Конспект по истории Россия в начале XXI века




Конспект по дисциплине ___История___




Россия в начале XXI века
































Разработала: Конради И.Ю.
учитель истории и обществознания
МБОУ Новоназимовская СОШ № 4
План:
Президент России В.В. Путин
Политические реформы.
Новые государственные символы России.
Экономические реформы.
Усиление борьбы с терроризмом.
Разработка новой внешнеполитической стратегии.
Итоги первого президентства В. В. Путина. 
Постановка новых задач. 

1.Президент России В.В. Путин
Вторым Президентом после Б.Н. Ельцина становится В.В. Путин. Родился 7 октября 1952 года. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. С 1975 по 1991 г. – служил в органах государственной безопасности. 1991 по 1996 г. – мэр Санкт – Петербурга, в 1998 году – назначен директором ФСБ. 26 марта 2000 года – становится вторым Президентом России. В 2004 году избирается Президентом на второй срок.
Уже 7 мая 2000 г. В.В. путин вступил в должность. Главой правительства был назначен М.М. Касьянов – первый вице – премьер в правительстве Путина.
Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований, поэтому первые его шаги были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка. При этом демократический выбор никогда не подвергался сомнению.

2.Политические реформы.
Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов.
1) Центральный
2) Северо – западный
3) Южный
4) Поволжский
5) Уральский
6) Сибирский
7) Дальневосточный
Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел.
Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.
По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов ,а из представителей регионов. Избранных законодательными органами и назначенных главами администрации. Итогом можно считать усовершенствование федеративного устройства, преодоление наиболее острых противоречий, существовавших между Центром и регионами.
Был создан Государственный Совет, в состав которого вошли все главы регионов, целью которого было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов.
Совершенствовалась и российская многопартийная система. Был принят Закон о политических партиях, который признавал только такие организации, которые имели массовые поддержки населения.
Была начата судебная реформа. В результате которой появились суда присяжных, институты мировых судей и судебных приставов, выведены народные заседатели. В короткий срок закончена работа по кодификации российского законодательства.
Была начата военная реформа, провозгласившая создание профессиональной, хорошо вооружённой и обученной Российской армии к 2015 году.
Придя к власти, В.В. Путин определили одним из своих направлений во внутренней политике обеспечение общественного единства и согласия. Он осуществил ряд мер, направленных на объединение общества.
Ещё одним из нововведений Владимира Путина стали ежегодные встречи с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повысили эффективность государства.

Новые государственные символы России.
Практически 10 лет велась борьба по вопросам о государственных символах. В.В. предложил компромисс, который сблизил позиции различных слоёв общества. В декабре 2000 г. ГД утвердила закон о национальных символах России:
1) трёхцветный бело – сине – красный флаг
2) герб в виде двуглавого императорского орла
3) красный флаг Победы нашего народа в В.О. войне
4) Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирующего о связи поколений.

Экономические реформы.
- Проведена налоговая реформа - введён единый 13% налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций.
- Принят закон о поддержке малого и среднего предпринимательства.
Начата аграрная реформа
- законы о купле – продаже земли, новый порядок наследования имущества и др. Это действия стали важным шагом на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.
- Принят закон, ограничивающий власть естественных монополий, которые занимали исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а так же транспорта. ( Газпром, РАО « Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта)
- Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х годов стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определить политику государства. Сотрудничая с ними, государство постепенно лишало их возможности вмешиваться в дела государства.
- Увеличивались расходы на оборону страны, создание новейших образцов вооружения и техники.

Усиление борьбы с терроризмом.
Широкая поддержка антитеррористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осенью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе. Борьба против террористов, которую возглавил тогда еще премьер-министр В. В. Путин, сплотила большинство российских граждан. Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России.

