общения с воспитанниками, которые в процессе общения с педагогами усваивают не только знания, но и:
Творческое мышление;
Культуру речевого действия;
Культуру самонастройки на общение;
Умение управлять своим психоэмоциональным состоянием;
Культуру жестов и пластики движения;
Культуру эмоций;
Культуру восприятия коммуникативных действий партнера по общению.
Методист предлагает провести своеобразный эксперимент: Высказать друг другу негативные эмоции и освободиться от них.
Для этого администрации предлагается взять на себя роль «педагогов», педагогам – роль «администрации», а творческой группе роль «воспитанников». Каждой группе необходимо от «лица» взятой на себя роли высказать «противникам» претензии по организации и содержанию образовательного процесса, а противники должны в течение 10 секунд придумать оправдание или объяснение тому, что вызывает недовольство.
Начинается «Словесный ринг»: администрация «против» педагогов; педагоги «против» воспитанников, воспитанники «против» детского сада.
Сначала на «ринге» «администрация», которую изображают педагоги детского сада и «педагоги» (их играет администрация). Участники по очереди «наносят» словесные удары и защищаются.
«Администрация» обвиняет «педагогов» в необязательности, в опозданиях на работу и т.д. А «педагоги» говорят о необъективности «администрации», нетактичности в высказывании замечаний и т.д. Такой вид работы позволяет всему коллективу взглянуть на ситуацию глазами противоположной стороны, увидеть собственные недостатки и проблемы.
Затем ведущий приглашает на «ринг» «педагогов» и «детей».
В заключении формулируется вывод: понять друг друга можно, когда ты настроен на понимание.
Методист. Подводя итоги, попробуем провести мозговую атаку и ответить на ряд вопросов: как преодолеть авторитаризм в отношениях, как научиться понимать друг друга?
Педагоги высказывают по одному предложению. Аналитическая группа демонстрирует предложения на плакате «Смысловое поле».
Проект решения
Констатирующая часть.
Стиль руководства на уровне «администрация - педагогический коллектив» влияет на стиль педагогического общения всего учреждения. Культура общения предполагает открытый диалог между всеми участниками образовательного процесса, а для этого необходимо построение субъект-субъектных отношений в образовательном учреждении, взаимное уважение между администрацией, педагогами и воспитанниками.
Постановляющая часть.
С целью становления коммуникативной компетентности воспитателей и воспитанников:
Организовать работу для детей и родителей детско-родительский клуб «Давай поговорим».
Ввести курс кружка по психогимнастике.
При построении образовательного процесса отдавать предпочтение диалогическим формам обучения.
Психологу детского сада разработать комплект специфических средств психофизиологического исследования контингента воспитанников, регулярно проводить психодиагностику и по результатам ее строить работу с воспитателями и родителями.
Методисту, совместно с методическим советом, инициативной группой родителей, воспитателей, психологом разработать кодекс деловой этики работников дошкольного учреждения, утвердить его во всех структурах, считая обязательным для каждого участника образовательного процесса.
Методическому совету разработать условия для создания образовательного процесса, где могло бы осуществляться равноправное сотрудничество педагогов и воспитанников.
Советам самоуправления детского сада культивировать и обобщать опыт работы по созданию практик сотрудничества в образовательном процессе педагогов и воспитанников. Выпускать авторские проекты и программы.
Приложение 1
Тест «Стиль обучения в организованной учебной деятельности (ОУД)»
Анализ ответов на нижеследующие вопросы поможет Вам выявить основные достоинства и недостатки стиля Вашего обучения и воспитания.
Алгоритм действий при ответах на вопросы:
Внимательно прочтите все предложенные Вам вопросы.
Обратите внимание на ответы в колонках 1-4. Вы заметили, что варианты ответов совпадают? Например, на первый из вопросов ответ «нет» в первой и третьей колонке, ответ «да» - во второй и четвертой.
При повторном чтении отмечайте «галочками» свое отношение к вопросу, используя колонки 1-4. Причем необходимо отметить все «да» или все «нет» в строке предполагающие ответы на вопрос. Например, при ответе «нет» на первый из вопросов «галочками» должны быть отмечены ответы в колонках 1-3.
