Программа для начальной школы «Ускоренное обучение игре в шахматы.

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Территориальная клубная система «Товарищ»
г. Москвы


.
Утверждаю
Директор Данильченко О.В.






«____» ______________ 2014 г.





Рабочая программа

по шахматам «Белая ладья»

Направленность:
Физкультурно-спортивная


Срок реализации – 3 года
Возраст детей 5 - 10 лет


Педагог Обыденных Геннадий Иванович
Высшая квалификационная категория


Планирование составлено на основе: учебник Сухин И.Г. « Шахматы для самых маленьких» Карпов А.Е.Школьный шахматный учебник «Учитесь шахматам»
Автор программы Сухин И.Г. Карпов А.Е.

Москва 2014 г.


Пояснительная записка
Цель программы
· дополнительное шахматное образование для обучающихся с 5 до 10 лет. Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей образованности детей, знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера.
Общая образованность – это знания о мире, соединенные с интеллектуальным потенциалом воспитанников: мобильностью и глубиной мышления, наличием творческих способностей, нравственных и эстетических ценностей, уверенности в своих силах и умения преодолевать трудности.
Теория и практика шахматной игры выстраивается в соответствии с логикой трех образовательных уровней: второй, первой и высшей лиг, принятых в нашем шахматном объединении. Каждая лига объединяет юных шахматистов на основе их примерно одинаковой подготовленности. Модели образовательных уровней лиг выстроены на основании выводов ведущих педагогов-психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о возможностях развивающего обучения. Важно, что развивающее обучение стимулирует психическое развитие детей, создает у них устойчивую познавательную мотивацию, способствует развитию разносторонних интересов и потребности в обучении. Развивающее обучение не только опирается на достигнутый воспитанниками уровень мышления, внимания, памяти и других психических процессов, но и активно создает "новые способы ориентировки в действительности, новые уровни познавательной деятельности" (В.А.Иванников, психолог).
Начальный образовательный уровень воспитанников шахматного объединения второй лиги достигается в результате усвоения краткой шахматной истории, шахматной азбуки, шахматной тактики, шахматной психологии (состязание умов и характеров), шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматным школам и направлениям), а также в результате систематического личного участия в соревнованиях и турнирах.
Углубленный образовательный уровень достигается обучающимися первой лиги шахматного объединения в результате усвоения системы взаимосвязанных основ комбинационной и позиционной игры, постигаемых методом сравнительного анализа шахматной игры различных шахматных школ и направлений.
Итоговый образовательный уровень достигается воспитанниками высшей лиги шахматного объединения в результате усвоения ими всего образовательного курса программы и итогового раздела "Основы стратегии шахматной игры методом сравнительного анализа теории Стейница и гипермодернизма".
Итоговый образовательный уровень высшей лиги не является результатом простого сложения всех образовательных уровней лиг. Образовательные уровни второй, первой и высшей лиг стимулируют расширение и развитие индивидуальных личностных возможностей воспитанников шахматного объединения. Образовательные уровни лиг гарантируют интеллектуальный рост каждого ребенкадо определенной ступени, с которой он может подняться на иной, более высокий качественный уровень игры.
Итоговый образовательный уровень высшей лиги соответствует современным требованиям к качеству дополнительного образования.
Психолого-педагогический процесс в шахматном объединении – это "восхождение" обучающегося от начального образовательного уровня второй лиги через углубленный курс первой лиги к итоговому образовательному уровню высшей лиги на основе углубления интереса ребят к шахматной игре, шахматной грамотности и творчеству, развития индивидуальных возможностей детей, воспитания у них способности к волевой регуляции поведения.
В шахматном объединении учитывается, что одинаковые условия для шахматного образования детей не всегда согласуются с конкретными возможностями самих воспитанников. Некоторые юные шахматисты не умеют согласовывать свои стремления со своими возможностями. Поэтому одна из ведущих задач шахматного объединения заключается в том, чтобы неравенство способностей воспитанников не переживалось детьми как несчастье и не отбивало интереса к познанию. В программе отражены методы работы по расширению возможностей ребенка. Например, переключение внимания воспитанника с собственных успехов на интерес к шахматной игре и, после успешного завершения этого этапа, на интересы шахматного коллектива.
В сферу шахматного образования входит развитие у детей способности к управлению собственным поведением и сознанием, саморегуляции, преодолению трудностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции поведения.
















Учебно - тематический
план
по шахматам
на 2014 - 2015 учебный год.
Первый год обучения
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часа.
Сентябрь.
Набор детей в группы.
История и легенды о возникновении шахмат. 2 часа
Шахматная доска: вертикали, горизонтали и диагонали,
обозначения полей.
Изложение правил передвижения фигур с упражнениями. 2 часа
Рокировка и взятие на проходе. 2 часа
Исход игры: шах, мат, пат, ничья. 2 часа
Октябрь. 8 часов
Линейный мат. 2 часа
Мат королем и ферзем. 2 часа
Мат королем и ладьей. 2 часа
Решение задач на мат в ход.
Запись шахматной партии. 2 часа

Ноябрь. 8 часов
Стадии шахматной партии: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Как можно проиграть партию за 2,3,4 хода.
Три принципа игры в дебюте; разбор партий, миниатюр. 2 часа
Центр. 2 часа
Мобилизация. 2 часа
Безопасность.
Решение задач на мат в один ход. 2 часа

Декабрь. 8 часов
Элементы шахматной техники и их роль в игре. 2 часа
Двойной удар. 2 часа
Открытое нападение.
Связка.
Решение задач на технику и мат в два хода 2 часа

Игра на турнире.
Разбор партий. 2 часа
Январь. 8 часов

Комбинация и ее роль в шахматной партии. Демонстрация примеров. 2 часа
Классификация комбинированных тактических приемов.
Отвлечение. 2 часа
Завлечение.
Рентген. 2 часа
Мат по последней горизонтали .
Спертый мат. 2 часа
Февраль. 8 часов

Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. 2 часа
Разбор партий, миниатюр. 2 часа
Игра на турнире.
Разбор партий учащихся. 2 часа
Решение задач на мат в два хода с помощью жертвы. 2 часа
Март. 8 часов
Комбинация на тему превращения. 2 часа
Правило квадрата.
Проведение пешки в ферзя. 2 часа
Игра на турнире. 2 часа
5 Разбор партий учащихся. 2часа
Апрель. 8 часов
Итальянская шахматная школа: история
возникновения, романтизм. 2 часа
А. Андерсен, бессмертная и вечнозеленая партия. 2 часа
Гамбиты как средство обострения борьбы 2 часа
Северный гамбит. Гамбит Эванса 2часа

Май. 8 часов
Конкурс решений комбинаций.
Турниры с укороченным контролем времени. 2 часа
Игра на турнире. 2 часа
Разбор партий обучающихся. 2 часа
Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике. 2 часа
8 часов
ИТОГО: 72 часа

Список литературы
Алехин А. А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991.
Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985.
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. – М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.
Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. – М.: СК Гардэ,2000.
Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000.
Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001.
Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. – Минск: МП Бесядзь, 1997.
Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М., 1980.
Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952.
Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. – М., 1979.
Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984.