Особенности общение детей в разновозрастных группах

Казахстан,
Восточно-Казахстанская область,
Уланский район,
п. Огневка,
КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»
психолог - Варгунина Ольга Петровна

Материал для педсовета:
Особенности общения детей в разновозрастных группах

Как правило, всех учащихся школы можно разделить на 3 звена: 1 звено – начальные классы (6-9 лет), 2 звено – средние классы (10-14 лет) и 3 звено – старшие классы (15-17 лет). Каждый возрастной этап имеет свои особенности в общении.

В младшем школьном возрасте происходит, прежде всего, адаптация к школе и к одноклассникам. С 6-8 лет впервые образуются неформальные группы с определенными правилами поведения в них. Эти группы существуют около недели и нестабильны по своему составу. Дети проявляют непосредственный интерес друг к другу.

В среднем и старшем звене школы группы сверстников становятся более устойчивыми, отношения подчиняются более строгим правилам. Подростки объединяются в группы по сходству интересов и проблем. На начало подросткового возраста отношения к друг другу товарищеские, удовлетворение сиюминутных интересов, способствует взаимообмену знаниями, умениями, навыками. К концу подросткового возраста отношения становятся дружескими, решают вопросы эмоционально-личностного характера. Устанавливается отношение лидерства.
В этом возрасте главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно преследуемому « идеалу», устремленность в будущее. Подростку особенно присущи потребность в достойном положении в обществе сверстников, именно поэтому для детей данного возраста большое значение имеют взаимоотношения с окружающими.
Как известно, подросток весьма чуток к своему положению в общении с взрослыми, у него появляется недовольство тем, что он неравноправен со взрослыми, он хочет равенства прав. Поэтому – то так возрастает для него значимость общения со сверстниками, общения в котором нет, и не может быть заведомого неравенства. Взаимоотношения со сверстниками в целом оказываются менее напряженными и более благоприятными, чем с взрослыми, и к тому же весьма регулируемыми. Во взаимоотношениях со сверстниками содержится целый ряд важных для юношей и девушек возможностей: во – первых, общение со сверстниками это важный специфический канон информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во – вторых, это специфический вид деятельности и МЛО, где вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить
личные интересы с общими. В – третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Разлад взаимоотношений со сверстниками приводит к различным формам эмоциональной и социальной изоляции, начинают испытывать чувство одиночества.
Возникает чувство – любовь Дружба и любовь в этом возрасте неотделимы друг от друга и существуют в межличностных отношениях.
В отношениях со сверстниками реализуются возможности взаимодействовать с другими на равных и в том оттачивать свои коммуникативные навыки и умения; участвовать в борьбе за статус; ощущать свою принадлежность к какому-то сообществу, а заодно ответить самому себе на мучительно остро стоящие перед подростком вопросы: «Кто я?», «Каков я?».

Список литературы:

Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. М., 1997 г.
Шульц-Вилъд Л. Наш ребенок. М., 1992 г.
«Физкультура для всей семьи», М ., 1990 г.


















15