Рабочая программа по вокалу Родничок

Пояснительная записка.
   Программа по вокалу клуба любителей песни РОДНИЧОК основана на программе для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденной Министерством Просвещения 1981г., подготовленной отделом внеклассной и внешкольной работы Главного управления школ Министерства Просвещения  под общей редакцией В.И.Лейбсона, составлена на основе многолетнего опыта работы в качестве педагога дополнительного образования       Данная программа ориентирована на вокально-хоровую работу с детьми; воспитание общей музыкальной культуры; на привитие начальных навыков в искусстве   и  направлена на социализацию личности подростка. Считаю занятия вокальным пением целесообразными, т.к. через исполнение песен у ребенка пробуждается любовь к Родине, окружающему миру.
      Новизна программы заключается в том, что:    - формирование первоначальных  вокально-хоровых навыков и умений у детей  включают в себя изучение элементы музыкальной грамоты и хороведческой терминологии;    - дети свободно исполняют выбранные произведения;    - в условиях клуба любителей песни дети обучаются вокалу с элементами эстрадного пения, также имеется возможность в организации малых исполнительских форм (дуэты, трио), ансамблей;    -   Расширяются познания в области музыкального искусства.    -  создаются благоприятные условия для творческой деятельности .    -  произведения  исполняются как под аккомпанемент инструмента, так и под фонограммы;    -  популяризация  хорового  искусства в школьной среде и за ее пределами  дает возможность привлечь в творческую деятельность как можно больше детей с различной степенью подготовленности и одаренности;    - развивать успешность детей через воспитание уверенности и участие  в   концертной  деятельности    - учащиеся имеют возможность получить дополнительные вокальные навыки, что поможет им в жизни при выборе профессии;     Актуальность реализации программы заключается в том, что занятия по вокалу дают одинаковые возможности детям:    -  проявить свои творческие способности;    - быть замеченными и чувствовать себя частицей единого творческого процесса;    - принимать участие в школьных мероприятиях;    - накапливать и использовать обширный и разнохарактерный репертуар;    - снимать физические и психические перегрузки.
 
В нашей стране, в период бурного экономического роста, стало популярным обучение детей вокалу. Каждая семья  теперь имеет возможность обеспечить не только полноценный досуг, но и обучение своего ребенка по направлениям: вокал, ансамбль и хоровое пение. Особенностью программы является: -добровольность и свобода выбора -сотрудничество, взаимопонимание,  педагогическая поддержка.
 Поэтому реализация данной программы является целесообразной и педагогически оправданной.
   Вокально-хоровая работа с детьми ставит перед собой определенные цели и задачи.
Цель:  заложить основы вокально-хоровых навыков и умений, формирование художественного вкуса в условиях общеобразовательной школы, организация досуга детей, участие в школьных  мероприятиях.                            Задачи:   Обучающие: Формирование вокально-хоровых навыков и умений:    - певческая установка;    - дыхание;    - звукообразование;    - звуковедение;    - фразировка;    - строй;    - ансамбль;    - качество звука (тембр);    - ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты и специальной терминологией.  Развивающие: Развитие    - индивидуальных и творческих способностей детей;    - эстетического и художественного вкуса;    - развитие музыкального слуха;    - артистизма;    - музыкальности. Воспитывающие:    - воспитание общей и музыкальной культуры детей;    - привитие навыков дисциплинированности, организованности, трудолюбия, самостоятельности, коммуникативности;    - организация свободного времени и профилактика асоциального поведения;    - преемственность при оказании помощи в воспитании начинающих исполнителей, более старшими и опытными певцами.
