Индивидуальная программа по речевой практике 1 класс 8 вид


МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
«УТВЕРЖДАЮ»:
Директор __________(Василиу Р.Ф.)
Приказ № от « 1 » сентября 2016 г
Индивидуальная рабочая программа по речевой практике
для учащейся 1 а класса МБОУ «Гатчинская СОШ №11»
………………………………Период обучения 2016 – 2017 учебный год.
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) учреждений 8 вида под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, издательство «Просвещение» 2013г.
Разработчик программы: Чешева Ю.С.
«РАССМОТРЕНА»: «СОГЛАСОВАНА»:
На заседании ШМО Зам. Директора по УВР
Протокол №1от «1» сентября 2016г. ___________(Новикова И.Ю.)
Руководитель ____________(Харина И.А.) « 1 » сентября 2016г.
1.Планируемые результаты изучения курса.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения речевой практики, которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
Личностные
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные
принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
Познавательные
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
2.Содержание учебного курса
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций, предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама, письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио».
Виртуальное общение. Общение в социальных сетях.
Влияние речи на мысли, чувства, поступки людей.
Организация речевого общения
Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы «Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет», «салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата «алло», «да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо … имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)». «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т. ч. в экстренной ситуации), поведение в общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу)
Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т. ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.
3. Тематическое планирование по предмету речевая практика 1 класс.
№ Разделы, темы Количество часов пересказ сочинений проектов наизусть тестов
1 Речь 4 2 Слово 5,5 3 Предложение. 3 4 Текст. 4 Всего 16,5 часов Календарно-тематическое планирование
Дата
проведения урока № урока Количество часов Тема урока Деятельность учащихся ТСО,
наглядные пособия Страница
учебника
План. Факт. с начала года по теме 02.09 1 0,5 ч. Школа. Ученик. Расширение словарного запаса, активизация его в самостоятельных высказываниях детей. Совершенствование моторики артикуляционного аппарата. Произношение звуков родного языка. Анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы - зубы - язык -голосовые связки - воздушная струя) Понятие « гласные-согласные звуки». Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков. Развитие просодической стороны речи ( силу, высоту, темп и громкость речи) Диалогическая речь. Монологическая речь.
Анализ представленного в учебнике картинного плана.
Соотношение иллюстрации с содержанием текста.
Ответы на вопросы по содержанию произведения. Различение слова и его значения. Употребление и определение Имени существительного(без терминологии, Имени прилагательного (без терминологии) , Имени собственного, глагола ( без терминологии)
Слова - обобщения. Слова противоположные по смыслу. Образование существительных множественного числа. Употребление сложных предлогов. Многозначные слова. Образование слов близких по значению. Формирование тематических групп слов (глаголы движения: идти , шагать, бежать и т.д., обозначающие речь: сказать, спросить и т.д.).
Различение слова, словосочетания и предложения. Восприятие и понимание звучащей речи. Различение предложений по цели высказывания: Предложение - сообщение, предложение - вопрос, предложение - просьба, приказ, совет. Составление предложений по схемам. Замена слов в предложении, заканчивание предложений по смыслу.
Работа с деформированными предложениями. Составление связных устных высказываний
Диалогические взаимодействия со сверстниками.
Знакомство с ровесниками. Общение с детьми своего возраста. Выделение существенных, общие и отличительные свойств предметов. Слушание небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Мягкая игрушка.
Альбом, цветные карандаши.
Разрезной дид. материал. 4
09.09 2 0,5 ч. Класс. 8
16.09 3 0,5 ч. Дежурство по классу. Дид. разрезной материал. «Определи, верно ли?» Сюжетные картинки по теме. Цв. иллюстрации. 14
23.09 4 0,5 ч. Урок и перемена 18
30.09 5 0,5 ч. Режим школьника. Дид. разрезной материал. «Определи, верно ли?» Сюжетные картинки по теме. Предметные картинки.
Игра «Доскажи словечко»
20
07.10 6 0,5 ч. Школьные принадлежности. 21
14.10 7 0,5 ч. Бережное отношение к учебникам. Загадки.
Дид. материал. Д.и. «Собери портфель».
Мультимедиа. 22
21.10 8 0,5 ч. Покупка школьных принадлежностей Загадки.
Дид. материал. Д.и. «Собери портфель».
Мультимедиа.
Загадки Сюжетно-ролевая игра «Магазин». 24
28.10 9 0,5 ч. Правила поведения в магазине школьных принадлежностей. 26
11.11 10 0,5 ч. Права и обязанности современного школьника. Загадки (школь-ные принадлеж-ности).
Дид.игра «Четвертый лишний».
28
18.11 11 0,5 ч. Знакомство во дворе. 30
25.11 12 0,5 ч. Признаки осени Д.и. «Школьники дошкольники». Альбом, цветные карандаши.
«Определи, верно ли?» Сюжетные картинки по теме. 32
02.12 13 0,5 ч. Овощи: помидор 34
09.12 14 0,5 ч. Овощи: огурец Цв. иллюстра-ции.
Дид. разрезной материал. «Определи, верно ли?» Сюжетные картинки по теме. 16.12 15 0,5 ч. Овощи: употребление в пищу 23.12 16 0,5 ч. Фрукты: яблоко Предметные картинки.
Игра «Доскажи словечко» или «Хлопки».
Дид. материал. Загадки. 13.01 17 0,5 ч. Фрукты: груша 20.01 18 0,5 ч. Фрукты: сравнение, употребление в пищу 27.01 19 0,5 ч. Комнатные растения Мягкая игрушка.
Альбом, цветные карандаши.
Разрезной дид. материал.
Дид. игра.
Магнитофон. 03.02 20 0,5 ч. Признаки зимы 10.02 21 0,5 ч. Зимующие птицы: подкормка 17.02 22 0,5 ч. Домашние животные: собака Д.и. «Школьники-дошкольники». Альбом, цветные карандаши.
Разрезной дид. материал.
03.03 23 0,5 ч. Домашние животные: кошка 10.03 24 0,5 ч. Дикие животные: волк 17.03 25 0,5 ч. Дикие животные: лиса Сюжетные картинки по теме. Мультимедиа.
Предметные картинки.
Игра «Доскажи словечко» или «Хлопки».
Мультимедиа.
Загадки.
Дид. материал. Д.и. «Собери портфель». 07.04 26 0,5 ч. Признаки весны 14.04 27 0,5 ч. Семья 21.04 28 0,5 ч. Одежда Загадки.
Д.и. «Собери портфель».
Мультимедиа.
Загадки (школьные принадлежности). 28.04 29 0,5 ч. Уход за одеждой 05.05 30 0,5 ч. Обувь. Загадки (школь-ные принадлеж-ности).
Мягкая игрушка.
Альбом, цветные карандаши. 12.05 31 0,5 ч. Уход за обувью. 19.05 32 0,5 ч. Охрана здоровья Д.и. «Школьники-дошкольники». Альбом, цветные карандаши.
26.05 33 0,5 ч. Здравствуй, лето красное!