Методика организации и проведения на базе школьного музея музыкально-литературной композиции «Подвиг и судьбы»










Методика организации и проведения на базе школьного музея музыкально-литературной композиции
«Подвиг и судьбы»
Автор: Вечерева Ольга Петровна
Место работы: МОУ СОШ №22 имени генерала армии
Черняховского И.Д.
Должность: учитель музыки, заместитель директора по воспитательной работе
Пояснительная записка
Областью применения данного мероприятия являются уроки краеведения на базе школьного музея, конференции, семинары, уроки мужества.
Возраст обучающихся 13-17 лет.
Цель: Развитие системы патриотического воспитания школьников,
направленного на формирование патриотических чувств, сознания гражданского долга.
Задачи:
На примерах проследить связь поколений, преемственность традиций и обычаев российского общества
Воспитывать у учащихся любовь к родному Отечеству, чувство гордости за его прошлое, активную жизненную позицию.
Формировать у школьников исследовательские и организаторские качества.
Формирование и развитие у учащихся интеллектуальных, и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности.
Ожидаемые результаты:
Воспитание патриотизма, гражданственности, активной жизненной позиции, милосердия у подрастающего поколения.
Привлечение большого количества учащихся к изучению истории родного края.
Выявление одаренных детей, обладающих ярко выраженными гуманитарными способностями и склонных к исследовательской работе.
Формы и методы реализации:
Исследовательская работа
Лекции
Семинары
Практические занятия
Конференции
Защита проектов
Видеоуроки
Экскурсии
Тематическое содержание
Работа по экспозициям школьного музея:
История развития школы
г. Воронеж в годы ВОВ
Дважды Герой Советского Союза И.Д. Черняховский
Выпускники школы - солдаты России
Перечень литературы для обучающихся и педагогов:
В. Гагин. Битва за Воронеж. - Воронеж, 2005г.
О. Дементьев. Шаг в бессмертие. - Псков, 2004г.
В.Г. Руденко. Ты в памяти и сердце моем, Афганистан. - Воронеж, 1996г.
В.Г. Руденко. Прощай, «шурави». - Воронеж, 1996г.
А.Я. Сухарев. Легендарный Черняховский. - Москва, 2005г.
Основные знания, умения и навыки, характеризующие результативность усвоения материала.
Самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее анализ и отбор необходимых фактов.
Представление в виде выступлений, презентаций результатов исследования.
Обсуждение результатов исследований.
Составлять биографическую справку, давать обобщенную оценку личности.
Излагать оценки событий.
Определять и аргументировать свое отношение к событиям и личностям.

Материально-техническое обеспечение:
Экспонаты школьного музея (картины, фотографии, письма, боевое снаряжение).
Телевизор
Видеокассеты
Книги
Газеты























Используемая литература:
Г.М. Анохина, Г.И. Веденеева, Т.М. Казакова. «Любите Россию!». ВОИПКРО, 1995г.
Записки Воронежских краеведов, вып. 3 Воронеж 1987г.
Г.И. Матюшин. Историческое Краеведение. - Москва, 1987г.
Музей и школа. Пособие для учителя. Под редакцией Г. Кудриной. Москва 1985г.
Г.Н. Рослякова. Воспитание юных россиян. - Воронеж, 1994г.























Подготовка историко-краеведческого урока:

Руководитель школьного музея обговаривает с советом музея тему.
Выбирается форма проведения мероприятия
Методы работы:

учитель сам глубоко заинтересован избранной темой.
юные краеведы ведут обязательно самостоятельные изыскания.
организуются интересные школьные экспедиции, походы, туристско-краеведческие лагеря.
соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.
учитель руководит исследованиями учеников, поддерживает атмосферу поиска.
учитель непосредственно участвует в исследовании вместе с учащимися.
- ученики знают, что результаты исследований будут бережно хранится в музее и широко использоваться в работе
На основе поисковых краеведческих работ идет отбор материалов.
Разрабатывается сценарий материала.
Выпускается газета «Музейная правда»
Место проведения историко-краеведческого урока: школьный музей «Подвиг и судьбы» МОУ СОШ №22 имени генерала армии Черняховского И.Д.







