Конспект урока по предмету Познание мира по теме Место работы родителей, их профессия (2 класс)

Предмет: Познание мира. Учитель: Ерохина С.Н.
Тема: Место работы родителей, их профессия.
Цель: Уточнить, обобщить и расширить знания о профессиях.
Задачи: Дать представление о различных профессиях. Раскрыть понятия «профессия, специальность». Способствовать развитию познавательного интереса, общеучебных умений: выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать. Обогащать словарный запас, речь учащихся, выработать умение делать выводы на основе полученной информации. Воспитывать уважение к людям различных профессий, результатам их труда.
Тип: комбинированный урок.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: Мультимедийная презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок – начинаем наш урок.

2.Проверка выполнения домашнего задания.
Опрос по теме предыдущего урока.

3.Актуализация знаний.
Учитель читает стихотворение «Путаница о профессиях».

Наш знакомый мальчик Петя неплохой парнишка, но...
Говорит, что все на свете знает он давным-давно.
Как-то собрались ребята во дворе у нас гурьбой.
Санитар, спросила Ната, Это кто еще такой ?
А связист? спросил Сережа. Слесарь кто не знаю тоже...
Погодите, крикнул Вова, спросим Петю Иванова.
Петя так сказал: Друзья! Вам на все отвечу я!
Все профессии я знаю. Так! Вниманье! Объясняю!
САНИТАР на санках мчится, ничего с ним не случится!
Он ведь мастер в санном спорте, тут со мною вы не спорьте!
По горам, по перевалам все идет ГОРНЯК усталый.
Он к горам давно привык, покорит он горный пик.
Под морзянки бодрый свист свитер свяжет вам СВЯЗИСТ:
Он в вязании на спицах лучший наш специалист!
Ищет клады КЛАДОВЩИК и находит в тот же миг!
А потом он эти клады бережно хранит на складе.
Собирает БАНЩИК банки, а потом хранит в Сбербанке.
Очень ими дорожит, банк с ружьем он сторожит.
МЕЛЬНИК стены белит мелом и рисует между делом
На асфальте, мелом тоже, всем портреты. Так похожи!
В офисе ОФИЦИАНТ всем покажет свой талант:
Вмиг бумаги разнесет, к телефону позовет.
Вот в машинку МАШИНИСТ вновь закладывает лист.
Тук-тук-тук! Помчались строчки от начала и до точки.
Операция идет: КРОВЕЛЬЩИК здесь кровь сдает.
Кровь вливается больному... Он уже здоров и дома.
А ПЕЧНИК печет печенье, очень вкусное, с вареньем!
Может булочку испечь. Ах, была бы только печь!
Дорогие наши дети! Что здесь перепутал Петя?
Он ошибок мно-о-ого сделал! Почему же? В чем тут дело?
Помогите поскорее разобраться что к чему...
Если Петя подоспеет, объясните и ему!

Слайд
- Кто из этих людей следит за соблюдением правил дорожного движения, поможет взрослому и ребёнку в случае необходимости? (Милиционер.)
- Думаю, остальных людей вы тоже узнали, кто это? (Продавец, строитель, водитель, врач.)
- Расскажите, где вы встречали их, чем они занимаются.
- Милиционер, продавец, строитель, водитель, врач - как можно назвать одним словом? (Профессии.)
- Как вы думаете, а какие профессии «спрятались»? Дети высказывают свои предположения.
Игра «Отгадай профессию по описанию»
- Отгадайте загадку и узнаете, кто за синей шторкой:
Дайте этому продукты: Мясо птицы, сухофрукты, рис, картофель...
И тогда, ждёт вас вкусная еда. (Повар) Нажимаю знак вопроса, появляется рисунок повара.

- Кто за жёлтой шторкой?
Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.
И, конечно, непременно, подстрижёт вас современно. (Парикмахер)

- Кто за зелёной шторкой?
Охранять границу - важно! И его туда зовут.
С верным псом они отважно службу РОДИНЕ несут. (Пограничник)

- Кто за розовой шторкой?
Если вдруг беда случится, где-то что-то загорится,
Он, туда поедет срочно. Он погасит, - это точно. (Пожарный)

4.Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О профессиях.)
- Сегодня на уроке мы побываем в мире профессий.
Слайд Задачи урока.
Нашей задачей будет узнать, что такое профессия, познакомиться с некоторыми профессиями поближе, определить какими качествами должны обладать люди различных профессий.
А также попробуем ответить на вопрос: Какая профессия самая важная?

5.Усвоение новых знаний.
Объснение учителя: Слайд
Профессия основной род занятий, трудовой деятельности человека.

Слайд
Игра «Отгадай профессию по действию»
- Отгадайте, люди, каких профессий выполняют такую работу. На доске дети нажимают на слово, оно подъезжает к рисунку, а лишние слова вылетают за край экрана.
(Учит – учитель, строит – строитель, убирает – уборщица, продаёт - продавец.)

- Какая из этих профессий самая важная? Объясните свой ответ.
Дети отвечают, а учитель направляет рассуждения с помощью дополнительного вопроса «Что случилось бы, если бы учителя не учили детей? Строители не строили бы дома, разные здания?» и т.д.
Слайд
Игра «Отгадай сказочную профессию»

- У сказочных персонажей, героев мультфильмов тоже бывают профессии. Какой герой между Котом Матроскиным и Шариком? Кто он по профессии?
Видеоролик.Посмотрите отрывок из мультфильма, проверьте свою догадку. (Почтальон Печкин)

- О каком сказочном герое напоминает первый музыкальный фрагмент? (Доктор Айболит)
Музыкальный фрагмент.