Разработка новой внешнеполитической стратегии.
К началу тысячелетия российская внешняя политика завершила стадию своего становления. Результатом осмысления роли и места в мировом сообществе и путях реализации долгосрочных национальных интересов нашей страны на международной арене стало появление в 2000 г. трех новых важных базовых документов. Концепция национальной безопасности содержит анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе принята Военная доктрина, развивающая положения Концепции применительно к оборонному строительству. Концепция внешней политики (2000 г., июнь) решает ту же задачу применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности страны.
Суть внешней политики России в концентрированном виде изложена В. В. Путиным в послании Федеральному собранию Российской Федерации в апреле 2002 г.
Реализуя идею разновекторной политики, Россия в 20002004 гг. поддерживала связи со многими странами мира на разных континентах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций («Большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.). Помимо визитов в западные страны, российский президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Огромное влияние на состояние международных отношений оказали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против мирового терроризма. Сентябрьские события объективно способствовали осознанию той важной роли, которую призвана играть Россия в формировании новой системы международной безопасности, где на первый план выдвигаются противостояние терроризму и борьба за нераспространение средств массового поражения.
Интенсивными были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими в СНГ. И хотя уровень взаимодействия с различными государствами был разным, концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты и т.д.) способствовала прагматизации отношений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания поддержке российской диаспоры за рубежом. Этой теме посвящался Конгресс соотечественников в Москве в октябре 2001 г.
Итоги первого президентства В. В. Путина. 
Еще в марте 2000 г. В. В. Путин в книге-интервью «От первого лица» наметил график действий на предстоящие годы.
Анализ основных событий 20002004 гг. позволяет сделать вывод о том, что в целом этот график выдерживался. К середине 2002 г. стабилизирована общественно-политическая и социально-экономическая ситуация, намечены основные направления дальнейшего совершенствования государственного устройства, продолжение либерального реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер внутренней политики с середины 2002 г. во все возрастающей степени оказывало влияние приближение выборов в новую Думу (декабрь 2003 г.) и Президента РФ (март 2004 г.). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача выстраивания баланса общественных сил, позволяющего, с одной стороны, поддерживать стабильность, а с другой добиться наилучшего результата на выборах.
Это нашло отражение в практике бесконфликтного согласования интересов между различными частями политической, экономической и региональной элиты.
Поправки в Закон о референдуме, запрещающие его проведение за год до общенациональных выборов, предусматривали ограничение возможностей использования этого института в популистских предвыборных целях. Сближением дат выборов парламента и президента они превращались в единый неразрывный цикл, а на политическую рекламу отводился лишь один месяц. Развернулась кампания по вовлечению в партии известных журналистов, деятелей культуры, космонавтов, что должно было улучшить имидж предвыборных объединений.
Обстановка грядущих выборов оказала влияние и на экономическую политику, рамки которой определялись итогами развития предшествующего периода и ожидавшимся осложнением условий функционирования экономики в 2003 г. В 20002002 гг. она развивалась в благоприятной обстановке, что было во многом обусловлено высокими мировыми ценами на сырьевые товары, составляющие основу российского экспорта, нефть, газ, черные металлы, продажа которых обеспечивала надежные поступления в бюджет.
К началу 2004 г. удалось добиться существенного снижения темпов инфляции. В 1999 г. она составляла 36%; в 2001 г. 18%, а в 2003 г. 12%. Рост валового внутреннего продукта колебался, составив в 2003 г. 7%. На этот показатель влияла совокупность внешних и внутренних факторов.

Постановка новых задач. 
К началу 2004 г. у окружения президента сложилось понимание новых задач, которые стране предстоит решать, и представление о механизмах, посредством которых это можно сделать. Для придания новых импульсов развитию российской экономики в 20022003 гг. создавалась правовая база для реформирования системы железнодорожного транспорта, изменения жилищной политики (ЖКХ), преобразований в электроэнергетике (РАО.«ЕЭС России»), управления газовой отраслью (РАО «Газпром»). Большая часть этих мер относится к числу «непопулярных» и связанных с сокращением государственных дотаций на сдерживание роста тарифов и поддержание фиксированно низких цен за услуги. Эти преобразования, как и реформу банковской системы, специалисты признают жизненно необходимыми, хотя многие из них содержат угрозу социальных конфликтов. Все это заставляло как исполнительную, так и законодательную ветви власти особенно осторожно относиться к реформированию чувствительных для массовых слоев населения сфер. Для этого в конце 2003-го начале 2004 г. предприняты значительные усилия для концентрации властных полномочий группирующихся вокруг президента реформаторов.
Реализуемые В. В. Путиным идеи сохранения социально-политической стабильности при проведении назревших, но неизбежно болезненных реформ нашли поддержку у населения и отразились в результатах голосования по выборам Президента России 14 марта 2003 г. В. В. Путин получил 71,2% голосов участвовавших в выборах, кандидат от КПРФ Н. М. Харитонов лишь 13,7%.
Электоральные предпочтения такого уровня дают триумфально победившему соперников Путину большой запас политической прочности, которым он сразу же воспользовался при создании нового правительства во главе с М. Е. Фрадковым. Сама процедура формирования нового Кабинета стала частью административной реформы: кардинально изменилась его структура и функции. Среди задач, которые предстояло решать правительству, чаще называли проведение административной, налоговой реформ, реформы естественных монополий, вступление России во Всемирную торговую организацию, обеспечение конкурентоспособности экономики через внедрение инновационных технологий.
Стабилизация общественно-политической ситуации в 20032005 гг. совпала по времени с расширением экономических возможностей государства. Этому во многом способствовала и благоприятная международная конъюнктура: цены на нефть и газ важнейшие составляющие российского экспорта сохранялись на высоком уровне. Для концентрации «сверхдоходов» был создан специальный Стабилизационный фонд, который в 2006 г. достиг колоссального по меркам нашей страны размера 2 трл. руб., или 10% годового ВВП. Это позволило государству значительно усилить социальную направленность проводимой политики, оживились общественные дискуссии о стратегических целях и приоритетах России, рассчитанных на длительную перспективу.
5 сентября 2005 г. президент В. В. Путин объявил о необходимости сконцентрировать государственные ресурсы на нескольких направлениях здравоохранении, образовании, жилищной политике и сельском хозяйстве. Эти направления получили статус национальных проектов. В октябре 2005 г. был создан Совет по реализации национальных проектов, который возглавил лично президент.
ђ Заголовок 315