Конспект урока по литературному чтению на темуБуква ж звук [ж]


Урок обучения грамоте  в 1 классе
Тема  урока:  Звуки [ ж], буква Ж.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока:     образовательные:
познакомить  с буквой Ж и звуком   [ж];
учить давать характеристику звукам;
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающая:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательная:
воспитывать интерес к чтению;
привитие навыков культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная
Оборудование: АРМ учителя, презентация, фишки для обозначения звуков, образцы печатных букв «Ж» и «ж».
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности. Организационный
момент.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Ребята, а какой у вас девиз?
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
У нас все получится
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем
путешествии за новыми знаниями.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Речевая разминка:
Артикуляционные упражнения:
-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас хорошее настроение;
-Губы в трубочку, в ниточку.
-Язычком помоем зубки.
-Язычком сделаем укольчики щечкам.
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с «жителями» города «Буквоград».
Но сначала давайте вспомним, какие известные нам буквы «проживают»
в этом удивительном городе.
Гласные и согласные
- Посмотрите на ленту букв и скажите: а на какие две большие группы делятся
все звуки и буквы русского алфавита?
- Как отличить гласные звуки от согласных?
Гласные поются, а согласные не поются. Когда произносим гласные, то воздух
не встречает преграды, а при произношении согласных – встречает преграду.
- А почему гласные живут и на 1ом и на 2ом этаже?
На первом этаже живут гласные которые придают твердость согласным,
на 2ом гласные которые придают мягкость предшествующим согласным.
- На какие группы можно разделить все согласные звуки?
- Все согласные звуки можно разделить на твердые и мягкие.
- А почему согласные живут и на 1ом этаже и на 2ом ? Чем они отличаются?
На 1ом живут согласные буквы, обозначающие звонкие звуки.
А на 2ом буквы обозначающие глухие звуки.
- А что вы знаете интересного о буквах Ш, Ч,
Буква Ш - всегда обозначает твердый звук, буква Ч – мягкий звук
3. Постановка учебной задачи.
- Мы с вами вспомнили всех известных нам «жителей» города «Буквоград»
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой. Хотите узнать какой?
Я буду загадывать вам загадки, а вы постараетесь их отгадать,
и потом мы вместе узнаем, что за буква пришла сегодня на урок.
Ставьте ушки на макушку, слушайте внимательно, загадаю вам загадки,
отгадайте обязательно!
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…. жираф
Тёплым днем, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский жук

- Назовите первые звуки слов - отгадок.
- Произнесите, как жужжит жук.
Называют первый звук слов-отгадок: [ж].
- А теперь попытайтесь сформулировать тему урока.
Звук [ж], буква Ж.
– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны научиться?
познакомиться со звуком [ж] и буквой Ж.
- учиться читать слоги, слова,
тексты с новой буквой.
Создание проблемной ситуации
- Ребята. Жители города прислали нам письмо , в которой сообщают,
что звук, с которым мы сегодня познакомимся - особенный.
Вам предстоит выяснить, в чем его особенность.
4. Построение
проекта выхода из затруднения («открытие» нового знания).
-В каком районе (гласных или согласных) будет проживать этот звук?
В районе согласных.
- Может, кто-то из вас уже догадался, почему этот звук особенный?
-Тогда давайте будем решать эту проблему.
1. Составление плана решения проблемы
Исследование нового звука вы будете проводить в парах.
Давайте составим план исследования.
Если это согласный звук, что еще вы должны о нем рассказать?
-Звонкий он или глухой, мягкий или твердый.
-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?
Приложить руку к горлу и послушать работает ли «моторчик».
Надеть «волшебные наушники»
Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?
- Послушать, как он звучит в словах.
2. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.
- Ребята, посовещайтесь в парах, сделайте звуковой анализ слов «жук» и
«снежинка» на основе моделей, составьте звуковые схемы этих слов,
подготовьте характеристику звука [ж]
по плану, который мы с вами обсудили и постарайтесь определить,
в чем особенность изучаемого звука.
Учащиеся работают в парах.
3. Представление результатов исследования.
-А сейчас послушаем, что вы расскажете о результатах своих исследований.
Учащиеся представляет результат исследований:
звук [ж] согласный, звонкий,
твердый.
- Какие проблемы возникли при исследовании нового звука?
У звука [ж] нет мягкой пары.
- В чем особенность звука [ж]?
Звук [ж] всегда твёрдый
- В каком районе «проживает» звук [ж]?
В районе Согласных.
4. Игра «Подбери слово»
- Может быть, в других словах звук [ж] произносится мягко?
- Придумайте слова с новым звуком.
Подбирают слова со звуком
[ж].
- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук [ж] звучит мягко?
Нет, не удалось.
-Звук [ж] всегда твердый.
5. Физкультминутка
Игра «Гости»
Если в слове услышите новый звук, значит гость долгожданный – похлопаем ему,
а если нет – потопаем.
Железо, ножи, муха, пружина, зайка, журнал, шапка, дружба, глаза, лужайка,
шуба, Жанна.
-Молодцы! Вы были очень внимательны!
- Так какой же звук [ж]?
Он согласный, звонкий и всегда твердый
6. Знакомство с новой буквой
-Кто знает, какой буквой обозначается звук [ж]?