   А также возможность:    - обеспечить доступность занятий вокально-хоровой деятельностью широкому кругу детей,    - побудить обучающихся к творческой активности.    При работе над образом у детей развивается актерское мастерство, воображение, способность к взаимодействию другими членами коллектива. Занятия в клубе позволяют детям наиболее гармонично чувствовать себя среди окружающих, что придает им чувство уверенности в себе, доброжелательность в общении.    Существенное отличие программы от ранее выпущенных состоит в дифференциации учебного материала в зависимости от возраста и способностей обучающихся.     В качестве необходимых условий для достижения поставленных задач нужно выделить следующее:      1. На основе хорового пения давать теоретические сведения по музыкальной грамоте, дирижерскому жесту, строению голосового аппарата и т. д.      2. Вокальная работа– постановка и развитие голоса, выработка звучности, дикции. Без вокальной работы невозможно добиться чистоты интонирования и верного строя; не может идти речи об ансамбле, поскольку некультурные и пестрые голоса не могут уравновешиваться силой, ни тем более тембром.               3. Работа над ансамблем.      4. Работа по исполнительским навыкам – фразировка, оттенки исполнения,      стиль, дирижирование и т. д.      6. Вопросы репертуара и форм работы. Работа должна быть плановая, углубленная и методически оформленная. .    Вокальная работа с детьми имеет ряд особенностей. Организм детей окончательно не сформирован и находится на определенной стадии развития в зависимости от возраста. Растущий организм не способен выполнять большие нагрузки, допустимые для взрослых. Необходимо знать природу и специфику развития детского голоса, особенности возрастной физиологии психологии, чтобы планировать и проводить практическую деятельность на научно-обоснованных требованиях к учащимся. Необходимо внимательно относиться к неокрепшим голосам юношей и девушек, особенно в период мутации    Для занятий по вокалу (сольное пение) принимаются дети всех возрастов при наличии у них достаточно выраженных голосовых данных, музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и желания заниматься.    Занятия проводятся индивидуально, но целесообразно заниматься отдельно с разными группами учащихся. Это дает возможность увеличить время занятия с каждым учеником, так как, занимаясь отдельно с каким-либо учащимся, я имею возможность общаться с целой группой.      Весь педагогический процесс проникнут не только целями вокального и музыкального развития учащихся, но и общими воспитательными задачами. Необходимо следить за успеваемостью в школе, поддерживать тесную связь с учителями, разъяснять родителям, что обучение школьников пению – одна из форм  эстетического воспитания.    Большое значение в работе с детьми отводится беседам, направленным на расширение общеобразовательного и музыкального кругозора учащихся. Сюда можно отнести беседы о музыке, о композиторах, некоторые исторические справки, анализ литературного текста, сведения о поэте, об истории создания произведения, прослушивание звукозаписи в исполнении профессиональных певцов, эстрадных звезд с последующими комментариями.    Методы работы подробно освещены в приложении к программе.
   Организация и содержание учебного процесса .
 Образовательно-воспитательная деятельность строится на основе предметной подготовки следующего содержания: слушание музыки, беседы; элементы теории музыки (музыкальная грамота, терминология); вокально-хоровые упражнения (распевания); элементы актерского мастерства (этюды на воображение); работа с микрофонами, микшерами, фонограммами; формирование репертуара (разучивание, впевание, закрепление); концертная деятельность.     культурно-массовая работа. -   посещение занятий других вокальных коллективов города
   Программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в коллективе, границы их несколько сглаживаются.    Основным принципом обучения является коллективное творчество, формой занятий репетиция. Могут использоваться индивидуальные формы в зависимости от места занятия в системе. Другие формы занятий: беседа, встреча, игровая  программа, смотр, отчет, культпоход .Основной формой работы с уч-ся является индивидуальное и групповое занятие.
   Групповые занятия рассчитаны на основную массу детей, первого этапа обучения. Здесь дети получают основные вокально-хоровые навыки. Выявляются солисты.    Индивидуальные занятия по вокалу проводятся с детьми с целью отработки концертных номеров для солистов, либо для улучшения техники исполнения обучающихся, пропустивших занятие по тем или иным причинам. .    Данная программа предусматривает гибкость в изучении того или иного материала. Соотношение часов занятий и тем может меняться в зависимости от возраста и исполнительских возможностей детей.    Репертуар составляется на год и также может корректироваться в зависимости от степени усвояемости.    Подбор репертуара в детском вокальном коллективе осуществляется, как правило, по нескольким принципам:    1. Произведения, предназначенные для разучивания, в своем изначальном подходе, должны соответствовать оптимальным возможностям и быть понятными солисту или вокальной группе.    2. Произведения должны соответствовать уровню его профессиональной подготовки и исполнительскому профилю и, что особенно важно, обладать высокими художественными качествами. Брать сложные и объемные произведения не следует. Для поющих детей трудное сочинение может оказаться неразрешимой проблемой, что в итоге скажется на их продуктивности в работе, а также может вызвать негативный интерес к сочинению и физическое утомление. Сложное произведение, как показывает практика, можно брать весьма осторожно с обязательным учетом всей последовательности его изучения. В то же время большое количество легких произведений в репертуаре должно быть также ограничено, так как облегченный репертуар не всегда служит стимулом профессионального роста.    3. В выборе репертуара следует учитывать возрастные особенности детей.  Произведения должны по тематике соответствовать возрастному уровню и быть понятным юным исполнителям. Если это не так, исполнение не всегда бывает удачным и порой вызывает недоумение у публики.    4. Произведения репертуара должны отличаться по стилистической и жанровой направленности. Песенный жанр, как основной в исполнительском творчестве детей, может быть представлен народными песнями, сочинениями русских композиторов, произведениями композиторов-песенников советского периода и современниками.    Система детского музыкально-эстетического воспитания в клубе «Родничок», направлена на противостояние дешевой низкосортности (иногда и пошлости) в музыкальном искусстве. Систематический контакт ребенка с выдающимися произведениями культуры и искусства на занятиях способствует формированию художественного и эстетического вкуса.