I Учитель: «Музей - это место, где знания неотделимы от нравственности, в нём обитает разум не только понимающий, но и чувствующий утраты, скорбящий о них. Ибо музеи - это храм поминовения тех, кого можно воскресить усилием сынов, не забывших долга относительно отцов
Ребята, наша задача - проследить связь поколений, которые выполняли и выполняют воинский долг - служение своему народу».
II Звучит песня « Даль великая». Слова: Р. Рождественского Музыка: Е. Птичкина
III Ученик-экскурсовод говорит на фоне музыки «А годы летят». Слова: Е.Долматовского Музыка: М. Фрадкина
Первая экспозиция музея посвящена истории школы и рассказывает о том, как в 1936 году на Октябрьском проспекте города Воронежа была открыта мужская семилетняя школа №22, директором которой был Туренко Иван Константинович. Смешанной она стала в 1954 году при директоре Муратове Василии Михайловиче.
В годы оккупации города Воронежа немецко-фашистскими захватчиками школа была переоборудована в военный советский госпиталь. В один из вражеских налетов, осколок взорвавшейся бомбы повредил здание, которое было восстановлено сразу же после освобождения города силами самих учеников и их родителей. Занятия проводились в три смены.
Начиная с 1962 года, пионерской дружине было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Черняховского Ивана Даниловича, который был командующий 60-ой армией, освобождавшей город. Пионеры 6 «В» класса под руководством классного руководителя Золотарёвой А.Н. начали изучать его жизнь. Из музеев и архив страны пошли отклики. Был создан отряд красных следопытов. Постепенно по инициативе Баранникова Михаила Васильевича, вся школа было привлечена к поисково-патриотической работе. Так всё начиналось... В 1995 г. школе было присвоено имя прославленного генерала, освобождавшего г. Воронеж от немецко-фашистских захватчиков И.Д.Черняховского.
В 2002 году школьный музеи получил государственный статус и новое название «Подвиг и судьбы». Здесь собран материал о людях разных поколений, объединяет то, что их имена тесно связаны с историей страны, с подвигом, да только судьбы у них разные.
IV ученик - экскурсовод: «II экспозиция музея - г.Воронеж в годы Великой Отечественной войны».
(выходит группа юных краеведов, работающих по изучению истории Великой отечественной войны на территории города Воронежа).
22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз.
Наступательная операция гитлеровцев на Воронежском направлении получила кодовое название «Бляу» («Синяя»). Для её осуществления фашистское командование создало специально в составе группы армии «Б» армейскую группировку «Вейнс» под командованием генерал - полковника барона фон Вейнса.
Фашисты полагали, что со взятием Воронежа сумеют добиться решающего успеха в ходе летней кампании. Листовки, обращенные к немецким солдатам, призывали: «Солдаты! За два года войны вся Европа склонилась перед вами. Ваши знамена прошелестели над городами Европы. Вам осталось взять Воронеж. Вот он перед вами. Возьмите его, заставьте склониться. Воронеж - это конец войны. Воронеж - это отдых. Вперёд!»
Обстановка в городе осложнилась в июне 1942 года. К этому времени штаб Юго-Западного фронта передислоцировался в Калач. Резко усилились
налёты вражеской авиации на Воронеж. 13 июня 1942 года немецкие самолёты сбросили бомбы в сад пионеров. Было убито и ранено много детей. 28 июня 1942 года немецко-фашистские войска неожиданно для советского командования перешли в наступление на южном крыле советско-германского фронта. Первый удар врага в летнем наступлении 1942 года был направлен на г. Воронеж. В течение нескольких дней город подвергался жестоким, непрерывным бомбардировкам с воздуха.
1 июля 1942 года во время воздушного боя над Воронежем геройский подвиг совершил лётчик 513-го полка 101-й авиационной истребительной дивизии П.В.О. младший лейтенант. В.Е.Колесниченко. Израсходовав боезапас, Колесниченко направил свою машину на немецкий бомбардировщик и таранил его. (Герой Советского Союза).
С 5 июля 1942 года развернулись бои советских воинов с врагом в пределах городской черты Воронежа. В течение нескольких дней гитлеровцам удалось захватить правобережные кварталы, исторический центр Воронежа. Однако их попытки переправиться на левый берег реки Воронеж были отражены. Левобережная часть города осталась в руках Красной армии.
12 августа 1942 года войска 40-й армии под командованием генерала М.М.Попова начали наступление с левого берега Воронежа, с боем форсировали реку Воронеж у Воронежской дамбы, закрепились на правом берегу в приречной части бывшей слободы Чижовки и создали на правобережье в южной части города плацдарм, получивший название Чижовского.
Попытки немцев ликвидировать Чижовский плацдарм были отбиты с большими для них потерями.
