Опыт работы. Повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий


Велижанская Валентина Викторовна, учитель технологии МБОУ СОШ №1 г. Когалым.
Повышение эффективности образовательного процесса через использование информационно-коммуникационных технологий
Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский
Для нашего времени характерно снижение уровня мотивации обучения, и прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Не является исключением и технология. Поэтому необходимо использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников к информационным технологиям для повышения и поддержания уровня мотивации к предмету «Технология».
Большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, доказательное объяснение материала, четкая структура урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.п. – все это является мощным средством развития познавательного интереса у учащихся.
Задача учителя — создать обучающую среду, которая позволит ребенку учиться через свой опыт мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать свои творческие и практические способности.
В основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. В число современных образовательных технологий, используемых педагогическим работником в практической профессиональной деятельности, входят информационно-коммуникационные технологии. Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации учащимся средством осуществления, которых является компьютер.
При этом компьютер выполняет следующие функции:
1. В функции учителя компьютер представляет собой:
· источник учебной информации;
· наглядное пособие;
· средство диагностики и контроля.
2. В функции рабочего инструмента:
· средство подготовки текстов, их хранение;
· графический редактор;
· средство подготовки выступлений.
Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
К. Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка, каким – нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро. Если вы входите в класс, от которого трудно
добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Цель моего опыта работы заключается в том, чтобы продемонстрировать целесообразность проведения уроков с применением информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
1.Создать условия для реализации познавательного интереса учащихся.
2.Формировать навыки к самообразованию и саморазвитию.
3.Развивать мотивацию к изучению предмета, творческие способности, наглядно-образное, логическое мышление, кругозор и внимание.
4.Воспитывать чувства ответственности, национальную культуру.
Использование информационно-коммуникационных технологий тем более актуально в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. Для подготовки и проведения урока, раньше, учителю приходилось много времени тратить на поиски дидактического и методического материалов, дополнительной литературы, подготовки классной доски.
Это было крайне неудобно. Самая красочная книга с закладками, для демонстрации ученикам репродукций во время объяснения материала, сокращало драгоценное время, отведенное для проведения практических, лабораторных работ на целых 20%.
Эксперты уж давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75% (Приложение2, рис.1,2). Презентации рассчитаны на любой тип восприятия информации. На одном слайде может находиться наиболее запоминающаяся информация для каждой категории людей: визуалов, аудиалов, кинестетиков (Приложение 1, рис.2).
Будущее потребует от наших учеников огромного запаса знаний в области современных технологий. В мире, который становится более зависимым от современных компьютерных технологий, школьники и учителя должны освоить новые жизненно необходимые навыки.
Поэтому информационно-коммуникативные технологии становятся неотъемлемым компонентом целостного образовательного процесса в каждом образовательном учреждении.
Благодаря применению информационно-коммуникационных технологий обеспечивается доступность и качественность образования, расширяются возможности индивидуализации учебного процесса, активизация самостоятельности и творческой активности каждого ученика, повышается уровень наглядности учебного материала.
Всю работу с информационно-коммуникационными технологиями для урока можно разделить на 3 блока:
Сбор информации для уроков
Применение информации на уроках
Хранение и обработка информации
Для использования компьютера в поддержке уроков необходимо программное обеспечение(Приложение 3, рис.1):
Операционная система Windows,
Пакет Microsoft Office (текстовый Word, презентации Power Point, Paint),
Сайты Интернета.
Работа с использованием программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов:
- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор учащихся;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Компьютерная поддержка уроков технологии применяется для организации и создания
Презентаций
Инструкционных карт
Тестов, кроссвордов
Построения чертежей
Проектной деятельности
VI. Раздаточного материала
Презентации. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи.
Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, проведения опытов, экспериментов, доказательств и т.д. заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Возможности Интернета, электронные учебники позволяют подобрать нужную позволяют подобрать или помочь учителю смоделировать нужную презентацию.
Проведение уроков с применением ИКТ в кабинете технологии возможно при наличии компьютера с проекционной доской или мультимедийного оборудования.
