Реализация личностно-деятельностного подхода через применение технологии проектного обучения как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.


«Реализация личностно-деятельностного подхода через применение технологии проектного обучения как условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Исходя из концепции развивающего обучения Эльконина-Давыдова, личность развивается в процессе обучения, следовательно, перед нами стоит задача создания новых условий для развития личности, то есть нового способа построения учебно-воспитательного процесса.
Передавая детям знания, отчужденные от собственного опыта, школа воспитывает всезнайку-энциклопедиста и теряет при этом творца, деятеля.
Не случайно именно сегодня всё чаще звучат призывы повернуться к личности ученика, создать условия для становления ее как субъекта собственной жизни. Через создание этих условий и можно повысить качество образования.
Главный метод в технологии личностно-ориентированного обучения – формирование и развитие познавательной активности и развитие интеллектуальных способностей ребёнка.
Одной из основных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Всё это можно реализовать через применение технологии метода проектов.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями:
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить”
Метод проектов в педагогике используется достаточно длительное время. Любой учитель сегодня может поделиться разнообразием сферы применения данной образовательной технологии. В моей педагогической практике использование метода проектов направлено на формирование успешной социализации личности.
Сущность социализации можно определить и таким образом: “это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны усвоение индивидом (ребенком) социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны – это процесс активного включения в социальную среду. То есть через свою активность ребенок приспосабливается к определенным занятиям, получает навыки, участвует в обмене опытом . Ключевым фактором формирования успешной социализации личности является информационно-коммуникативная компетенция учащегося. Поэтому при реализации какого-либо социально-образовательного проекта предполагается не только стимулирование развития личностного потенциала ребенка, но и создание условий становления информационно-коммуникативной компетенции.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности, которым присуще отличительные особенности:
– наличие личностно значимой проблемы, социально значимых целей и задач, средств достижения поставленных целей и задач;
– самостоятельное планирование действий по разрешению проблемы;
– самостоятельный поиск информации, ее обработка и осмысление;
– творческое оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности (плакат, реферат, изделие, модель, альманах, мультимедийная презентация и т.п.);– презентация «продукта» и его социальной значимости;
– наличие сопровождающей и отчетной документации;
– рефлексия собственной деятельности.
Метод проектов можно и нужно применять, так как он позволяет закреплять полученные на уроках знаний, умений и навыков, усваивать новую информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию компетенций.
Проектная и исследовательская деятельность способствует повышению мотивации к обучению у обучающихся. С уверенностью могу сказать, что исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать, а не подавлять. В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательное учреждение. В течение всего учебного года к работе над проектами по разным темам привлекаются все учащиеся. Но, к сожалению, не все учащиеся могут в полной мере выполнить тот или иной проект.
Эту проблему стараюсь решить через индивидуальное консультирование учащихся, привлечение учащихся к участию в групповых проектах.
Таким образом, учебным результатом выступает опыт проектирования, способность создавать и защищать собственный продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в проблему, проживание «ситуации успеха» ребенок делает открытия в самом себе, в товарищах, в окружающем мире, в предмете исследования.
Диагностика результативности проектной деятельности отслеживается через:
-анализ выполненных проектов по заданным критериям;
-интерес учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;
-анкетирование учащихся;
-наблюдение за учеником;
-тестирование межличностных отношений, эмоционального климата в коллективе;
-сравнение результатов учащегося по возрастным этапам;
-портфолио достижений учащегося;
-участие в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах.
Эффективность проектной методики высока. Это проявляется в показателях положительной динамики изменения качественного владения технологией, которая выражается в продуктах проектной деятельности (проекты учебных тем, уроков, программы развития учащихся и т.д.).
В ходе такой работы, обучая всех, ты реально можешь дойти до каждого. В этом случае индивидуальный подход к ученику предполагает новую трактовку: отказ от ориентировки на среднего ученика.
Осуществляя индивидуальный подход, стараешься установить личный контакт с каждым учеником. На основе смыслового общения, уровень которого, зависит от возможностей каждого ребенка, главное распознать потенциал, разглядеть и использовать индивидуальные способности каждого ученика.
Сегодня необходимо подготовить будущих специалистов, готовых решать нестандартные проблемы, а начинает их готовить к жизни вместе с семьей школа. «Многое из того, что усваивает ученик, забывается, но зато остается привычка определенным образом работать над материалом. Стало быть, ценны не одни знания, а, прежде всего, способы, какими они разрабатываются»,- Вахтеров В.П.
Работая над проектом, ребёнок проживает роль ученого, художника, автора и вместе с этим в его уме возникает тот самый мыслительный процесс, какой переживают профессионалы в ходе работы над своим продуктом деятельности, а так же это даёт ощущение значимости и сопричастности к общему делу каждого. Помимо глубоких знаний, через проетную деятельность идет личностное становление учащихся: у них формируются навыки общения с взрослыми и сверстниками, чувство ответственности, которое далеко не всем присуще в этом возрасте. И здесь учителю важно проявлять терпимость к детским недостаткам, оптимистическую веру в своего ученика, избегать прямого принуждения и отдавать предпочтение положительному стимулированию. Ребенок имеет право на ошибку, порой «проживание» личного отрицательного опыта является более значимым для его становления.
Результативность применение технологии проектного обучения
Метод проектов я использую в своей практике не первый год. Сейчас могу сказать, что попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочное время, во внеклассной работе оказались успешными.
Примером этому могут служить следующие проекты:
«Музей живой природы», «Лук от всех недуг». «Плесень», «Целебные свойства комнатных растений» «Получение кисломолочных продуктов в домашних условиях», «Жилища животных», «Эволюция голосеменных растений», «Моё любимое дерево», «Растения-меловики Хвалынского национального парка», «Придорожная трава», «Пивной алкоголизм: миф или реальность»?
Научно-практические конференции
№ Ф.И.О. Класс Год Конкурс Уровень Место
1 Строкина Ольга 9 2014-2015 Научно-практическая конференция
Исследовательский проект муниципальный 1
2 Панькина Ксения 11 2014-2015 Научно-практическая конференция
Исследовательский проект муниципальный 2
3 Базаров Андрей 9 2014-2015 Научно-практическая конференция
Исследовательский проект муниципальный 2
4 Логурёва Валя 9 2014-2015 Научно-практическая конференция
Исследовательский проект Всероссийский 1
5 Логанова 9 2014-2015 Научно-практическая конференция
Исследовательский проект всероссийский 2
Метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться как на уроках. Так и во внеурочной деятельности. При этом учебный процесс существенно отличается от традиционного обучения и требует правильной организации, а это необходимо для реализации стандартов второго поколения. Несомненно при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.