Конспект к уроку изобразительного искусства Синь России 4 класс

Тема: СИНЬ РОССИИ (гжельская роспись).
Цели:
1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её форм, особенностью росписи.
2. Воспитывать нравственно – эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, её истории и культуре.
3. Развивать творческую активность, навыки работы с акварельными красками.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации с изображением Гжельской керамики.
Схема – таблица с изображением гжельских узоров.
Презентация «Синяя сказка Гжели».
Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:
1.Оргмомент.

2.Повторение предыдущей темы. СЛАЙД 2
А) Ребята. Вы любите сказки? Сегодня я вам предлагаю отправится в сказку, но не выдуманную, а реальную. Попробовать создать сказку своими руками. Вы готовы? Тогда начнём.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где–то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем есть!
Велика Россия наша
И талантлив наш народ,
Об искусниках-умельцах –
На весь мир молва идет!
- Сегодня мы продолжаем разговор о русских промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
- Давайте проверим, что вы усвоили с прошлых уроков. Перед вами предметы декоративного искусства. Определите, к каким народным промыслам они относятся?
-Что вам помогло распределить игрушки? (роспись).
-Молодцы! Какие ещё народные промыслы России вы знаете? А в нашем крае?
( Кисловодский фарфор)

Отгадайте загадку и узнаете, о каком народном промысле пойдет речь на уроке.

Сине – голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится!
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто росписьГжель.

Б ) Тест про гжель. СЛАЙД 3
Родина Гжели? ( Московская область)
Слово Гжель родственное слову ( жечь)
Роспись гжели выполняется .. ( кобальтом)

Новый материал. СЛАЙД6

А) Беседа о гжельской росписи.

- Сейчас всю глиняную посуду называют керамикой. Это слово произошло от греческого «керамос», что и значит глина.
Керамика бывает разная. Один из видов её – майолика, т.е. посуда, сделанная из цветной глины. А вот фарфор – тонкий, звучащий – делают из необыкновенно белой глины.
И все эти виды керамики можно встретить в произведениях гжельских мастеров (слайд ).
(слайд) ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость. В настоящее время изделия производят в тридцати селах и деревнях бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район). Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь».
(слайды) это белоснежные чайники, подсвечники, часы, фигурки людей, животных, шахматы.
1ученик: Сине - белая посуда,
Расскажи – ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми
Так, что глаз не оторвать,
Ах, какая благодать!

2 ученик: Сотворили это чудо не за тридевять земель,
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!
Из расписанной посуды есть вкусней и веселей!
3 ученик: Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашечку
Легко перенесла.

4 ученик: Поверить трудно: неужели,
Всего два цвета? Чудеса!
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны,
Прекрасны нынче, как вчера!

5 ученик: Сколько б ни летели миллионы дней,
Мы без нашей Гжели, словно без корней.
Белизны и сини нежные цветы,
Это всё Россия – мама, папа, ты!

Во время ВОВ заводы по изготовлению гжельской керамики были закрыты. Враг рвался к Москве, наносил авиаудары. Дым, вырывавшийся из печей во время обжига глины, выдавал место положения заводов. Заводы пришлось закрыть. Возрождение отрасли началось в 1945 году.
И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за её пределами. И в туманной Англии, и в солнечной Италии, и в элегантной Франции, и в загадочной Японии многие люди пьют чай из сине – белых чашек, а чай наливают из гжельских чайников
Узоры на гжельской посуде тоже самые разные.
Б ) Повторение названия узоров СЛАЙД
Бордюры.
Капельки.
Агашка – роза.
(слайд ) Не только в росписи, но и по форме гжельские изделия отличаются от других. Это квасники – декоративные кувшины, с кольцевидным туловом, высокий куполообразный, с крышкой, длинным изогнутым носиком, часто на четырёх округлых ножках.
Кумганы – подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные и весёлые. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, любоваться ею (слайд 15)
4..Постановка художественной задачи.
- А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Вам предстоит создать свой эскиз сказочного кувшина-кумгана. У каждого из вас на рабочем листе заготовка, которую нужно украсить гжельской росписью. Для вдохновения перед вами образцы гжельской росписи.
Приступаем к работе.
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
5. Физминутка.
Давайте немного отдохнём, и потом будем работать дальше.
Краску синюю берем
И бордюры проведем.
Раз мазок, два мазок,
Получается цветок.
Синей краской нарисуем
Лепестки цветка,
Роза получается.
Ваза хороша!


6. Выполнение практического задания.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.

Подведение итогов.
Выставка детских работ.
- Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Все работы мне понравились, вы молодцы (выставление оценок за практическую работу).
ое место на карточке. егодняшнего урока. гиваем в нужное место).
лых ножках.
















15