Конспект урока по литературному чтению на тему Марина Цветаева. Бежит тропинка с бугорка


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Конспект урока литературного чтения в 4-м классе
УМК «Школа России»
Учитель: Татульян Гаяне АрдашесовнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №34 посёлка городского типа Джубга Муниципального образования Туапсинский район
Тема урока: Марина Цветаева. "Бежит тропинка с бугорка"
Дата проведения: 04.03.13.
Цели урока: Знакомство учащихся с творчеством М.И.Цветаевой
Время реализации: 40 мин.
Задачи урока:
Развивать техническую, интонационную строну речи, невербальные средства выразительности устной речи, воображение, наблюдательность.
Учить понимать образность, емкость, красоту поэтического слова.
Воспитывать любовь к своей малой родине.
Оборудование:
Портрет М.И.Цветаевой;
Учебник “Родная речь” книга 3, часть 2;
ТСО:
Компьютер;
Проектор:
Экран;
Диск с мультимедийной презентацией этапов урока.
Песня группы Fist на стихи Цветаевой «Осенью лето».
Ход урока
Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
“Моим стихам,
как драгоценным винам,
Настанет свой черед”.
Слайд 1
-3238561595
– Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним представителем поэзии русской классики Мариной Цветаевой. Но для начала подготовим себя к правильному чтению.
II. Развитие технической, интонационной сторон речи, невербальных средств выразительности.
а) упражнение на овладение правильным типом дыхания (диафрагмально-реберного)
“Цветочный магазин”.
Слайд 2
-895353175
И.п. – стоя.
Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Вдох медленный, плавный.
Упражнение повторить 3-4 раза.
б) упражнения на овладение постановкой голоса, интонации.
Для твердой атаки звука, воскликнуть:
С ощущением испуга:
152403175.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6


Слайд 7



г) упражнения на соблюдение норм литературного произношения.
(орфоэпическое чтение слов изучаемого стихотворения).
Слайд 8

д) упражнения на развитие невербальных средств выразительности.
Постарайтесь передать при чтении тон, громкость речи, жесты и мимику героев.
Слайд 9

Обобщение: Все изученные упражнения помогут вам выразительно читать любые произведения.
III. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений Сергея Есенина о зиме
– Какие сюжеты стихотворений вы нарисовали? (показ рисунков и стихов)
IV. Физкультминутка. (профилактика зрения и осанки.)
Слайд 10

V. Знакомство с творчеством Марины Ивановны Цветаевой.
Слайд 11

Рассказ учителя.
Рассмотрите этот портрет. На нем М.И.Цветаева.
Первая книга М.И.Цветаевой появилась в то время, которое принято называть Серебряным веком русской поэзии. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются. (1913–1915).
А стихи, написанные годом позже (1916 г.) поражают своей зрелостью. Почти исчезло прежнее кокетство, любование собой. Идет Первая мировая война и в ее стихах появляются солдаты, нищие, бабы. Она, как противница войны, создает самые сильные стихи, из тех, которые были созданы в те годы.
Гражданская война для Цветаевой становится тяжелейшим испытанием. Муж в армии, от голода умирает ее младшая дочь. Но и в это трудное время она не перестает быть поэтом; пишет сотни стихов, поэму “На красном коне” и еще много пьес, проз. Все ее произведения – дневник души автора.
Через два месяца после начала ВОв М.И. Цветаева ушла из жизни.
Она всегда верила, что все сказанное в стихах сбывается. Сбылись и ее печальные пророчества, но сбылось и другое, написанное еще в счастливые дни юности:
Моим стихам,
как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Выразительное чтение учителем стихотворения М.И.Цветаевой “Бежит тропинка с бугорка” (стр.147).
Первичное восприятие.
– Какими чувствами наполнено стихотворение?
– О чем вспоминает автор?
Закройте глаза и представьте картины природы, которые рисовались вашему взору при прослушивании.
– Какими красками описал художник скромный пейзаж? Почему?
Словарная работа.
– Как понимаете значение этих слов и выражений? Подберите более точные слова для объяснения.
Слайд 12

Рай – место жизни безгрешных людей после смерти
Закаты – заход солнца
Шпаги – холодное оружие
Бежит тропинка – сравнение
Был замком царственный сарай – сравнение
Сонно-тяжело качаются мальвы – сравнение, название цветов.
Первичное чтение учащимися.
– О чем М. Цветаева вспоминает с радостью, с восторгом? – Прочитайте.
– О чем грустит? – Прочитайте.
– Какие сравнения использует автор? Для чего?
– Определите глаголы. В каком времени они употреблены. – Докажите!
– Как они влияют на ваше эмоциональное состояние?
Повторное самостоятельное чтение.
(Не забывайте делать паузы в зависимости от смысла читаемого текста. Читайте неторопливо, мелодично, используя изученные приемы на развитие дыхания, дикции. Используйте, но не злоупотребляйте мимикой, жестами).Проверка выразительного чтения стихотворения (чтение стоя).
– Что это небольшое стихотворение рассказало вам об авторе?
– А есть ли у вас, ребята, любимые уголки природы? – прослушивание рассказов.
– Молодцы! Каждый человек бережет в памяти дорогие картины своей малой родины.
– Прочитайте цитату из юношеского стихотворения М.Цветаевой.
Слайд 13
– Как вы понимаете эти строки?
VI. Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание:
перечитать и выучить наизусть стихотворение М.И.Цветаевой (стр. 147, книга 3, часть 2).
По желанию нарисовать свой любимый уголок природы.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Чему он вас научил?
– О чем заставил задуматься?
– С каким настроением вы уходите с этого урока?
– И в завершение урока послушайте современную песню группы Fist на стихи Цветаевой «Осенью лето». (Звучит аудиозапись).
Слайд 14