Экологическое воспитание младших школьников посредством экологических сказок.


Мамонова Мария Александровна,
Учитель начальных классов
МБУ школы № 1, г. о. Тольятти
Экологическое воспитание младших школьников посредством экологических сказок.
Экология - наука будущего, и, возможно,
                                                                           само существование человека на                                                              планете будет зависеть от ее прогресса.
                                                                                                                          Ф.ДрёСегодня во всем мире решаются и обсуждаются глобальные проблемы окружающей среды: разрушение экосистемы, загрязнение воздушной среды, сохранение лесных ресурсов, дефицит пресноводных ресурсов, влияние экологии на здоровье человека, изменение климата.
Всемирная ООН проводит Конференции, издает Конвенции и соглашения по окружающей среде. Экологи трудятся, создают отчеты, составляют анализы экологии промышленных зон, экологии человека, даже экологии жилых и офисных помещений.
И я задумалась, а что я могут сделать учителя и учащиеся начальных классов по вопросу сохранения окружающей среды. На мой взгляд, огромная роль в экологическом воспитании младших школьников отводиться экологическим сказкам, которые в детях воспитывают культуру поведения и бережное отношение к живому, развивают познавательный интерес к природе. Нужна ли экологическая сказка – вопрос для многих риторический. Ребенок и сказка – понятия неразрывные. По мнению профессионалов, именно в экологических сказках удается наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребенка. Через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны, гражданской ответственности. И еще: экологическая сказка способствует распространению научных знаний о природе.
Цель экологической сказки - дать точную, научно-достоверную информацию. В сказках очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные и культурные традиции. Еще Сухомлинский писал: «Сказка неотделима от красоты… Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».
Самое важное в сказках для маленьких слушателей узнать о проблемах дикой природы из уст самих ее обитателей, услышать их голос, их призыв не вторгаться к ним со своим злом. Ведь и у них также есть мамы, папы и любимые дедушки, потеря которых также трагична для них. В этом отношении исключительна роль экологических сказок, где животные, растения, воды одушевляются и сопереживают любым изменениям в природе и своей привычной жизни. Важно максимально приблизить сказки к тем местам, где проживают слушатели. Поэтому названия всех рек, животных я даю действительно существующих в нашем родном крае. Сказки можно воспроизводить, как читая, так и разыгрывая небольшие спектакли. Положительный эффект будет больше, если актерами будут выступать сами школьники при выступлении перед дошколятами и младшими классами школ. Кроме того, в сказки добавлены элементарные знания о законах природы и окружающей среде. Поэтому они не только воспитывают, но и дают детям начальные знания об особенностях природных явлений, помогают осознать общую экологическую картину мира. Сказки в увлекательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем. Добрые экологические сказки учат ребенка постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем, а это самое главное для экологического воспитания человека.
Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно –пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Миссия нас, педагогов,- донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.
К. Д. Ушинский писал: « …Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога».
Литература
Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение 1984г.
Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983.
Каленникова Т. Г. Природа и ты: вопросы и задания по экологии. - Минск: Народная асвета, 1989.
Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
Лось В. А. Человек и природа. - М.: Политиздат, 1978.
Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников.//Начальная школа. -1989, N3, С. 33-34.