Статья Формирование личности заботящейся о своем здоровье, в ходе реализации комплексно-целевой программы «Здоровый класс»


Т.А. Нетёсова,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 1» г. Исилькуль
Формирование личности заботящейся о своем здоровье, в ходе реализации комплексно-целевой программы «Здоровый класс»
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Улучшение здоровья обучающихся является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому, забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность школы, отдельного учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями. 75438006985000Лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Поэтому проблема сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.
Для решения этих проблем мною разработана и реализуется экспериментальная комплексно-целевая программа «Здоровый класс».
Цели программы:
Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Создать в школе организационно-педагогические, санитарно-гигиенические и другие условия здоровьесбережения.
Исполнителям программы «Здоровый класс» необходимо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений направленных на обеспечение здоровьесбережения детей. Для этого нами создана прогнозируемая модель ученика. Это – человек:
относящийся к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
знающий механизмы и способы поддержания здоровья;
физически развитый;
стремящийся к физическому совершенствованию;
без вредных привычек;
знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.
Данная модель направлена на реализацию следующей цели - создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся. Достигается через средства — здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганд здорового образа жизни.
По экспериментальной комплексно-целевой программе «Здоровый класс» мы работали четыре года по следующим направлениям:
санитарно-гигиеническое;
физкультурно-оздоровительное;
физкультурно-спортивное;
информационно-обучающее;
психологическое.
Начали свою работу с того, что провели исследование в 1 «Б» классе, целью которого явилась оценка показателей заболеваемости обучающихся по данной программе. Некоторые показатели заболеваемости отражают неблагополучный фоновой уровень здоровья первоклассников поступающих в школу. Поэтому на первый план выступает реализация оздоровительных и общеукрепляющих мероприятий.
Учебный день в нашем классе начинается с организованной зарядки. Ежедневно проводятся динамические перемены. На уроках используем физкультминутки, т.е. различные упражнения для снятия общего утомления, для кистей рук, упражнения для коррекции осанки. Для улучшения зрения регулярно на 2, 4 уроках проводится зарядка для глаз. Все учащиеся в 1 и 2 классе посещали ГПД и были обеспечены горячим питанием. После обеда прогулка на свежем воздухе в течение 15 – 20 минут.
Обучающиеся класса 3 раза в неделю посещают уроки физкультуры. Участвуют в спортивных соревнованиях по плану школы, в общешкольных Днях Здоровья. Большинство учащихся класса летом посещали оздоровительный лагерь при школе.
Для учащихся учителем физкультуры организована спортивная секция в Ледовом Дворце. Это позволяет развивать у учащихся физические способности и интерес к урокам физкультуры. У школьников интерес с подвижных игр постепенно стал переключаться на спорт. Их увлекают лыжи, коньки, футбол, волейбол, борьба, легкая атлетика. Для того чтобы систематические занятия физкультурой способствовали физическому совершенствованию организма, родители и педагоги помогли ребятам избрать для постоянной тренировки вид спорта с учетом здоровья, возраста, слабых и сильных сторон физического развития. Любой вид спорта, закаляя, укрепляя здоровье детей, помогает им совершенствовать свою личность. В результате уже в 3 классе в спортивной школе стало заниматься 17 человек (футбол – 7 человека, легкая атлетика – 3 человека, греко-римская борьба – 4 человека, шорт трек – 3 человека).
Учащиеся обучаются по ОС «Школа 2100», которая дает возможность на уроках в начальной школе использовать здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии, т.к. направлена на создание условий для гармоничного развития ребенка, охрану и укрепление его здоровья. Включаем оздоровительный компонент в содержание всех учебных предметов. Необходим комплексный подход, т.е. обучать здоровью детей надо на каждом уроке. На уроках курса «Окружающий мир» ребята получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене. На всех уроках используем дидактический материал, связанный с оздоровительной тематикой. Создание такой системы работы благотворно влияет на формирование здорового образа жизни.
Используем различные формы оздоровительной работы во внеурочное время. Девиз нашего класса: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». В классе оформлен стенд «Здоровый класс». Материалы на стенде периодически меняются, к его оформлению привлекаю и детей. Учащиеся ведут «Дневники здоровья», в которых отмечают различную информацию по теме «Наше здоровье». Учителем проводится факультативное занятие «Уроки здоровья». Занятия разработаны в форме классных часов, праздников, КВН, театральных постановок, подвижных игр в зале или на свежем воздухе. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. В занятие обязательно включается оздоровительные упражнения и гимнастические комплексы (гимнастика для глаз, гимнастика для пальчиков рук, дыхательная гимнастика, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки). Изучая себя, особенности своего организма, ребёнок психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье. На уроки здоровья приглашается и фельдшера школы, которая проводит беседы с учащимися по определенному ей плану (1 раз в четверть). Во внеурочное время проводим праздники, спортивные игры, викторины, классные часы (один раз в месяц).
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеклассной работе учащиеся получают возможность расслабиться психически и физически после интенсивной учебной деятельности, а также сблизить учащихся, раскрепостить их, помогли преодолеть комплексы в их непосредственной учебной деятельности, почувствовать радость пребывания в школе, классе.
Школьный психолог ежегодно проводит диагностики. Обследования психолога показали, что количество учащихся с адекватной самооценкой возросло, а с заниженной уменьшилось; обучающихся с нормальной мотивацией стало больше, а с положительной и низкой стало меньше.
Итогом совместной деятельности педагогов, психолога и медицинского работника являются такие результаты: учащиеся успешно усваивают программный материал; ребята отличаются раскрепощенностью, повышенной работоспособностью; у учащихся воспитывается положительное отношение к своему здоровью как к ценности, которую нужно беречь.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности.
Считаю, что образовательное учреждение должно стать «школой здорового образа жизни» для учащихся, где любая их деятельность будет носить оздоровительно-педагогическую направленность и способствовать воспитанию у школьников потребностей к здоровому образу жизни.