Немецко-фашистское командование вынуждено было направить в Воронеж крупное пополнение, сняв их др. участков фронта, из резерва. Этим защитники Воронежа помогли защитникам Сталинграда, где осенью 1942 года развернулось одно из решающих сражений Великой Отечественной Войны.
В ночь с 24 на 25 января 1943 года советские войска 60-ой армии под командованием генерала И.Д.Черняховского перешли в наступление. Утром 25 января Воронеж был полностью очищен от врага. На полуразрушенном здании гостиницы «Воронеж» советские войска водрузили красный флаг.
212 дней продолжались городские бои. Воронеж выстоял и победил. 25 января 1943 г. он был полностью очищен от захватчиков.
В ходе боёв гитлеровцы на 97% уничтожили город. Воронеж вошёл в число 15 наиболее разрушенных городов СССР. Его восстановили за 15 лет, хотя гитлеровская пропаганда предрекала, что его не восстановят и за 50 лет.
V Звучит песня «На безымянной высоте». Музыка М. Матусовского Слова В. Баснера
VI Ученик - экскурсовод о третьей экспозиции «И.Д.Черняховский - командующий 60-ой армией»
Переходим ещё к одной экспозиции, которая рассказывает о И.Д. Черняховском, человеке интересной судьбы, на истории жизни которого выросло не одно поколение учеников 22 школы.
Родился Иван Данилович 28 июня 1906 г. в городе Умань Киевской области в семье железнодорожника. Рано лишился родителей. С 12 лет вынужден был зарабатывать себе и младшим братьям и сестрам на хлеб. Работал на железной дороге.
Летом 1924 г. Черняховский уехал в Одесскую пехотную школу. Подав рапорт, был переведён на 2-й курс Киевского Артиллерийского училища. В 1938 г. Черняховского назначили на должность командира отдельного легкого танкового полка. В августе 1940 г. Ивана Даниловича назначили на должность заместителя командира 2-й танковой дивизии. В июне 1941 г. подполковник был переведён в г. Шауляй близ Восточной Пруссии.
В июньских боях 1941 г. полковник Черняховский командовал танковой дивизией, которая уже прославилась изумительной стойкостью, дисциплинированностью, сплочённостью её бойцов. В первой же встрече с фашистами 24 июня 1941 г. он мастерски провёл танковое сражение, заставив гитлеровцев топтаться на месте. Отходили солдаты Черняховского только по приказу, без паники, с боями. Он, в комбинезоне танкиста, всегда появлялся в самых угрожающих местах. Не растерявшись перед лицом врага, изматывал его, готовившись разгромить гитлеровскую армию.
В ночь со 2 на 3 июля 1942 г. немецкая армия определила направление главного удара.
Сотни вражеских самолетов непрерывно бомбили древний Воронеж. Дым пожарищ клубился над городом. Гитлеровцы бешено рвались к Дону. Ценой невероятных усилий и жертв Советские танковые дивизии заставили гитлеровцев отступать. Преследуя танки фашистов, Черняховский получил контузию.
Готовясь к наступлению, Черняховский особое внимание уделял изучению противника, организации разведки, при всех обстоятельствах старался не обострять отношения с командующими, спокойно и безупречно выполнял свои обязанности.
В ночь на 25 января 1943 г. немецко-фашистское командование начало отводить свои войска за реку Дон из района Воронежа. Армия генерала Черняховского немедленно перешла к преследованию противника. 29 января
1943 г. в районе Касторное было завершено окружение крупной группировки противника.
К числу самых дерзких и успешных операций, осуществленных генералом Черняховским была Вильнюсская, позволившая ему окружить фашистскую группировку в районе литовской столицы и, развивая наступление, первым ворваться на территорию Восточной Пруссии. 18 февраля 1945 года, менее чем за три месяца до окончания войны, в районе города Мельзак в Польше командующий фронтом был смертельно ранен осколком снаряда. В правительственном сообщении погибший генерал был назван «Одним из талантливейших молодых полководцев, выдвинувшихся в ходе Отечественной войны». Приказом Верховного Главнокомандующего в час погребения Черняховского Москва салютовала ему 24 артиллерийскими залпами из 134 орудий.
Похоронили генерала в Вильнюсе, освобождённом от гитлеровцев войсками под его командованием. В знак признания этой заслуги над могилой Черняховского был воздвигнут памятник работы скульптора Николая Томского. А город Интербург Калининградской области был переименован в Черняховск.
Учитель: Мог ли кто предполагать, что в 90-е годы, в период разгула националистических страстей, которым сопровождался распад Советского Союза, в Литве, обретшей независимость, будет потревожен прах её освободителя? Полководец, внесший бесценный вклад в разгром фашизма, оказался приравненным к «оккупантам». Его останки пришлось вывезти в Москву и перезахоронить на Новодевичьем кладбище. А надгробный памятник генерала, демонтированный властями Вильнюса, был перевезён в Воронеж, который в январе 1943 года был освобождён от фашистов 60-й армией под командованием Черняховского.
Звучит запись обращения сына Черняховского И.Д. Олега Ивановича к учащимся школы.