В своей работе я использую презентации тогда, когда возможности урока, кабинета не могут дать полного представления о данной теме.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках введения в тему (Приложение3, рис.2). Необходимо показать значимость учебного материала, рассказать о практической работе, изделиях, которые будут выполнять девочки. Всё это требуется для создания атмосферы заинтересованности, повышения мотивации. Для этого используется слайд-фильм. Он состоит из слайдов различного типа, содержащих информацию – текстовую, графическую, пояснительный текст.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках изучения нового материала (Приложение3, рис.2). Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по сравнению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:
- содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащимся быстро воспринять и усвоить полученную информацию;
- представляет открытую образовательную систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем информацию, как текстовую, так и графическую;
- удобен в использовании и хранении;
- позволяет при наличии экрана демонстрировать материал всем учащимся одновременно, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа перед монитором;
- позволяет сделать занятие более динамичным, сэкономить время для другого вида работы;
- дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным материалом при помощи компьютера.
Например, изучая тему раздела «Кулинария» «Дрожжевое тесто», в силу недостаточности времени для проведения полноценного практического задания, урок проводится в форме урока-лекции. На уроке необходима презентация технологии приготовления этого вида теста.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках – экскурсиях (Приложение3, рис2). Сегодня с помощью Интернет - технологий можно виртуально посетить музей, выставку. Например: при изучении темы «Декоративно-прикладное творчество». В рамках межпредметных связей использовать видеоряд «Картины из Третьяковской галереи» при изучении темы «Виды одежды». А также по темам «Мода», «Одежда и быт разных народов».
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках с элементами истории (Приложение 4, рис.1). Используя межпредметные связи с историей, можно познакомить учащихся с бытом наших предков. Презентации «История сарафана», «История юбки», «История фартука» наглядно показывают виды одежды русских женщин, влияние географических особенностей на вид отделки одежды, украшений. А также знакомит с костюмом прошлых веков.
Свой отбор информации для проведения уроков я делаю на основании учебной программы.
Инструкционные карты (Приложение 4, рис.1). Технологическая, инструкционная карта являются основным технологическим документом на уроке при выполнении практической работы. Инструкционные и инструкционно - технологические карты включают в себя графический и текстовый материал, сведения о характере выполняемого задания, требования к нему, материалах, инструментах, оборудовании и приспособлениях, трудовых операциях и их последовательности, а также о приемах организации труда, возможных ошибках и способах их устранения.
Располагая инструкционными и инструкционно - технологическими картами, учащиеся могут проводить производственные работы без вмешательства педагога. Кроме того, такие карты приучают учащихся самостоятельно выполнять работу, выбирая способы действий, определенную последовательность работы, необходимые инструменты, приспособления, оборудование.
За время работы в школе я подготовила банк технологических, инструкционных карт, которые значительно экономят время на уроке, позволяют ученицам проявлять максимум самостоятельности при выполнении работы, приучают к технологической грамотности: понимать и анализировать текст, выполнять работу по описанию. Технологические карты используются при выполнении кулинарных, швейных, конструкторских, проектных работ, работ по рукоделию и т.д.
Технологические карты по кулинарии содержат рецептуру, технологию приготовления блюда. На практических занятиях это документ коллективной отчетности. Учителю карта позволяет точнее производить учет и качество выполненной работы – оценки на уроке кулинарии выставляются не формально, так как часто учителю сложно отследить работу всех учениц одновременно, а фактически.
Технологическая карта по швейным работам, как правило, является индивидуальным раздаточным материалом.
Тесты и кроссворды (Приложение 4, рис.1). Для проверки знаний учащихся можно использовать различные формы и методы контроля знаний:
Тестовые задания:
- открытые (с вариантами ответов)
- закрытые (без вариантов ответов)
- на совмещение вариантов ответов
- на составление последовательности
- смешанные
- проверочные и контрольные работы
- срезы знаний
- игры в виде загадок: кроссворды, загадки, шарады и.т.д.
С целью контроля знаний можно использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют быстро оценить знания по усвоению темы. От преподавателей компьютер выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влиянию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения.
Построение чертежей (Приложение 4, рис.2). При построении чертежей на уроках я также использую инструкционные карты.
Наличие в классе мультимедийного проектора позволяет строить чертежи на уроке с помощью к графического редактора Power Point.
Проектная деятельность (Приложение 4, рис.2). Для развития мотивации к проектной деятельности применяю:
1. Компьютерную презентацию о самом творческом проекте.
2. Коллекция идей. Каждая тема по выполнению проектной работы начинается с показа презентации изделий данной тематики. Такие банки расширяют кругозор, позволяют быстрее сориентироваться в выборе темы проекта.
3. Архив проектных рефератов.
Часть проектных, недавно выполненных, работ хранится в электронном виде. Остальные лучшие проектные рефераты в специальных папках «Проекты».
4. Инструкционные карты последовательности выполнения проекта. Выполнение каждого проекта требует особого подхода. Разработан алгоритм последовательности выполнения проекта. Как индивидуального, так и коллективного.