- О каком сказочном герое напоминает второй музыкальный фрагмент? (Бременские музыканты)
Музыкальный фрагмент.

- Для того, чтобы люди разных профессий хорошо выполняли свою работу, им нужны предметы-помощники: инструменты или орудия труда. Какие вы знаете инструменты, орудия труда? Дети отвечают кратко, называя инструменты по цепочке.

Слайд
Игра «Отгадай профессию по инструментам, орудиям труда»
- Посмотрите и подумайте, людям, каких профессий нужны такие предметы-помощники: инструменты или орудия труда? (Слайд 3- врачу, доктору; 4- художнику; 5-портнихе, швее.)

После того, как дети называют профессию, учитель обязательно спрашивает: «Можем ли мы обойтись без труда врача (художника, портнихи)? Почему? Важная ли эта профессия?»

Слайд
Игра «Что лишнее?»

- Как называется профессия человека, изображённого в центре? (Садовник, цветовод, озеленитель.)
- Важная ли эта профессия? Почему? Уверена, вы не раз любовались вместе со взрослыми работой садовников, цветоводов, озеленителей на улицах нашего города.
- Подумайте, какие предметы лишние, не нужны в работе садовнику?

Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.
Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.
Над землёй летит он смело, совершая перелёт.
Плывёт моряк на корабле, он не тоскует по земле.
Он с ветром дружит и волной, ведь море - дом его родной.
Каждый день он в море ходит, и для нас он рыбу ловит.
Ловит и зимой, и летом - рыбака работа в этом.
Как играет музыкант, как прекрасны скрипки звуки!
У него большой талант, золотые руки!
В микроскоп учёный смотрит, видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки - весь в работе, весь в науке.

Слайд
Игра «Разложи по порядку»
- Отгадать ещё одну профессию сможете, если расставите буквы в порядке возрастания: от самой маленькой буквы до самой большой. (Космонавт.) Дети на доске нажимают на буквы в порядке возрастания, буквы становятся на свои места в слове.
- Знаете ли вы, ребята, имя первого космонавта, совершившего полёт вокруг Земли?
Это Юрий Алексеевич Гагарин 12 апреля 1961 года совершил этот первый полёт.
- Знаете ли вы, ребята, почему эту профессию можно назвать важной, нужной людям? Космонавты изучают космическое пространство, уточняют прогноз погоды, помогают морским штурманам определить местонахождение кораблей в океане, обеспечивают радио- и телевизионную связь, проводят научные опыты.

Работа с учебником: стр.133 135 (Чтение, анализ прочитанного).
Сообщение учителя.
Слайд ЛЕТЧИК
Летчик – очень смелая профессия. Есть летчики, которые летают на пассажирских самолетах, есть те, которые летают на грузовых. А есть летчики, которые управляют маленькими самолетами: тушат пожары, рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Летчик должен поднять самолет вверх в воздух и в конце полета плавно посадить его на землю. Управлять такой махиной ему помогают приборы. Они показывают, с какой скоростью летит самолет, какая погода за бортом, они же предупреждают летчика о неполадках. В кабине с летчиком штурман, механик, стюардесса, а на земле – авиадиспетчер.
- Больше узнать о разных профессиях вам помогут книги. На выставке книг - только некоторые из них. Взять эти книги вы можете в школьной библиотеке.
(Все работы хороши: стихи и рассказы.
Маяковский В. В. Кем быть. И т.д.)

Слайд
- В одной из этих книг вы сможете прочесть стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла».
Читает учитель.

У каждого дела запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идёшь мастерской-
Стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофёра пахнет бензином.
Блузка рабочего – маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате – лекарством приятным.
Рыхлой землёю, полем и плугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак!
Сколько ни душится лодырь богатый, Очень неважно он пахнет, ребята!

Беседа по содержанию стихотворения
- На уроке мы говорили, что у каждой профессии есть название, определённые действия, орудия труда. А из этого стихотворения что узнали? (У каждого дела есть свой запах.)
- Чем пахнет в булочной? Почему?
- Почему куртка шофёра пахнет бензином?
- Кто ничем не пахнет? Кто такой бездельник?- К этому стихотворению отлично подходит пословица: Маленькое дело лучше большого безделья. Сделайте вывод, каким должен быть человек?
- Как каждый ребёнок и взрослый должен относиться к чужому труду? Мы должны уважать людей всех профессий, ценить их труд.

6.Итог урока.
-Какие качества должны иметь люди той или иной профессии?
Слайд
- Понравился вам урок? Что вы узнали нового, интересного?
- Как ответим на вопрос: Какая же профессия самая важная?

Слайд Все профессии важны!
- Представители различных профессий занимаются разными делами: умственным трудом-учёные, политики, бухгалтеры, программисты – изучают новое, открывают ранее неизвестное, создают законы; физическим трудом – водители, пекари, строители, фермеры – водят машины, пекут хлеб, шьют одежду; работают с другими людьми – врачи, учителя, продавцы. Есть люди таких профессий, которые всегда приходят другим на помощь – милиционеры, пожарные и спасатели.
Военные защищают нашу Родину, а спортсмены – спортивную честь нашей страны. Когда вы подрастёте, каждый из вас станет приносить пользу людям, будет заниматься каким-то важным делом. Все работы хороши и важны, выбирай на вкус!

7.Домашнее задание.
Подготовьте рисунок или рассказ о профессии своих родителей, близких; или своей будущей профессии.










15