- На что похожа буква Ж?
Посмотри-ка: буква Ж На жука похожа,
Потому что у нее
Шесть жучиных ножек.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Стала снежинка
Буквою Ж,
Солнце ее
Не растопит уже!
Выложите букву из палочек.
Дети выкладывают букву из счётных палочек.
- Ребята, а почему на плакате 4 буквы Ж?
Мы видим 2 большие буквы и две маленькие,
2 печатные и две письменные.
- Зачем нужны большие буквы?
Большие буквы нужны для того, чтобы писать имена, фамилии, названия рек,
городов, сел, улиц.
- Где мы встречаемся с печатными буквами?
Печатные буквы у нас в книжках, газетах, журналах
- А для чего нужны письменные буквы?
Ими мы пишем в тетрадях
- А вы хотели бы научиться писать букву «Ж»?
- Давайте возьмем ручки и вспомним, как нужно сесть и положить тетрадь?
- Печатаем букву Ж.
7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
-Открываем Азбуку на с.25
С какими гласными дружит буква “ж”? Как будем читать её? Почему?
“Ж” дружит с гласными “а”, “у”, “о”, “и”, “е”.
Прочти слоги самостоятельно; хором.
-На какие слоги надо обратить внимание? Почему?
Жи, же
Звук [ж] – всегда твердый.
-Это традиционное написание. Буква ж – капризная, ленивая,
обозначает только один звук. Характер у неё испортился,
поссорилась с гласными э, ы, я, ю. Они отказались стоять после “ж”.
Как назовём эти сочетания букв?
“Опасные”.
-Какая буква сигнал опасности? Какая буква – опасное место?
Сформулируй правила правописания.
Жи пиши с гласной и,
же – с гласной е.
-Вспомни другие “опасные” сочетания, похожие на эти.
Ши пиши с гласной и,
ше - с гласной е.
-Прочитайте, пожалуйста, вывод на с.26
-Это нужно запомнить!
1.Чтение слов на с.25
ДругоднокоренныеДружок
Могуоднокоренные
Может
Жук
Жучка
Телега
тележкаоднокоренные-Ребята, а что можно сказать об этих словах?
-Докажите это.
Есть однокоренные слова
Слова у которых один корень и они близки по смыслу являются однокоренными
-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.
-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в середине слова
-Прочитайте слова, где буквы [ж] нет!
2. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
3. Чтение рассказа «Чиж». Стр 27
- Вы можете предположить, о чем этот рассказ?
- А кто такой чиж?
Это певчая, маленькая, очень подвижная птичка
- Кто прочитает рассказ?
-Какие чувства вы испытываете?
Вопросы по содержанию:
– Кто был у Вари?
-Чиж..-– Где жил чиж?
- В клетке.
– Что сказала Варя чижу?
-Пора тебе, чиж, петь
– Что ответил чиж?
Пусти меня на волю.
-Как вы думаете, Варя отпустит чижа, а как бы поступили вы?
-Хотите услышать, как поёт чиж?
7. Включение в систему знаний и повторение.
Разноуровневые задания по карточкам.
Работа в парах.
-Ребята, предлагаю вам поработать в парах.
У вас на партах лежат карточки с заданиями разного уровня сложности.
Предлагаю вам выбрать карточку с заданием того уровня сложности,
с которым вы можете справиться. При выборе карточки, прислушайтесь
к мнению соседа по парте.
Красные карточки:
1. Прочитайте пословицы и поговорки, расставьте ударения в словах.
2. Посчитайте, сколько раз встретилась буква Ж.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
Ему скажи, да укажи, да в рот положи.
Зеленые карточки:
1.Прочитать скороговорки, раздели слова на слоги.
2.Подчеркни все буквы Ж.
У Жоры – уж, у Розы – уж.
Жутко жуку жить на суку.
У ежа – ежата, у ужа - ужата.
Желтые карточки:
1.Прочитай слова, подчеркнуть слоги с буквой ж.
2. Обведи в кружок все буквы Ж.
Жи–вот, лу–жа, жа–во–ро–нок, са-жа, же-ле-зо, лы-жи, жа-ло-ба, жа-ра.
8. Рефлексия
1. Психологическая разгрузка и снятие напряжения
Закройте глазки и вспомните все, что было у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
- Какой была тема урока?
Звук [ж], буква Ж..
Какие цели вы ставили?
Познакомиться со звуком [ж] и буквой ж, учиться читать слоги,
слова, тексты с новой буквой.
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
Вы очень хорошо работали на уроке. И сейчас вас ждёт сюрприз.
- Буква Ж в вашу честь , в честь своего дня рождения и с вашей помощью
устраивает праздничный салют. В этой коробке лежат залпы нашего салюта (звёздочки).
Они имеют разные цвета. Каждый из вас может взять только один залп.
Оцените свою работу на уроке.
Если вам легко было выполнять все задания,
выбираете красную звёздочки.
Если было трудно – синюю.
- Сначала подходят девочки, выбирают звёздочку, затем – мальчики.
Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и покажем звёздочки.
Как много детей, которым легко было выполнять задания урока.
Мне сегодня было очень приятно с вами работать, все вы очень старались,
Спасибо вам за урок.