Конспект по истории на тему Россия в начале XXI века (9 класс)


Урок № ______ Дата______
(Слайд № 1) Тема. Россия в начале XXI века
(Слайд № 2) Цели урока: охарактеризовать основные события политической истории России в 2000–2003 гг.; раскрыть смысл государственных символов Российской Федерации.
Тип урока: комбинированный.
(Слайд № 3) Структура урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Мотивация учебной деятельности
IV. Изучение нового материала
Отставка Президента Б.Н. Ельцина.
Президент В.В. Путин и его программа.
Укрепление российской государственности.
Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Усиление борьбы с терроризмом.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Тестирование
1. Российская Федерация и НАТО подписали программу «Партнёрство во имя мира»:
а) в 1991 г.;
б) в 1994 г.;
в) в 1998 г.;
г) в 2000 г.
2. Что из названного характерно для внешней политики Российской Федерации в 1992–1999 гг.?
а) Укрепление международного авторитета;
б) Расширение контактов с НАТО;
в) Усиление позиций социалистического блока в мире;
г) Укрепление обороноспособности страны.
3. Балканский кризис разразился:
а) в 1994 г.;
б) в 1999 г.;
в) в 2003 г.;
г) в 2007 г.
4. В 1992 г. была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния:
а) «холодной войны»;
б) демилитаризации;
в) демаркации;
г) антипатии.
5. Роль России заметно усилилась после её принятия в 1998 г. в международную организацию стран:
а) НАТО;
б) Варшавского договора;
в) Азиатско-Тихоокеанского бассейна;
г) СНГ.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вступительное слово учителя
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим политическое развитие России в конце XX – начале XXI в.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Отставка Президента Б. Н. Ельцина.
Рассказ учителя
(Слайд № 4) Слушая мой рассказ, ответьте на вопрос: «Как Б.Н. Ельцин объяснил причины своей отставки в обращении к народу 31 декабря 1999 г.?».
На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 г. поддержанное В.В. Путиным общественно-политическое объединение «Единство» получило большинство голосов избирателей. 31 декабря 1999 г. первый Президент России Б.Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу. Он объявил о своей отставке: «Посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах в Думу за новое поколение политиков, я понял: главное дело своей жизни я сделал. Россия уже никогда не вернется в прошлое. Россия всегда теперь будет двигаться только вперед». Исполняющим обязанности Президента страны стал председатель правительства В.В. Путин. Президентские выборы были назначены на 26 марта 2000 г.
2. Президент В.В. Путин и его программа.
Рассказ учителя
Сейчас мы послушаем сообщение Владимира Кусмарцева о личности В.В. Путина и его предвыборной программе.
Выступление учащегося
Президент В.В. Путин и его программа
(Слайд № 5) Второй Президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. служил в органах государственной безопасности. В 1991–1996 гг. работал в мэрии Санкт-Петербурга, был вице-мэром города, затем перешел в аппарат Президента России, где за короткий срок прошел путь до первого заместителя главы администрации.
В 1998 г. Путин был назначен директором ФСБ.
16 августа 1999 года был утверждён в должности председателя Правительства. За время работы во главе правительства особенное внимание он уделял нападению чеченских боевиков на Дагестан, а после взрыва жилых домов в Москве и Волгодонске начал вторую чеченскую кампанию.
О росте популярности Путина свидетельствовал успех поддержанного им нового политического движения «Единство», которое по итогам выборов в Госдуму набрало 23,3 % голосов, заняв второе место.
30 декабря 1999 года в ряде российских изданий была опубликована программная статья Путина «Россия на рубеже тысячелетий», в которой он изложил своё представление о прошлом и о предстоящих перед страной задачах. По мнению Путина, России необходимы сильная государственная власть и консолидация общества. Касаясь экономических проблем, он заявил о необходимости политики, направленной на борьбу с бедностью, обеспечение роста благосостояния населения и повышение эффективности российской экономики.
На президентских выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность.
Вопросы
1. Чему В.В. Путин уделял особенное внимание за время работы во главе правительства? Какие меры он предпринял для борьбы с этим?
2. Сколько процентов голосов набрало политическое движение "Единство" по итогам выборов в Госдуму?
3. Какие политические задачи В.В. Путин считал наиболее актуальными и важными в 2000 г.?
4. Когда В.В. Путин вступил на должность президента РФ?
Просмотр видеофрагмента «Инаугурация В.В. Путина 7 мая 2000 г.»
3. Укрепление российской государственности.
Работа с учебником (стр. 202–203)
Вопросы
С каких мер начал свой первый президентский срок В.В. Путин? Чему они способствовали?
4. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.
Рассказ учителя
Слушая мой рассказ, ответьте на задание: «Какие национальные символы существуют в РФ? Дайте характеристику каждому из них?».
(Слайд № 6) Одним из основных направлений деятельности Президента В.В. Путина является обеспечение общественного единства и согласия. Не разделяя общество на «своих» и «чужих», сторонников и противников реформ, он осуществил ряд мер, способствовавших объединению общества.
Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого орла напоминают о тысячелетней истории России. Красный флаг Победы нашего народа в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных сил. Государственный гимн, положенный на музыку гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.
(Слайд № 7) Регулярно проходят встречи Президента с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повышают эффективность государственного управления.
5. Усиление борьбы с терроризмом.
Задание
(Слайд № 8) Работая с текстом пункта «Усиление борьбы с терроризмом» § 57, ответьте на вопросы:
1. Почему одним из основных направлений стала борьба с терроризмом?
2. Какие меры были приняты федеральным центром для борьбы с терроризмом?
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Рефлексия «Незаконченное предложение»
(Слайд № 9) Закончите следующие предложения:
сегодня я узнал...
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
мне захотелось… и т.д.
Выставление оценок
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(Слайд № 10) § 57 (читать). Ответить на вопросы и задания к нему.