5. Для подготовки презентации по защите проекта учащимся раздаются карточки - краткий план защиты проекта. Защиту проекта также сохраняю.
Раздаточный материал. Так как информации в учебниках много, а есть такая, от которой во многом зависит усвоение материала, для сокращения времени на запись всего необходимого даже в сжатом виде, использую распечатанные заготовки, которые ученицы вклеивают в конспекты.
Например: терминология определённых работ, устройство швейной машины, машинные швы, первичная и тепловая обработка продуктов и.т.д.
Электронные учебники, пособия и презентации, применяемые мною на уроках технологии (Приложение 5, рис.1).
1. «Энциклопедия вкусной жизни»
2. «Крой и шитье. Юбки»
3. «Женская одежда. Выкройки»,
4. «Одежда для женщин. Блузки»
5. Презентации к урокам (5-8 классы), копилка электронных ресурсов для уроков технологии.
Современному педагогу всё сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера и электронных средств обучения. Представление учебного материала в традиционной форме обучения (используя объяснительно-иллюстративный метод представления материала) уже не способствует повышению роли предмета технология в рейтинге других предметов, не формирует интерес к данному предмету. Дети считают этот предмет не нужным в современной жизни, так как сегодня всё, что необходимо человеку можно купить.
Чтобы изменить отношение к предмету технология и повысить мотивацию учащихся к изучению данного предмета необходимо использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии – (совокупность массовых способов и приемов накопления, передачи и обработки информации с использованием современных технических и программных средств), которые являются эффективным и
современным инструментом развития познавательной деятельности учащихся.
Использование информационно-коммуникационных технологий повышает не только интерес к предмету, но и воспитывает национальную культуру, приобщает к красоте, расширяет кругозор, удерживает внимание учащихся, представляя материал в меняющейся ситуации.
Разрабатывая свой дидактический инструментарий, учитель технологии может хранить его на электронных носителях, при необходимости применяя на уроке (например, тестовые формы контроля знаний детей) и вне его (например, проработка ребёнком пропущенного материала урока в домашних условиях).
Таким образом, инструментарий учителя, позволяет особым образом наполнить ресурсное обеспечение урока, подчеркнуть его инновационность акцентировать внимание учащихся на цифровых образовательных ресурсах.
Только при наличии хорошей современной материально-технической базы, УМК и современного инструментария возможно эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению эффективности урока:
- облегчает процесс восприятия и запоминания информации,
- позволяют представить учебный материал более доступно и понятно;
- способствуют реализации в учебной деятельности развивающего обучения через интегрированные уроки и проектно-исследовательскую деятельность;
- позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении;
- применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его корректировать;
- позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность учебного процесса,
ИКТ способствует эффективности урока, помогает учителю в учебной деятельности и при подготовке к уроку, повышает интерес к изучаемому предмету.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии способствует:
1. Развитию наглядно-образного мышления:
-возможность демонстрации наглядно-иллюстрационного материала;
2. Развитию внимания:
-сравнение;
-найди общие элементы;
3. Развитию логического мышления:
-составление технологической карты;
-чтение или составление схемы изготовления изделия,
4. Формированию навыков анализа:
-установление связей (между условным обозначением и графическим изображением)
-восстановление порядка операций (при выполнении изделия).
5. Формированию навыков самоконтроля:
-самопроверка по эталону на экране;
-разгадывание кроссвордов.
6. Формированию познавательной мотивации:
-презентации учащихся (доклады, рефераты, сообщения, проекты, исследовательские работы);
-включение в презентацию анимационного персонажа, который ведёт экскурсию или путешествует вместе с детьми.
Для выявления положительных моментов использования ИКТ в образовательном процессе я провела опрос среди педагогов, родителей и учащихся (Приложение 5, рис.2).
Родители: Ознакомление с творческими работами. Предоставление оперативной информации об изменениях в учебном процессе и интересных делах школы.
Учащиеся: Помощь в обучении и создании мультимедийных проектов. Предоставление доступа в Интернет с соответствующей технической и консультационной поддержкой.
Педагоги: Методическая и техническая помощь в подготовке учебных материалов с использованием ИКТ
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и другие современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, бесспорно, содействуют формированию активного интереса у детей к изучению традиционных технологий, создают необходимый уровень качества, вариативности и индивидуализации обучения и воспитания.
Результаты многолетнего опыта показали необходимость использования компьютерных технологий на уроках предмета "Технология".