Программа предметного курса по русскому языку 11 класс




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Тюменцевская средняя общеобразовательная школа
Тюменцевского района Алтайского края



ПРИНЯТА:
Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 31.08.2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы______Т.Ф.Калужина
Приказ № _______ от _________2015г.



Рабочая программа
Предметного курса по русскому языку
«Учимся рассуждать»
11 класс

на 2015-2016учебный год


· Составитель: учитель русского языка и литературы Н.Г.Шакуля
Квалификационная категория: первая










Тюменцево 2015



Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Учимся рассуждать» для учащихся 11 класса составлена на основе Основной образовательной программы и Учебного плана МБОУ Тюменцевской сош на 2015-2016 учебный год, авторской программы элективного курса «Учимся рассуждать» Е.Н. Заречневой.- Барнаул, 2011 г.
Актуальность элективного курса «Учимся рассуждать» заключается в том, что он способствует формированию языковой личности школьника, что является требованием времени. Современный мир может быть определен как мир текстов, именно в тексте наиболее полно реализуются коммуникативная и когнитивная функции языка, поэтому умение думать, грамотно и красиво рассуждать необходимо для успешной социализации и сдачи единого государственного экзамена.
Цель курса: создать условия для совершенствования коммуникативной компетенции учащихся через освоение технологии написания сочинения-рассуждения, развития умения выделять проблему текста, анализировать его, высказывать собственную точку зрения, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как духовной ценности.
Задачи курса:
1) знакомить учащихся с критериями оценки сочинений-рассуждений (ЕГЭ), разработанными Министерством образования и науки Российской Федерации;
2) учить анализировать текст: выделять проблему, комментировать ее, определять позицию автора, аргументировано высказывать собственную точку зрения, опираясь на жизненный или читательский опыт;
3) учить писать сочинение-рассуждение: моделировать вступительную часть, основную часть и заключительную, используя различные приемы.
Специфика. Предметный курс «Учимся рассуждать» предназначен для углубления знаний учащихся 10-11 классов о тексте, развития умения аргументировано рассуждать над прочитанным, формирования навыка создания собственного речевого высказывания на основе художественного и публицистического текстов. Содержание программы элективного курса по русскому языку вытекает из требований Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепции профильного обучения, Государственного образовательного стандарта 2004 года и авторской концепции В.Н. Александрова «Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение» (Челябинск: Взгляд, 2005).
Приемы: анализ, сравнение, обобщение, доказательство, объяснение.
Методы: проблемный, поисковый, метод концептуального анализа.
Формы: лекции, беседы и практикумы, парная, групповая и индивидуальная работа, написание сочинения – рассуждения по художественному, публицистическому и научно-популярному тексту.
Технологии: информационные (ИКТ), здоровьесберегающие технологии; технология парной и групповой работы, технология проблемного обучения, дифференцированного обучения.
Виды деятельности: тренировочн
·ые упражнения, учебное исследование, практическая работа, комплексный анализ текста, работа с текстами различных стилей и жанров, выявление проблем, составление алгоритмов и схем, работа над проектами сочинений – рассуждений (составление моделей, стандартных клише)
Планируемые результаты
В ходе изучения данного курса учащийся в целях совершенствования коммуникативной компетенции:
1) усваивает:
- основные понятия курса: «текст», «проблема», «позиция автора», «аргумент»;
- критерии оценивания сочинения-рассуждения;
- модель сочинения-рассуждения: приемы создания вступления, основной части и заключительной;
2) формирует:
- понимание проблемы текста, позиции автора;
- личностную позицию в отношении анализа текста;
3) развивает:
- умение ориентироваться в критериях оценивания сочинения-рассуждения;
- умение проводить речеведческий и смысловой анализы текста;
- умение рассуждать по поводу поставленных проблем;
- умения и навыки создания собственного речевого высказывания.
Итоговое занятие предполагает написание сочинения-рассуждения по художественному, публицистическому или научно-популярному тексту.
Данный курс рассчитан на 17 часов в учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Учебно - тематический план
№ п/п
Наименование тем
Часы

1.
Введение. Концептуальные основы сочинения-рассуждения на ЕГЭ
1

2.
Анализ заданий 1-24 демонстрационного варианта ЕГЭ
1

3.
Текст, его типы. Речеведческий и смысловой анализы исходного текста
1

4.
Нормы и критерии оценивания сочинения-рассуждения
2

5.
Алгоритм написания сочинения-рассуждения
1

6.
Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения
3

7.
Способы моделирования основной части сочинения-рассуждения
3

8.
Способы моделирования заключительной части сочинения-рассуждения
3

9.
Модель сочинения-рассуждения
1

10.
Контрольное сочинение-рассуждение и его экспертиза
1


Итого:
17 ч

Учебно-методическое обеспечение:
1. Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Учеб. пособие для 10-11 кл./ В.Н. Александров, О.И. Александрова. - 4-е изд., стереотип. - Челябинск: Взгляд, 2007. - 127 с.
2. Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. -М.: Просвещение, 2003.
3. Заречнева Е.Н. Учимся рассуждать. Программа элективного курса по русскому языку.- Барнаул, 2011. – 29 с.
4. Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развернутым ответом: Русский язык. - М.: «Уникум-Центр», 2003.-74 с.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
6. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. - М.: ООО «ТИД .«Русское слово - PC», 2004. - 432 с.
7. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом: Русский язык. - Барнаул, 2008.-36 с.
8. Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: Учебные программы элективных курсов по социально-гуманитарным предметам для системы повышения квалификации - М.: АПКиПРО, 2003.
9. Проект Федерального компонента государственного стандарта общего образования //Учительская газета. - № 3 от 27 января 2004, № 4 от 3 февраля 2004.
10. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров. -М.: Вита-Пресс, 2004.








13 PAGE 14115




Заголовок 315