Тема : «В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» УМК «Перспективная начальная школа»

Муниципальное образовательное учреждение
«Кадуйская средняя общеобразовательная школа №1»











Открытый урок по литературному чтению
в 4 классе
Тема : «В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»
УМК «Перспективная начальная школа»




Выполнила: Овчинникова Е.В.,
учитель начальных классов


п. Кадуй
2014г.

Цели урока:
- познакомить со стихотворением В. В. Маяковского Хорошее отношение к лошадям»;
- развивать навыки выразительного чтения; воспитывать доброе отношение к живому.
Планируемые результаты:
Предметные:
- научатся выразительно читать произведение с определением логического ударения, пауз для передачи настроения;
- получать возможность научиться осознавать произведете искусства как отражение взглядов, настроения автора.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: принимают учебную задачу; участвуют в обсуждении плана выполнения задания.
Познавательные: читают текст; понимают содержание; отвечают на вопросы по учебному тексту.
Коммуникативные: участвуют в диалоге при обсуждении произведения.
Личностные: демонстрируют эмоциональное сопереживание прочитанному произведению.









Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения А. Кушнера «Сирень».
Обсуждение выставки рисунков.
- Рисунки получились разные, но, глядя на них, сразу понятно, что перед нами сирень. Кому из ребят удалось передать сходство с настоящей сиренью? Как это удалось? Чем пользуется художник для создания своего произведения, а чем поэт? Отметьте работы «особым взглядом» автора.
II. Введение в тему урока.
(На доске иллюстрация с изображением лошади) – Что вы знаете о лошади?
Объединившись в 3 группы обучающиеся записывают на отдельные листы информацию, которую они знают об этом животном.
- Выслушивание представителей групп.
- Как вы думаете о ком или о чём мы будем говорить на уроке?
(Выслушиваются предложения детей)
- Объявление темы урока. «Стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
ПI. Освоение нового материала.
Однажды В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, обычного, будничного голодающей Москве 1918 года: обессиленная от истощения лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в газете «Новая жизнь» было напечатано стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Прочитаем стихотворение Владимира Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Может быть, тогда станет понятнее, что такое особенная правда искусства.
Чтение стихотворения В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» учителем.
- Какие чувства, ощущения вызвало у вас стихотворение Маяковского? Что поразило вас в этом стихотворении?
Словарно-лексическая работа.
Круп - часть туловища лошади от спины до хвоста.
Зевака - обыватель, гуляющий без цели.
Кузнецкий мост - одна из центральных улиц в Москве,
Клешить - от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».
Плеща - слово образовано поэтом от глагола «плескаться».
Плоше - слово образовано поэтом от прилагательного «плохой».
Пошла (мысль) - от слова «пошлый» - заурядный, обыденный, не выделяющийся.
Пошла - форма прошедшего времени женского рода глагола «пойти».
Чтение стихотворения учащимися. Беседа по вопросам учебника.
Почему поэт в начале стихотворения использует короткие строки - из двух слов и даже из одного? Какой ритм это создаёт, и что этот ритм помогает передать? (Короткие строчки помогают подчеркнуть особый чеканный, отрывистый ритм цокающих по мостовой копыт.
Какие звуки повторяются в строчках на цветном фоне? Почему именно эти звуки? Помогют ли эти и другие звуки передать впечатление обледенелой улицы и цокота лошадиных копыт? Как называется такой прием? (Звукопись.)
- В этих строчках повторяются звуки [гр], неприятные и резкие, как скрежет копыт по льду;
Били копыта. Пели будто:
-Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
-Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп Грохнулась...