   Данная программа рассчитана на детей 1-9-х классов, срок ее реализации 1 год.
   Цель обучения по данной программе:    - заложить основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр);     - музыкально-эстетическое развитие ребенка: уметь слушать и слышать музыку, развитие звуковысотного слуха, музыкальной памяти, образного мышления (в эмоциональной сфере);     - формирование личностных качеств (дисциплинированность, трудолюбие, организованность, собранность, ответственность );      На первом году обучения дети поют в unison,  легким фальцетным звуком, без надрыва и крика, дыхание берется спокойно, гласные звуки поются протяжно, а согласные переносятся к следующему слогу. Кантилена основа пения. Только при таком режиме можно добиться чистоты интонирования, гибкости голоса, развития диапазона, и не повредить еще не окрепшие связки детей.             Также необходимо проводить работу над дикцией и артикуляцией, следить за окончаниями слов, фразировкой.    На первом году обучения ждать от детей каких-либо результатов не приходится, тем не менее, дети с удовольствием принимают активное участие в школьных мероприятиях и делают выбор.    Дети с менее выраженными способностями иногда добиваются больших результатов, чем одаренные дети, за счет трудолюбия. А дети с нарушением координации голоса и слуха, если им правильно все объяснить, вскоре догоняют своих сверстников и интонируют чисто. По этой причине дети в куб набираются без предварительного отбора.    Еще одной отличительной чертой обучения является форма проведения занятий игра. Концертная же деятельность планируется лишь эпизодически, в основном для накопления сценического опыта, преодоления страха и робости перед зрителем, а так же для повышения мотивации занятий. Репертуар в этом возрасте должен быть ярким и доступным, чтоб заинтересовать детей и обеспечить высокую сохранность контингента.           ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
К концу обучения дети должны
ЗНАТЬ:    - основы вокально-хоровых навыков и умений: певческая установка, дирижерский жест, дыхание, звукообразование, фразировка, строй, ансамбль, качество звука (тембр);    - специальную терминологию    - правила поведения в хоровом классе,    - правила поведения на сцене,    - правила работы с микрофоном и другими техническими средствами обучения,      - элементарные сведения о строении голосового аппарата и правилах пения,    - сведения о культуре исполнительского искусства,    - вокально-хоровые упражнения.
УМЕТЬ:
   - чисто интонировать,    - петь легким, полетным звуком, без надрыва,    - пропевать гласные звуки в песне (не деля на слоги),    - четко пропевать текст и окончания слов в песне,    - передавать образ и характер произведения,    - петь в unison, слушая товарищей,    - иметь навыки исполнения на сцене    - слушать и слышать музыку;    - анализировать собственное исполнение и своих товарищей;    - пользоваться микрофоном, петь под фонограмму;   - анализировать произведение;   - петь в unison;
   Владеть:
- навыками культурного поведения, общения. - навыками правильного дыхания; - элементарными основами звукообразования, звуковедения; - познакомиться с нотной грамотой. - стать активнее смелее трудолюбивее. -  улучшить свою память, - развить воображение, инициативу.
Диагностика результатов обучения:
   Наличие интереса к занятиям в вокально-хоровой студии диагностируется путем наблюдения за ребенком на занятиях во время изучения нового материала и закрепления пройденного.      Наличие творческой активности диагностируется через анализ поведения ребенка на занятиях и при подготовке к ним.      Наличие и степень развития способностей ребенка чувствовать красоту, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства посредством вокально-хорового пения диагностируется через анализ творческих выступлений, концертной деятельности, беседы.
Формы подведения итогов реализации программы:
  Формами подведения итогов реализации данной программы являются:   - концерт,  - выступления уч-ся на мероприятиях в рамках школы в качестве солиста или участника ансамбля.   - анкета
Содержание занятий.