VII Учитель истории.
Мы переходим к большой экспозиции «Ученики школы - солдаты России».
Учитель: Пономарёв Александр Иванович - выпускник школы, участник военной операции в Чечне.
С 21 мая 2000 Пономарёв А.И. в должности командира СОБР направлен для выполнения служебно-боевых заданий на территории Чеченской республики. Во время одной из зачисток группа из 10 человек под командованием Пономарёва погнала в плотное кольцо чеченских боевиков. Завязался бой. Заметив действия командира, снайпер направил на его шею винтовку. Три ранения он получил в левую руку. Подкрепление вызвать не смогли т.к. рация была разбита. И, тем не менее, группа смогла прорвать кольцо и вырваться.
За боевые заслуги и умелое руководство, связанны с сохранением жизни подчинённых А.И был представлен к званию Героя России.
Выступление Пономарева А.И.
Ученик: В.Ф. Стариков.
Я хочу рассказать о человеке, который для меня Владимир Фёдорович Стариков, для многих учителей просто Володя. Нас с ним объединяет то, что мы учились в одной школе, мы ходили по одному и тому же школьному двору, только он в 80-х годах, а я сейчас. В школе, как вспоминают бывшие одноклассники Володи его дразнили «Старый». Но вот все его сверстники повзрослели. Появилась проседь, а он в памяти все остался молодым парнем. В школе мало чем выделялся среди других, может быть немного упорнее, настойчивее других. Невысокого роста он немного комплексован. И это заставило его заняться серьёзно спортом. Записавшись в с секцию бокса он быстро достиг успехов. Закончив 8 классов в 1983 г. Владимир поступает в Воронежское авиационное училище. Затем работает слесарем на заводе. Заглянув как-то в школу он встретил своего классного руководителя Телкову Валентину Николаевну, которая его не узнала. Из маленького, худенького паренька он превратился в высокого, сильного молодого человека. 12 октября 1986 года Владимир Стариков был призван в Вооружённые силы СССР. Службу проходил в в/ч пп 38021 в первом отдельном трубопроводном батальоне. Служба подходила к концу. Даже письмо прислал матери: «Скоро, даже очень скоро отпустят домой. После Нового года обязательно окажусь дома. Так, что мать притаривай к праздничному столу что-нибудь покрепче. Писать больше не надо сюда. Когда ответ придёт, меня уже уволят из армии и даже может в дороге буду. Горевать, мама, больше нечего. Скоро приеду. Переписка закончилась. Всё, ваш Владимир. 12.12.88г.»
Но так получилось, что немного задержали. И 22 января 1988г. он вместе с сослуживцами стоял на посту возле насосной станции. Духи напали завязался бой. Пытались увести Старикова с собой. Видимо он сумел вырваться, но пуля его настигла. Посмертно был представлен к ордену красной Звезды.
Судьба оказалась жестока к фамилии Стариковых, вслед за сыном не стало отца Фёдора Митрофановича, а затем не смогла пережить горя и мать Любовь Николаевна.
Вечная память солдату России Старикову Владимиру!
Песня «За того парня». Сл. - Р. Рождественского , муз. - Фрадкина.
.
Ученик: С.Помогалов.
Помогалов Сергей.
Я хочу рассказать о человеке, который особенно мне близок. Мы жили с ним в одном дворе. Для меня - Сергей Михайлович Помогалов, для наших общих с ним учителей он просто - Серёжа. В 1985 г. Сергей Помогалов закончил школу. Поступил и закончил Саратовское высшее командное училище. Женился на своей однокласснице Леночке. У них родилась дочка, тоже Леночка. В 1993 г. он отправлен в командировку в Чечню. Это была его первая командировка. Ему показалось, что ничто не сможет его остановить и сломить. Так уверенно он шел по жизни. В 1996г. Сергей второй раз едет в Чечню. И с дороги шлёт письмо своим родным, не зная, что оно последнее.

