Диссеминация педагогического опыта «Применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении осетинскому языку».



Диссеминация педагогического опыта «Применение современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности при обучении осетинскому языку».
Хутяева Альбина Тимофеевна - учитель осетинского языка и литературы отделения ООШ МБОУ СОШ ст. Павлодольской.


Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.
Актуальность выбора СОТ.
В основе своей концепции использования современных образовательных технологий на уроках осетинского языка и во внеурочное время я использую принципы и методы компетентностно-ориентированного образования, технологии личностно-ориентированного и развивающего обучения. Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки на каждом своем уроке я использую поэлементно несколько современных образовательных технологий:
• информационно-коммуникационные,
• проектный метод,
• исследовательскую деятельность учащихся,
• разноуровневое обучение,
• дифференцированное обучение,
• технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу,
• здоровьесберегающие технологии.
Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.
В связи с тем, что в каждом классе сразу выделяются различия по уровню обучаемости среди учащихся, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса считаю технологию внутриклассной дифференциации с добавлением элементов разноуровневого обучения. Учитывая типологические особенности каждого ученика, делю класс на условные группы «А», «В», «С». Использую приемы коллективной работы, по динамическим парам или группам. Задания группы «С» зафиксированы как базовый стандарт — минимальный или репродуктивный. Здесь выделяю многократность повторения, учу выделять лексические опоры. Задания «В» выстроены на аналитико-синтетическом уровне и обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для решения заданий на применение. Задания группы «А» предполагают творческий или продуктивный уровень. Учащиеся осознанно, творчески применяют свои знания, составляя мини-диалоги, монологические высказывания по теме. Элементы организации групповой формы работы позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, включить в процесс обучения каждого ученика. Внутри групп каждый может высказать свое мнение, активно участвовать в решении учебных программ, в соответствии с уровнем языковой подготовки, изученных лексических единиц. На каждый урок создаю дидактический материал разной сложности. Все это дает ощутимый образовательный результат. Учащиеся, которые имеют недостаточные знания, которые плохо владеют разговорной речью перестают стесняться, наоборот, пытаются тянуться за сильными, легче вступают в диалог, исправляют свои ошибки в построении разговора, пытаются монологически высказывать свои мысли, учатся формулировать вопросы.
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет мне оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время. При объяснении нового материала для наглядности использую компьютерные презентации в Microsoft Power Point, , видеоролики с сайта www.Youtube.com , учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных (в переводе на осетинский язык) и художественных фильмов, электронные приложения к УМК. На этапе закрепления лексики, а так же при обобщении и повторении — интерактивные задания, при контроле – интерактивные тесты, при защите проектов- компьютерные презентации.
Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств, проведение уроков на базе современной медиатеки позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению моего предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
В результате созданы мультимедийные презентации по урокам, презентации к научным работам, к проектам.
Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
Метод проектов считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать осетинский язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в осетинском языке в новых не стандартных ситуациях.
Проектная деятельность широко применяется на уроках осетинского языка в 3-5 классах. Проектная деятельность направлена на решение коммуникативных задач, ориентирована на личность ученика, развивает мотивацию и творческий потенциал учителя и учащихся. В процессе работы над проектом происходит интегрированное развитие всех видов речевой деятельности и сочетание коллективной, парной и групповой работы.
Проектная деятельность вызывает особый интерес у пятиклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Она начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе развития умения презентацией проекта и его защитой. Работа состоит из следующих шагов:
Определение темы.
Определение конечного результата.
Обсуждение и составление плана проекта.
Сбор информации.
Обработка информации.
Оформление проекта.
Презентация проекта.
Оценка проекта.
Проектная деятельность в сочетании с работой на компьютере делает уроки интересными и современными. Учитель не только учит детей, но и многому учится у них.
Мы с детьми работали над проектами:
в 3 классе - «Мой режим дня», «Города Северной Осетии», «Владикавказ»;
в 4 классе - «Наш Коста», «Угощения осетин»;
в 5 классе -«Старинный осетинский дом и домашняя утварь»; «Новогодние праздники».
Использование здоровьесберегающих технологий.
На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Поэтому строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Во избежание усталости учащихся, необходима смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Я начинаю урок с «Фонетической зарядки” (так называемого «разогрева»), то есть различного рода лексических, фонетических и лексико-грамматических «зарядок».
Для повторения пройденного материала использую разные игры. Но имеется в виду игра не на личное или командное первенство, не конкурсы, а игры способствующие релаксации, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Например· повторение лексики с числом на карточке (дети вытаскивают карточку с числом и находят слово по номеру в списке или отвечают на вопрос учителя по заданной теме)
· подвижные игры
-при изучении глаголов изобразить движением, мимикой, жестами,
- при изучении алфавита нарисовать в воздухе букву,
- ролевые игры-пантомимы (например «Дуканийы”: в магазине ты хочешь что-то купить, но недостаточно хорошо владеешь осетинским языком, объяснись с продавцом мимикой и жестами).
Подобные игры не только развивают координацию рук, ног и других частей тела, но и вызывают положительные эмоции на уроках.
Использую на уроках песни. Песня позволяет учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков, повышает интерес к предмету, снижает утомляемость.
Часто песню или рифмовку можно использовать в качестве физкультминутки.
Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.
Для работы с лексикой очень хороши учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок. Просмотр мультфильмов на осетинском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.
Несколько слов хочется сказать о драматизации («Кукольный театр») как о виде релаксации на уроке осетинского языка. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на осетинском языке, расширяет кругозор детей.
Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если мои уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если мои ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, — безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что непременно положительно скажется на психофизическом здоровье и моем, и моих учеников.
Таким образом, применение в рамках компетентностно-ориентированного обучения элементов нескольких современных образовательных технологий позволяет организовать образовательный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно насыщенным.