Публикация «Основные требования к современному уроку в начальной школе».


Публикация «Основные требования к современному уроку в начальной школе».
Учитель МОУ « СОШ №3г.Ершова» Толочкова О.В.
Всем нам рано или чуть позднее придется в своей работе реализовывать требования Стандартов второго поколения. Открывая учебники, которые переработаны и соответствуют новым стандартам, многие педагоги с удивлением обнаружили, что они не очень-то и отличаются от старых. Нигде нет указаний типа « а при выполнении этого задания формируем метапредметные умения». А работать над их формированием необходимо регулярно, в системе. Прежде всего каждый учитель должен иметь хорошую теоретическую подготовку, знать, что такое УУД и понимать, что работа над их формированием на каждом уроке необходима. Необходимо понимание того, что игнорирование новых требований к уроку может привести к тому, что когда нашим ученикам придется показывать свои знания и умения, они окажутся не готовыми к выполнению работ, составленных в соответствии с новыми стандартами.
Чем должен отличаться современный урок?
Современный урок – это:
Развитие школьника в процессе обучения;
Активная деятельность детей: работают все и работает каждый;
Проблемность: маленькое открытие каждый день;
Диалог, учет разных мнений, вариативность;
Творчество учителя и творчество учеников;
Интерес детей к учению, их желание учиться;
Освоение детьми способов действий;
Самостоятельность учащихся;
Сотрудничество школьников друг с другом и с учителем;
Индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам;
Четкость целей и ориентация на достижение результатов;
Связь с жизнью, решение практических задач;
Воспитание личности.
В соответствии с общими положениями ФГОС ООО в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Этот подход основывается на теоретических положениях концепции Выготского, Леонтьева, Эльконина, Давыдова, Гальперина, раскрывающие основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Системно-деятельностный подход предполагает разнообразие организационных форм деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося ( включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)
К современному уроку предъявляется ряд требований:
Учащиеся осознают цели своей деятельности. Ведется работа по усвоению детьми способов действий
Учащиеся принимают участие в целеполагании. Цели ставятся и учителем, и детьми.
На уроке используются не только предметные задания, но и компетентносные задачи, т.е. задания, связанные с применением предметных знаний для решения практических задач, с ориентацией в конкретных жизненных ситуациях.
В содержании урока представлены не только знания, умения и навыки, но и такие его элементы, как опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.
На уроке широко используются творческие, продуктивные задания, требующие применения знаний в новой или измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Например, на уроках русского языка:
при составлении предложений это может быть задание «придумай и запиши предложение в виде просьбы; выбери место, на которое поставишь вежливое слово». Или задание на создание нового продукта: узнай в толковом словаре значение слова «викторина», составь несколько вопросов для викторины, запиши свои вопросы, обдумай и запиши ответы. Составь свои ребусы, используя предлоги в и на.
На уроках литературного чтения: придумай новую сказку, изменив в ней количество действующих лиц и обстоятельств ( время действия, количество препятствий на пути героя)
На уроках математики это могут быть задания по преобразованию задач: измени вопрос( или условие) задачи так, чтобы задача решалась другим арифметическим действием, или измени условие так, чтобы задачу можно было решить разными способами. Это могут быть задания по превращению математического текста в задачу
На уроках окружающего мира: поиск информации и составление сообщений; задания на поиск ошибок, создание нового продукта ( сочинения, плаката, рассказа)
Практически каждое задание, предлагаемое учащимся на уроке, является развивающим, т.е. кроме решения дидактической задачи направлено на развитие какого-либо психического процесса или саморегуляции. Особенно значимыми для реализации ФГОС являются задания, способствующие достижению метапредметных результатов, направленные на формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных. Чаще всего задания являются комплексными, т.е. они позволяют формировать не одно, а несколько УУД, относящихся к разным группам.
На уроке широко используются проблемные методы обучения ( частично-поисковый, исследовательский). Организована поисковая, исследовательская деятельность учащихся.
Учащиеся активно привлекаются к созданию знаково-символических средств, моделей.
Используется оптимальное сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Широко используется работа детей в парах. В парах или группах учащиеся могут выполнять различные виды деятельности и типы заданий: взаимоконтроль и взаимоопрос, взаимная оценка, взаимообучение, взаимопомощь, совместное выполнение заданий, обсуждение проблемы, совместное выполнение творческих заданий, совместные игры. Диалоги, драматизации.
Совершенно иначе должно строится на уроке взаимодействие детей и учителя. Взаимодействие организуется в форме учебного сотрудничества. Должен преобладать демократический стиль общения, общения на уроке носит неформальный характер, дети инициативны в построении совместных с учителем и сверстниками действий, учащиеся владеют способом обращения к другому за помощью ( к соседу по парте, к учителю, к другому источнику информации)
Необходимо изменить подход к контролю и оценке на уроке:
Широко должны применяться приемы взаимоконтроля и взаимооценки, самоконтроля и самооценки. Учащиеся осваивают способы определения границы «знаю- не знаю», «умею – не умею»
Учебный процесс носит рефлексивный характер ( учащийся способен к рефлексии процесса и результата деятельности)
Используется либо безотметочное обучение , либо ослабление функции отметки как регулятора учебного процесса. Механизмом управления должно являться создание атмосферы творчества и увлеченности детей учебно-познавательной деятельностью.
Поощрение познавательной активности и самостоятельности.
Учитель проводит не только предметную, но и комплексную диагностику, позволяющую оценить в единстве достижения предметных и метапредметных результатов.
Итоговая оценка выпускника является основой для принятия решения о переводе обучающихся на следующую ступень общего образования. Итоговая оценка формируется на основе результатов промежуточной аттестации ( накопленной оценки, зафиксированной в форме портфеле учебных достижений) по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ ( по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе). Целью комплексной итоговой работы является оценка уровня сформированности учебной компетентности выпускников начальной школы, т.е. их способности работать с информацией. Представленной в различной форме( литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. Хочу обратить внимание учителей-предметников, работающих в начальной школе на необходимость серьезной теоретической подготовки детей на уроках музыки, изобразительного искусства, физической культуры. В пособии «Планируемые результаты».. представлены примерные работы по всем дисциплинам. Изучаемых в 1-4 классах.
Для учащихся начальной школы уже разработаны итоговые комплексные работы для 1-4 классов. Учителями данные работы проводятся обязательно, результаты сохраняются в портфолио обучающихся, учителем составляется анализ работы.
В этом учебном году наш 4-ый класс принял участие в ВПР. Данная работа проводилась с полным пониманием того, что дети 4-го класса не обучались по новым стандартам, и результат их работы будет служить отправной точкой для сравнения с результатами будущих 4-ых классов, которые уже проходят обучение по новым стандартам. Задания, представленные в ВПР , были достаточно сложными, гораздо сложнее тех, что представлены в итоговых работах. На методическом объединении мы анализировали , что в работах вызвало у детей наибольшее затруднение и сделали вывод, что нам необходимо обратить внимание на формирование умения:
При выполнении работы четко следовать инструкции
Учить детей не только давать ответ на вопрос, но и четко связно обосновывать его в письменной форме
У детей вызывают затруднения задания, связанные с исследовательской деятельностью ( выдвижение гипотизы, аргументация, вывод)
Для формирования данных умений недостаточно работы только по учебникам, необходимо активно участвовать в различных дистанционных конкурсах.
Используемая литература: «Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012