1. Введение:    Краткая беседа с учащимися о вокально-хоровом искусстве, предполагаемой рабате, концертных выступлениях, дисциплине, обсуждение костюмов, расписания занятий. Техника безопасности на занятиях в классе. Постановка целей и задач на учебный год.
2. Ознакомление и выработка основных вокально-хоровых навыков:    Ознакомить детей с основными правилами пения: певческая установка, дыхание, строй, ансамбль, звукообразование и звуковедение, дирижерский жест и т. д.    Разучивание вокально-хоровых упражнений  для расширения певческого диапазона, на чистоту интонации.    Работа над филировкой звука и нюансировкой.    Дыхательные    упражнения,  работа над певческим дыханием.    Упражнения на дикцию и артикуляцию.    Упражнения на развитие слухового контроля.    Развитие навыков пения в ансамбле с сопровождением и  а сареllа.
1. Народная песня и классика:    Беседа   Слушание народных песен    Разучивание канонов, речитативов, поговорок.   Посещение занятий коллективов народной песни города.    Беседы с уч-ся о классической музыке, ее жанрах, истории создания    произведений, об их авторах.    Слушание вокальной классической музыки.    Разучивание вокализов.    Посещение концертов классической « вокальной и инструментальной» музыки.      2. Детская песня:   3.Эстрадная песня:     Прослушивание, разбор, разучивание, “впевание” рабочего и  концертного     репертуара.    Прослушивание и просмотр  аудио, видео  записей звезд эстрады.    Прослушивание в записи детских песен в исполнении известных коллективов.    Посещение концертов.    Посещение занятий других коллективов города. 4. Технические средства в обучении:    Прослушивание фонограмм караоке и «минусовку».    Пение под фонограмму.    Элементарные правила акустики.    Навыки работы с микрофоном (у стойки и держа в руках). 5. Танцевальная ритмика:        Разучивание танцевальных движений в песнях. 6. Работа на сцене:        Использование сценического пространства.        Правила поведения на сцене (вход и выход, поклон, походка, мимика и   пластика, взгляд, внешняя и внутренняя культура, одежда, обувь, прическа,). 7. Музыкальные игры:    Игры на развитие творческого потенциала, вокально-хоровых навыков.      Игровые моменты на переключение деятельности. 8.Культурно-массовая работа.    День именинника, посещение выставок. 4. Концертная  деятельность.    
ЛИТЕРАТУРА:
 
   1. Министерство просвещения СССР «Программа для учреждений и       общеобразовательных школ» художественные кружки. Москва; «Просвещение». 1981г.;    2. Осеннева М.С. «Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом» учебное пособие. Москва; «Академия», 1999г.;    3. Самарин В.А. «Хороведение», Москва; «Академия», 2000г.;    4. Халабузарь П.В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург; «Лань», 2000г.;    5. Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой», Москва; Приложение к журналу «Физкультура и спорт», 1999г., 2000г.;    6. Подуровский В. М. «Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности», Учебное пособие для вузов, Москва, «ВЛАДОС» 2001г. .    7.  Н. Добровольская «Вокально-хоровые упражнения в детском хоре», 1987г.   8.  Хороведение. Пособие для самостоятельного и заочного обучения руководителей хоров художественной самодеятельности под ред. В.Г. Соколова, 1971г
Использование методического времени
Подбор нотного материала в библиотеке, Подбор нотного, МР3 и аудио материала в Интернете, Подбор МР3, CD и аудио материала в музыкальных магазинах города, Прослушивание кассет, CD дисков, фонограмм, караоке, Просмотр видеоклипов, Просмотр музыкальных телепередач, Подбор репертуара (для солистов, ансамбля, , малых групп,      школьных, мероприятий) Разбор и разучивание репертуара (самоподготовка), Разучивание нотного материала, Разучивание текста, Аранжировка нотного текста, Транспонирование мелодии, Прописывание второго голоса в нотном и компьютерном варианте, Работа над партитурой (поиск трудных для исполнения фрагментов,      кульминаций, дикционные и орфоэпические трудности, работа над      дирижерским жестом) в каждом разучиваемом произведении, Продумывание эскизов костюмов, беседа с родителями по телефону и т.д. Продумывание художественного оформления произведения, сценические      движения, элементы танца, художественного образа и т.д., Распечатывание текстов каждому участнику коллектива, Изучение компьютерной и музыкальной литературы для самообразования, Подготовка к занятиям, Поиск концертных площадок для коллектива.
                                
 

15