Зачитывается письмо.
«Здравствуйте, мои дорогие любимые Алёнки! У меня всё хорошо, ехали трое суток.
Стоим на месте. Всех нас приняли хорошо. Больше и не знаю о чём писать. Я вас всех люблю.
Целую вас крепко.
Сергей».
3 марта, возвращаясь с боевого задания, бронемашина попадает под обстрел. Серёжа погиб. Вечная память солдату России Сергею Помогалову!
Учитель: А. Рычин.
Александр Рычин
Саша Рычин родился 13 февраля 1981 г. В 1988 г. пошёл в первый класс в школу №22. Этот человек был умным, энергичным и целеустремлённым, что отмечали не только учителя, но и его друзья и одноклассники. Так же Саша был очень творческой личностью - писал стихи, песни, участвовал во всех классных и школьных мероприятиях. Вообщем, Сашу действительно можно было назвать «душой» любой компании. Он мечтал стать артистом, хотел добиться успеха и выступать на сцене. Но так сложилось, что дальнейшее обучение Саша продолжил в Воронежском колледже железнодорожного транспорта. В 2000г Александра Рычина призвали в ряды Российской Армии. Саша служит в военно-духовом оркестре. Его мечты начинают сбываться, он выступает на сцене, пишет и поёт свои песни, с друзьями создаёт группу «Чёрные береты». Служба подходит к концу, в кармане Саши уже лежит билет домой, но Саша решил остаться ещё раз пройти по площади со своим духовым оркестром.
9 мая 2002 года, участвуя в параде войск в Каспийске в составе духового оркестра Саша погиб в результате террористического акта.
Вечная память солдату России Рычину Александру.
Видеофильм о Рычине А. (запись его песен и эпизод теракта 9 мая 2002 г. в г. Каспийске).
Песня «Тишина» Сл. Л.Гурова Муз. Л.Гурова

Учитель: Идут годы поколения дедов и отцов меняет поколение сынов, которые достойно несут звание - солдата России, защитника родины.
Высказывание А.В. Суворова, как никакое подчёркивают значение этих слов: «Земля может сама себя накормить, земля может себя напоить, только защитить она себя не может. Так ведь кто-то должен её защищать».









13PAGE 15


13PAGE 141415