Доклад на тему: Повышение качества урока через использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения.



Повышение качества урока через использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения.
Доклад учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 1 с.Тарское» Пригородный район РСО-Алания Мерновой Татьяны Александровны.
с.Тарское, 2013 год
Тема: «Повышение качества урока через использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения».
 
 Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, -актуальная задача современного образования. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровье сберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.                                                                            
Здоровье сберегающая деятельность школы:
Диспансеризация;
Профилактические прививки;
Утренняя гимнастика;
Дни и Недели Здоровья;
Три урока физической культуры в неделю;
Двухразовое горячее питание
Спортивные школьные праздники;
Участие в спортивных соревнованиях;
Беседы о здоровье с учениками;
Беседы о здоровье с родителями;
Витаминизация;   Мною была выбрана тема по обобщенному опыту и самообразованию   « Повышение качества урока через использование здоровье сберегающих технологий в процессе обучения». Над этой темой я работала первый  год.
Цель темы:  внедрение здоровье сберегающих технологий в урок с целью повышения  его качества.
 Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье-это важнейший труд учителя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых 4 лет обучения, то добрая половина их – о здоровье.                         Элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей. Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения, стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок.  Надо всегда замечать внешние признаки усталости ученика:
потягивание,
встряхивание руками,
зевота,
закрывание глаз,
подпирание головы,
остановившийся взгляд,
ненужное перекладывание предметов,
разговор с соседом,
увеличение количества ошибок в ответах,
не восприятие вопроса,
задержка с ответом.
частую смену позы.
Опыт убеждает в том, что примерно у  всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя. Скрытые, замаскированные детской подвижностью недомогания и заболевания сердечно - сосудистой системы, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта очень часто являются не болезнью , а отклонением от нормального состояния здоровья. Многолетние наблюдения показали, что так называемое замедленное мышление – это во многих случаях следствие общего недомогания, которое не чувствует сам ребенок, а не каких-то физиологических изменений или нарушений функции клеток коры полушарий.
Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков.  Самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. С целью сохранения здоровья обучающихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день.    Если в расписании  урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.
  Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения обучающихся?  
Вот такие приемы я применяю на своих уроках.  Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похожа эта буква, нарисуй свое восприятие предмета, изобрази свое настроение, отношение к уроку, к теме и т.д. Дети на этих уроках вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.   Активно внедряю в практику своей работы игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровье сбережения. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.   Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников: хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего «да», «нет», «прошу слова».                                      Во время фронтального опроса использую игру с мячом или воздушным шариком: ученик ловит мяч на правильный ответ, не ловит - на неправильный или ловит шарик и дает свой вариант ответа. Эта технология имеет свои варианты.                                                            Кроме того можно проводить  две физкультминутки на одном уроке: для глаз и различных групп мышц. Физкультминутка часто сочетается с предметом и даже темой урока.  В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых позвоночника,
упражнения для ног,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области груди, лица, рук, ног,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.   Использую элементы театрализации с появлением литературных или театральных героев, словарную работу в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.    Приемы с соревнованиями благотворно влияют на здоровье детей.   Сохранению физического, нравственного, социального здоровья учащихся способствует также индивидуальная работа учителя с учениками на разных этапах урока.    «Уроки-праздники», способствуют сохранению здоровья учащихся. На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровье сбережения.    Здоровье сбережению служат уроки с использованием валеологического аспекта, они формируют внимательное отношение обучающихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.    Сознательно и целенаправленно способствует укреплению здоровья обучающихся выполнение практических заданий, когда включаются различные группы мышц, происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.    Здоровье сбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности. Чаще всего, если ребенок не справился с домашним заданием два-три раза, он теряет интерес к этому процессу. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности я  отношусь со всей ответственностью: соизмеряю объем и сложность с возможностями ученика. 
 Приобщаю к выполнению домашних заданий своих учеников: даю задания по трем уровням, то есть ребенок пусть сам выбирает себе объем задания по силам.  Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, подвижные игры на переменах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», недели здоровья, работа с родителями.  В следующем учебном году продолжу работать над этой темой по  самообразованию.