- Приём, с помощью которого поэту удаётся передать впечатление цокота лошадиных копыт по обледенелой улице, называется звукописью.
Звукописью же, точно подобранным сочетанием звуков, поэт передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал». Какой еще повторяющийся звук помогает создать впечатление прогуливающихся по улице бездельников-зевак с их неспешной шаркающей походкой? (Это: звуки [шэ], [шы], повторяющиеся в строчке: «Штаны пришедшие Кузнецким клешить». Это звуковое впечатление обобщается в слове «шелест». «Шелестом» герой называет шум шамкающей толпы, окружающей его: «И какая-то общая / звериная тоска / плеща вылилась из меня и расплылась в шелесте».) Каким общим словом поэт называет смех и улюлюканье толпы? (Поэт называет улюлюканье толпы, окружившей упавшую лошадь, воем: «Смеялся Кузнецкий Лишь один я /голос свой не вмешивал в вой ему».) Близко ли герой подошёл к упавшей лошади? Наклонился ли он к ней? Почему вы так думаете? (Из текста понятно, что герой подошел близко к упавшей лошади, наклонился над ней, заглянул в глаза, увидел в них капли слез: «Подошёл и вижу /глаза лошадиные... / Улица опрокинулась, / течет по-своему... /Подошёл и вижу -за каплицей каплица /по морде катится, /прячется в шерсти».)
Чем отличается от толпы герой стихотворения? (Зеваки, «штаны пришедшие Кузнецким клешить», смеются над упавшей лошадью, не проявляют сострадания. Они не чувствуют боли живого существа. Её ощущает лишь герой. Он видит глаза и слезы лошади. Он понимает, что всем живым существам - и людям, и животным - бывает больно и страшно.)
Какое чувство охватило героя при взгляде на лошадь? Это чувство жалости или какое-то другое, более сложное чувство? Передалось ли оно лошади? Почему ты так думаешь? (Душа героя откликалась на боль, испытываемую лошадью. В то же время, кроме чувства жалости к упавшей лошади, героя охватила «какая-то общая /звериная тоска», вызванная жестокостью толпы, её готовностью посмеяться над чужой бедой.)
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
- В стихотворении короткие строчки расположены лесенкой, и читается оно отрывисто, с пayзой в конце каждой строчки. Прочитайте стихотворение так, как советует Евдокия Васильевна. [ Первоначально стихотворение было названо «Отношение к лошадям». Подумаем, почему поэт изменил заглавие.
Какой вы представляете лошадь в начале стихотворения? (Ответы учащихся.) - В том же номере газеты «Новая жизнь» был напечатан очерк М. Горького
«В большом городе» об уличном происшествии в Петрограде:
«Лошадь, истощенная трудом и голодом, упала. Лошадь плачет, вялые веки судорожно выжимают из мутных глаз большие, грязноватые слезы. Ее окружает толпа угрюмых людей, которым. видимо, некуда спешить: они говорят о том, что лошадь стара, воз нагружен не по силам ей, извозчик, присев на тумбу, рассказывает о дороговизне корма и пророчит: „Скоро все поумираем от бескормицы. И люди тоже"».
- А какой вы представляете лошадь в конце стихотворения? Прочитайте. Почему так изменилась лошадь? (Лошадь нашла сопереживающего ей человека, и это придаю ей силы. Лошадь вдруг подняласъ на ноги, пошла и стала в стойло, одерживая маленькую победу жизни над смертью, добра над злом.) Почему же «хорошее» отношение к лошадям? (Назвав своё стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», поэт призывает нас не быть бессердечными и жестокими по отношению ко всему окружающему нас миру, учит сочувствию, доброте, милосердию.)
- Поэт именно к лошадям призывает нас относиться по-человечески? (Герой говорит, обрашясъ к лошади: «Деточка! Все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь». Поэт говорит о том, что в жизни каждого наступает момент, когда необходимы сочувствие, сострадание, поддержка.)
- Знаменитая фраза из стихотворения: «Все мы немножко лошади», стала крылатой.
IV. Итог урока.
Любая жизнь ценна, прекрасна, дети.
И, наблюдая, думаем подчас,
Что на большой и голубой планете
Не можем мы без них, или они без нас?
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения.