Рабочая программа по ручному труду 4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовое обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья является главным звеном в общей системе учебной и коррекционно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Это связано с огромным значением трудовой подготовки в социальной адаптации школьников с нарушением интеллекта. Способность самостоятельно трудиться в условиях производства, быть членом трудового коллектива это одно из определяющих условий успешной социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовку работников физического труда, способных самостоятельно и на профессиональном уровне выполнять несложные виды работ на производственных предприятиях. В связи с этим главными задачами трудового обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида являются: формирование знаний, умений и навыков, необходимых для овладения определенной трудовой специальностью; коррекция недостатков психофизического развития в процессе учебно-трудовой деятельности; формирование потребности трудиться и положительной мотивации трудовой деятельности. Сложность трудового обучения в специальной школе связана с отсутствием у ребят общетрудовых умений и навыков, таких, как ориентировка в задании, планирование работы, контроль и оценка собственной деятельности, а также с неумением выполнять трудовое задание при изменении условий работы. Это снижает самостоятельность, детей с ограниченными возможностями здоровья ,что особенно очевидно в младших классах. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья часто приступают к работе без предварительного анализа изделия, не планируют ход его изготовления, не могут определить последовательность действий, выбрать наиболее эффективные способы выполнения задания. В результате их действия оказываются неадекватными цели, стоящей перед ними. Они ис-
пытывают большие трудности при выполнении задания, не умеют определить, какие им потребуются инструменты. Самостоятельно, без специального обучения, школьники с нарушением интеллекта в своей деятельности не могут руководствоваться наглядными инструкциями: образцами, чертежами, рисунками, технологическими картами. Практически у всех учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида в той или иной степени нарушена координация движений рук, что оказывает негативное влияние на выполнение практических действий, а также на контроль и регуляцию (точность, силу, ритм, темп и пр.) при формировании двигательных трудовых навыков. Двигательные трудовые навыки автоматизируются у таких ребят медленно, затрудняется их использование в новых условиях. И чем больше изменено задание, тем сложнее умственно отсталым учащимся использовать сформированный двигательный навык. Это указывает на недостаточное развитие интеллектуальных компонентов трудовой деятельности и нарушения двигательной сферы. В процессе трудового обучения коррекция дефектов умственного и физического развития младших школьников состоит в формировании у них интеллектуальных трудовых умений, в развитии точности, ловкости, координированности тонких движений рук. Для этого ребят обучают умениям ориентироваться в задании (анализировать объект, актуализировать прошлый опыт), предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления изделий, определять приемы работы, выбирать инструменты, необходимые для их выполнения), отчитываться о проделанной работе, контролировать свою деятельность (определять правильность действий, результатов, оценивать качество готовых изделий). Значительное место в процессе трудового обучения школьников с интеллектуальными проблемами должно отводиться развитию образного мышления, воображения, элементарных творческих способностей для формирования у них умения приспосабливаться к изменяющимся трудовым условиям и в то же время проявлять творческую активность в труде.
Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Предусмотрены следующие виды труда:
работа с глиной и пластилином;
работа с природным материалом;
работа с бумагой и картоном;
работа с текстильными материалами;
работа с проволокой и металлоконструктором;
работа с древесиной.
В программе дан примерный перечень изделий, имеющих общественно полезное значение: различные наглядные пособия, дидактический материал и другие предметы для уроков, способствующие усвоению знаний.
В процессе обучения формируются навыки фронтальной работы, навыки безопасности, гигиены труда, ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление, качество, организацию рабочего места.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения, развития речи, рисования, математики.
Вся работа должна носить целенаправленный характер, способствовать исправлению недостатков познавательной деятельности, развитию самостоятельности, подготовки к общетехническому труду в старших классах.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ:
Воспитание положительных качеств: трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе.
Уважение к людям труда.
Сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, привитие интереса к труду.
Формирование организационных умений в труде; самоорганизация, безопасность работы, санитарно-гигиенические нормы.
Выявление актуальных и потенциальных способностей.
Обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ 4 КЛАСС ( 4ч. в неделю, 136 ч. в год )


Распределение тем

Работа с природным материалом 20ч.
Работа с пластилином 18ч.
Работа с металлоконструктором 8ч.
Работа с бумагой и картоном 50 ч.
Работа с тканью 22ч.
Работа с древесиной 14ч.
Экскурсии 4ч.










