Конспект урока по предмету обществознание на тему Познание мира — одна из философских проблем



Этапы и
временные
рамки
Цель (прообраз) образовательного результата
Деятельность учащихся ( методы обучения)
Формы организации деятельности учащихся
Деятельность педагога (методы обучения, воспитания и контроля, способы предъявления учебного материала) учащимся
Показатели достижений
образовательного
результата

1. Организационный момент (1мин.)
Подготовиться, настроиться на работу на уроке, приветствие друг друга.
Готовят тетради, ручки.
Фронтальная
Контролирует готовность уч-ся, психологически помогает настроиться на работу.
Тетради, ручки, общий настой на совместную работу

2. Мотивация
уч-ся.
(8 мин.)
Обозначить тему, цели урока, вызвать интерес уч-ся к философской проблеме познания, показать важность изучаемой темы.
Уч-ся
внимательно слушают, записывают тему с доски и каждый в тетради
записывает ответ на вопрос « Что означают выражения « Я знаю» и Я познаю?»
Фронтальная
Индивидуальная
Контролирует запись темы, ставит цели урока для уч-ся, задает вопрос, проверяет ответы в тетради, заслушивает варианты ответов, выделяет наиболее точные и правильные ответы.
Записи в тетради, интерес к теме, готовность ее изучать, самостоятельно формулировать и высказывать свое мнение.
4

3. Изучение нового материала
(4 мин.)
Знакомство с философскими определениями, терминов знание и познание.
Закрепление понимания их смысла и отличий.
Работают с глоссарием. Устно указывают на отличия.
Индивидуальная
Фронтальная
Проверяет
правильность работы с глоссарием, объясняет термины, обращает внимание на неоднозначность
определения познания, направляет к нужному выводу.
Сущностный уровень ответов, грамотность их формулировки. Понимание смысла определений каждого понятия, умение определить между ними отличия.

4. Методы познания
(10 мин.)
Сформировать
понимание
особенностей
каждого
философского
метода: эмпирисзма и рационализма. Умение
работать в группе с адаптированными письменными источниками. Ознакомление с точкой зрения философов.
Формулировать и
отстаивать точку
зрения, слушать
других, приходить
к общему выводу.

Устно отвечают на
вопрос « Как человек познает окружающий
мир?» Затем делятся на 4 группы :
А)первая письменно
доказывает в чем согласна с Ф.Бэконом
Б) Вторая в чем не согласна с Ф.Бэконом.
В) Третья, в чем согласна с Р.Декартом.
Г) Четвертая, в чем не согласна с Р. Декартом. По одному представителю от каждой группы выступают, все остальные слушают, записывают краткую характеристику эмпирического и рационалистического методов. ( с помощью глоссария)
Индивидуальная
Групповая
Слушает, помогает
формулировать ответы
на устный вопрос.
Контролирует и
направляет работу в
группах, общую запись в тетради точки зрения.
Поддерживает
выступающих и
проверяет запись
характеристики двух
методов.
И объясняет цель
познания обоих
философов – правильно и достоверно познать окружающую действительность.
Участие каждого уч-ся
в работе группы.
Выступление от группы
(аргументированность
точки зрения,
подтверждение
примерами)
Наличие конспекта с
характеристикой
каждого метода.

5. Взгляды на
процесс
познания
(16 мин)

Понимать суть
понятий гностики
и агностики.
Умение доказать
примерами из
жизни, с чьей
точкой зрения из
философов можно согласиться и
почему?
Устно отвечают
на вопрос
« Может ли
человек до конца
познать мир?»
Работают с
высказываниями
Л.Фейербаха и И.Канта.
Пишут эссе (вывод).
Фронтальная
Индивидуальная
Задает вопрос и
слушает ответы.
Знакомит с взглядами
Л.Фейербаха и И.Канта.
Объясняет письменное
задание и контролирует
запись эссе.
(вывода).
Аргументированность
ответов, подтверждение
примерами.
Правильность
понимания обоих
крайних взглядов.

6. Объект и
субъект
познавательной
деятельности (5 мин).
Знакомство с
понятиями,
понимание их
сути, закрепление в памяти.
Устно отвечают на
вопросы:
«Кто познает мир?»
«Что человек познает?»
Фронтальная
беседа.
Задает вопросы и
корректирует ответы,
обращает уч-ся к глоссарию.
Наличие ответов сущностного уровня.

7. Истина в
познании.
(9 мин.)
Определить, что такое истина в познании. Выяснить, можно ли её достичь.
Предлагают
преподавателю
свои ключевые слова, для определения
истины и составления
кластера на доске. Переносят кластер в тетрадь.
Фронтальная
Зачитывает высказывание Фукидида «Большая часть людей слишком ленивы для того, чтобы докапываться до истины. Они довольству-ются первым же попавшимся им авторитетным мнением. Затем задает вопросы. Записывает на доске предло-женные уч- ся варианты составления класстера. Указывает на правильность мнения каждого, тем самым подводит к мысли, что у каждого своя истина и она субъективна и не существует абсолютной истины (только в научном знании). Приводит для подтверждения 4 философских определения истины. Аристотель: «Истина – соответствие знания вещам». Платон: «Истина – вечное и неизменное свойство идеальных объектов». Д.Юм: «Истина – соответствие мышления ощущениям субъекта». И.Кант: «Истина – согласие мышления с самим собой».
Активность, участие
каждого в
составлении кластера,
разнообразие
мнений.

8. Основной критерий истины. (5 мин.)

Обозначить критерии истины в познании.

Отвечают на вопрос: « Как узнать, каким образом человек достигает истины в познании?»

Фронтальная

Задает вопрос. Слушает ответы. Помогает уч-ся обозначитьпрактический критерий - деятельность человека по преобразованию мира и самого себя.

Запись в тетради
определения
критерия - истины.


9. Закрепление
( 10 мин.)









Обобщить
полученные
знания на уроке,
добиться
целостного
понимания
философской
проблемы.
Проверить
усвоение уч-ся
философских
понятий.

Письменно выполняют тестовое задание.
(2- варианта)






Индивидуальная







Раздает тесты. Контролирует выполнение работы.







Ответы на тестовые вопросы в тетради.








10. Подведение итогов (2 мин).

Оценка работы уч-ся.
Формирование навыков самоанализа.
Оценивают себя : что я узнал, чему я научился. Оценивают работу преподавателя, что понравилось или не понравилось на уроке и высказывают пожелания на следующие занятия.

Индивидуальная.

Отмечает самых
активных. Дает оценку работе
группы.
Подводит итоги урока.
Оценки уч-ся за устные ответы и письменные работы в тетрадях.


.









Два взгляда на процесс познания.




Гностики
(материалисты)

вслед за Людвигом Фейербахом
(1804-1872гг.) считали
«Мир познаваем и человек обладает безграничными возможностями познания».

Агностики
(идеалисты)

соглашались с Иммануилом Кантом (1724-1804гг.) в том, что
«Мир не познаваем и возможности человека ограничены».