№ Вопросы Ответы
1 2 3 4
1. Вы составляете подробный план проведения ОУД? нет да нет да
2. Вы планируете ОУД лишь в общих чертах? да нет да нет
3. Часто ли Вы отклоняетесь от намеченного плана в процессе ОУД? да да да нет
4. Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив пробел в знаниях детей или трудности в усвоении нового материала? нет да да да
5. Можно ли сказать, что большая часть ОУД отводится на объяснение нового материала? да да нет нет
6. Может быть объяснению нового материала вы отводите отдельную ОУД? нет да да да
7. Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал детьми в процессе ОУД? нет да да да
8. Часто ли вы обращаетесь к детям в процессе объяснения? да да нет нет
9. Много ли времени отводите ответу отдельного воспитанника при проведении беседы? нет нет да да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы воспитанник исправил свою работу, ответ? нет нет да да
11. Всегда ли Вы добиваетесь правильных ответов? нет нет да да
12. Является ли для Вас правилом использование дополнительного материала при объяснении нового? нет да да да
13. Можно ли сказать, что Вы часто меняете виды, формы работы в ОУД? да да да нет
14. Привлекаете ли детей к участию при объяснении нового материала? да да нет да
15. Можно ли сказать, что Вы всегда сразу отвечаете на неожиданные вопросы детей? да нет нет нет
16. Вы постоянно следите за активностью всех детей в ОУД? нет да нет нет
17. Как правило, Вы сами исправляете ошибки своих воспитанников? да да нет нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки ОУД? нет нет да да
19. Вы строго следите за тем, чтобы дети выполняли работы до конца? нет да нет да
20. Вы всегда анализируете ответ, работу воспитанника? нет да да да
21. Резко ли отличаются Ваши требования к сильным и слабым воспитанникам? да нет нет нет
22. Поощряете ли воспитанников за хорошие работы? да да да нет
23. Порицаете ли Вы детей за плохую работу? нет да нет да
24. Можно ли сказать, что Вы систематически контролируете знания детей? нет да да да
25. Систематически ли Вы проверяете пройденный материал? нет да да да
Ответив на все вопросы, подсчитайте количество «галочек» в каждой колонке. Подчеркните ту из них, где количество «галочек» максимально.
Используя таблицу 1, определите, к какому стилю педагога можно отнести вашу профессиональную деятельность.
Таблица 1.
Номер колонки с максимальным количеством «галочек» Стиль преподавания
1 Эмоционально-импровизационный
2 Эмоционально-методический
3 Методически-импровизационный
4 Рассуждающе - методический
В зависимости от выделенного стиля обучения предлагаем следующие примерные рекомендации. На их основе Вы можете составить индивидуальный план работы по совершенствованию своего стиля преподавания.
Эмоционально-импровизационный стиль.
Вы обладаете многими достоинствами: высоким уровнем знаний, артистизмом, контактностью, проницательностью, умением интересно строить организованную учебную деятельность, умением увлечь детей и навыком руководства коллективной работой. Ваши занятия отличает благоприятный коммуникативный климат, разнообразие методов.
Однако, Вашу профессиональную деятельность характеризуют и определенные недостатки: отсутствует система закрепления и повторения учебного материала, недостаточен контроль за знаниями детей, особенно за знаниями, умениями, навыками слабых детей. Несколько завышена Ваша самооценка. Повышенная чувствительность обусловливает зависимость Вашего поведения от ситуации на занятии.
В результате у ваших дошкольников стойкий интерес к изучаемому материалу и высокая познавательная активность сочетаются с непрочными знаниями и компетентностью.
Рекомендуем вам уменьшить количество времени на объяснение, а в процессе объяснения обращать серьезное внимание на приемы, способствующие выявлению качества усвоения понятий и учебных навыков. Внимательно относитесь к уровню сформированности знаний слабых детей.
Не избегайте «скучной» работы – отработки правил, повторения заданий детьми. Смелее включайте ребенка в процесс обозначения проблемы, совместного поиска путей решения, самоорганизацию и рефлексию. Старайтесь активизировать внимание детей к материалу, не внешней развлекательностью, а проблемой, которая должна быть интересна ребенку.
Больше внимания уделяйте индивидуальному контролю, добиваясь полных ответов. Никогда не исправляйте ошибку, прерывая ребенка правильными пояснениями, помогите ему наводящими вопросами. Повышайте требовательность к выполнению работ воспитанников.
Эмоционально-методический стиль.