I четверть- 36 часа

№п\п
дата
Тема урока

1-2

Экскурсия. Сбор природного материала

3-4

Работа с пластилином «Посуда»

5-6

Работа с пластилином фрагмент сказки «Репка»

7-8

Работа с пластилином свободная тема «Мой любимый сказочный герой»

9-10

Работа с природным материалом аппликация из листьев «Насекомые»

11-14

Работа с природным материалом аппликация из листьев «Натюрморт» (овощи)

15-18

Работа с природным материалом аппликация из листьев «Кораблик в море»

19-22

Работа с природным материалом звери из овощей

23-24

Работа с бумагой и картоном аппликация «открытка к Дню Учителя»

25-28

Работа с бумагой плетение «Коврик»

29-30

Работа с бумагой плетение «Закладка орнамент»

31-32

Работа с бумагой плетение «Буквы алфавита»

33-34

Работа с бумагой плетение «Буквы алфавита»

35-36

Работа с бумагой плетение «Российский флаг»




II –четверть-28 часа

1-4

Техническое моделирование из картона « Макет школы»

5-6

Техническое моделирование из картона «Автомобиль»

7-8

Работа с пластилином

9-10

Работа с пластилином

11-12

Работа с пластилином

13-14

Игрушки из бумаги «Игрушка из цилиндра и конуса»

15-16

Изделия из бумаги «Зооконструктор» Корова

17-18

Изделия из бумаги «Зооконструктор» Пингвины

19-20

Изделия из бумаги «Зооконструктор» Чудик

21-22

Новогодняя игрушка из помпонов «Сова»

23-24

Новогодняя игрушка из помпонов «Снеговик»

25-26

Новогодняя игрушка из бросового материала

27-28

Новогодняя игрушка из бросового материала







III – четверть 40 часа

1

Экскурсия в швейную мастерскую

2

Знакомство с видами швов, ткани.

3-4

Работа с тканью. Вышивка стебельчатый и тамбурный шов.

5-6

Работа с тканью. Вышивка стебельчатый и тамбурный шов.

7-8

Работа с тканью. Вышивка стебельчатый и тамбурный шов.

9-12

Ремонт одежды. Заплатка. Пришивание вешалки. Пришивание пуговиц

13-18

Работа с тканью. Мягкая игрушка «Панда»

19-22

Работа с тканью. Аппликация на ткани. «Котёнок»

23-30

Работа с металлоконструктором

31-32

Работа с бумагой «открытка с 8 марта»

33-38

Работа с глиной.

39-40

Работа с бумагой. Аппликация из геометрических фигур.


IV – четверть -32 часов

1

Экскурсия в столярную мастерскую

2

Знакомство с видами древесины.

3-8

Изделия из древесины: игрушечная мебель,

9-14

Изделия из фанеры: лобзик, силуэты, дом, птицы и звери

15-16

Изготовление воздушного змея

17-18

Изготовление открытки к 9 мая

19- 24

Работа с бумагой и пластилином «Папье-маше»

25-26

Работа с бумагой «Оригами»

27-28

Работа с бумагой «Оригами»

29-32

Работа с бумагой «Оригами»



УМЕНИЯ И НАВЫКИ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА
НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Самостоятельно: ориентировка в задании, составление плана работы, подбор материалов и инструментов для работы, выполнение изделий, отчёт о технологии изготовления изделий.
Употребление в речи технических терминов.
Примечание: слабые учащиеся к концу года должны усвоить основные приёмы работы с различными материалами, уметь с помощью учителя составлять план работы, выполнять изделия с помощью учителя, несложные изделия – самостоятельно, отвечать простыми предложениями, анализировать свои работы и работы товарищей с помощью учителя (в отдельных случаях – самостоятельно), употреблять в речи термины и слова пространственного значения.
ОЦЕНКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил задание самостоятельно и правильно и изделие не имеет неточностей, аккуратно и красиво.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил задание самостоятельно и правильно, редко использовал помощь учителя, изделие имеет 1 – 2 неточности с оригиналом, аккуратно и эстетично.

Оценка «3» ставится, если ученик при выполнении задания постоянно пользуется помощью учителя, редко работает самостоятельно, изделие имеет ряд неточностей, неаккуратное.



Заголовок 1 Заголовок 5 Заголовок 715