презентацияПрограмма по музыке и вокалу для учащихся 1-4классов срок реализации – 4года возраст детей – 7-10 лет


Внеурочная деятельность в процессе реализации ФГОСРабочая программа Назарова Ольга Андреевнаучитель начальных классовМКОУ Думчевская СОШПрограммапо музыке и вокалудля учащихся 1-4классовсрок реализации – 4годавозраст детей – 7-10 лет Краткое содержание авторской разработки:Направленность программы: художественно-эстетическая для общеобразовательных учебных заведений Программа знакомит детей с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой. Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНастоящие методические рекомендации адресуются учителям музыки, так как вокально-хоровая работа является важной составляющей урока.Работа предназначена для коллективов общеобразовательных школ, состоящих из ребят начальной школы. Воспитание вокальных навыков - результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов. Новизна программы: заключается в отборе произведений с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения .  Это позволяет создать условия для более успешного развития творческого потенциала   каждого  ребенка. Актуальность программы.Ребенок, осваивая звукообразование- взаимодействие дыхательных, артикуляционных органов с работой гортани. Этот навык является главным. Он определяется владением разнообразным тембром, умением использовать различные типы атаки звука, способы артикуляции. Умение правильно интонировать является частью навыка звукообразования и тесно связано с регистрами. Звукообразование как целостный процесс не исключает навыков артикуляции, певческого дыхания, обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и пр. Педагогическая целесообразность программы.Занятия музыкой помогают сформировать у ребенка  новое  мышление, способствуют развитию  музыкальной культуры, навыками и умениями  музыкального творчества. Ребенок с детских лет учится четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать; развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление); правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок .У детей развиваются сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать).Учаться импровизировать.  Образовательная область программы:Во время работы по программе, обучающиеся знакомятся с русской вокальной школой. Одним из ее основоположников был М.И. Глинка и у него мы находим замечательное высказывание: « В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и то же слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение. Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают эти ресурсы». Отличительные особенности программы. Прежде чем приступить к воспитанию того или иного вокально-хорового навыка, необходимо научить хористов принимать правильную певческую установку. Интенсивная работа артикуляционных органов определяет качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикцию. Плохая дикция ведет к снижению художественных качеств певческой речи. Значительное место в системе хорового обучения занимают вокально-хоровые упражнения. Их цель - вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнять сочинения различные по характеру и степени трудности.Новые научные разработки привели к нетрадиционным подходам в методике вокальной работы, в том числе - в детском хоре. В последние годы все активнее используются методика и приемы работы, автором которых является известный вокальный педагог и врач В.В. Емельянов. Цель программы: дать возможность ученикамполучить основы вокального и музыкального образования, а так жеэмоциональное развитие ребенка через песню. Задачи программы обучения:Обучающие:-Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен. -Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:-Учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком; Развивающие: -Развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление); -Правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, Длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок; -Отмечать правильное и неправильное пение; Воспитательные:- Воспитывать интерес к работе с бумагой; -Совершенствовать трудовые навыки; -Формировать культуру труда Принципы обучения, используемые во время проведения занятий:Принцип наглядности: широкое использование наглядного материала – таблиц, схем, фотографий, методических разработок, современных мультимедийных средств.Принцип системности и последовательности –обучение ведется от простого к сложному, с постепенным усложнением поставленных задач. Принцип доступности – материал дается  в доступной для детей форме.Принцип научности – все обучение ведется с опорой на учебную литературу, опыт педагогов,  проверенные временем методы и технологии.Дифференцированный и индивидуальный подход – педагог внимательно следит за успехами каждого из детей, подбирая более удобную систему подачи материала и практических занятий, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Форма и режим проведения занятийФорма проведения занятий – групповая.  Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 часа – 68 часов в год. Структура занятий выстроена с учетом здоровьесберегающих технологий. Занятия проводятся при постоянной смене деятельности.Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 4 лет детьми разных возрастных групп. Ожидаемые результаты обучения:Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее; расширить певческий дипазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫСТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельностиМЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Оценка знаний обучающихся -Проводится визуально во время занятий, а также во время собеседований с преподавателем. -Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных концертах и участие в конкурсах и фестивалях по музыке. -При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход.Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от  возраста, так  и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка. Использованные материалы:Альбрехт Ю.Б. "О рациональном преподавании пения и музыки в школах". Педагогический сборник. СПБ 1970 г. кн. Х.Асафьев Б.В. "О народной музыке". Л. 1987 г.Де Арисменди "Дошкольное музыкальное воспитание"Бехтерев В.М. "О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства". М. 19/6.Ветлугина Н.А. "Музыкальное развитие ребенка" М. 1967 г.Ватнова А.Д. "Развитие частоты интонации в пении дошкольников". М. 1960 г.Кабалевский Д.Б. "Воспитание ума и сердца". М. 1954 г.Кэмпбелл Д.Дж. "Эффект Моцарта", Минск. 1999 г.Орлова Т.М. "Учите детей петь". М. 1988 г.Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" изд.Корона-Принт"Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет«,изд.Карапуз, 2003г.Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года),изд.Карапуз, 2007г.