Вашу профессиональную деятельность отличают многие достоинства: высокий уровень знаний и компетентности, контактность, проницательность, высокая методичность, требовательность, умение интересно преподнести материал, умение активизировать детей, возбудив у них интерес к особенностям изучаемого материала, умение использовать и варьировать различные формы, методы и средства обучения. В результате у ваших детей прочные знания сочетаются с высокой активностью и сформированными навыками учебной деятельности.
Однако Вам свойственны и некоторые недостатки: несколько завышена самооценка. Ваше настроение зависит от ситуации на занятии, от активности воспитанников и дисциплины.
Рекомендуем Вам не раздражаться, набраться терпения и, если необходимо, несколько раз повторять тот материал, который не поняли воспитанники. Не исправляйте сразу неверные ответы, постарайтесь наводящими вопросами добиваться верных ответов. Изучите примеры варьирования, позволяющие каждый раз по-новому объяснять один и тот же материал. Может быть вам следует изучить методики Е.Шулешко, Н.М.Крыловой, Ш.А.Амонашвили?
Методически-импровизационный стиль.
Ваша профессиональная деятельность обладает многими достоинствами. Вам отличает высокий уровень знаний, контактность, проницательность, высокая методическая культура, требовательность к детям и к себе, внимательное отношение к уровню компетентности детей, объективная самооценка, сдержанность.
У Ваших воспитанников интерес к изучаемому материалу сочетаются с высокой компетентностью детей и сформированными навыками учения.
Однако Ваша система имеет резервы: необходимо смелее варьировать методы и формы обучения, изучать опыт коллег, у которых высокий темп ОУД не снижает его результативности.
Может Вам следует глубже изучить проектный метод обучения?
Рассуждающе-методический стиль.
Вашу профессиональную деятельность отличают многие достоинства: высокая методическая культура, внимательное отношение к уровню компетентности всех детей, высокая требовательность к воспитанникам.
Однако Вашу деятельность характеризуют и определенные недостатки: неумение постоянно поддерживать интерес у детей, использование одних и тех же методов и форм обучения, предпочтение репродуктивной деятельности детей продуктивной, творческой, самостоятельной деятельности.
В результате у Ваших детей сформированные навыки учебной деятельности сочетаются с отсутствием интереса. Пребывание на Ваших занятиях для многих детей утомительно и неинтересно.
Рекомендуем Вам шире использовать прием поощрения детей за поиск правильных решений заданий, даже если он и не ведет к верному результату. От эмоционального состояния Ваших детей в конечном счете зависит и результативность Вашей системы. Постарайтесь расширить свой арсенал методических приемов, форм и методов обучения.
Авторитарный стиль педагогического общения характеризуется следующими чертами:
Лидер (воспитатель) – над детским коллективом, он единолично планирует работу и несет единоличную ответственность;
Он постоянно проявляет неверие в силы воспитанников;
Указывает не только задание, но и способы выполнения, этапы; распределяет, кто с кем работает;
Чаще использует приказной тон, замечания, выпады к одним, восхваление других воспитанников;
Субъективная оценка личностей детей (часты замечания не по поводу работы, а по поводу личности).
У авторитарных воспитателей заметно снижение мотивации деятельности воспитанников.
Эмоциональный настрой воспитанников характеризует подавленность, и одновременно возникает вражда между воспитанниками.
Демократический стиль педагогического общения характеризуется следующими чертами:
Лидер внутри коллектива практикует коллективное принятие решений и разделение ответственности;
Проявляет веру в детей, в их силы;
Стимулирует самостоятельность в поиске решений задач детьми;
Оцениваются факты, а не личности.
Либерально-попустительский тип характеризует:
Неопределенная позиция лидера, его самоустранение от ответственности;
Отсутствие четких планов;
Неопределенность, непоследовательность в отношениях к детям;
Непредсказуемость, нелогичность оценок.
Результаты отечественной науки приводят результаты исследований этих типов педагогов в плане восприятия педагогов детей.
Оказалось, что автократы сильно недооценивают:
Развитие детей;
Инициативность, самостоятельность;
И преувеличивают:
Неорганизованность;
Недисциплинированность;
Лень;
Импульсивность.
Либералы, напротив, переоценивают:
Инициативность, самостоятельность;
Смелость;
Самолюбие;
И недооценивают:
Организованность;
Трудолюбие;
Ответственность;
Скромность.
У демократов сильных переоценок не было, их мнения более разнообразны и индивидуальны. Таким образом, авторитарные и либеральные педагоги допускают больше ошибок стереотипизации, у них более действует эффект ореола. Задание: Оцени свой стиль!