Статья на тему Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся


Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся.
Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым. Предмет история не является исключением.
В современных условиях возрастает роль и исторического образования, так как нельзя представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина, не знающего основ истории, в первую очередь, своей страны. В то же время преподавание истории и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления — информатизации общества, создания единого информационного пространства. Также преподаватель истории и обществознания должен реализовывать компетентностный подход — основное требование федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. ФГОС общего образования предполагает развитие у обучающихся в ходе изучения истории и обществознания социально-адаптивной, когнитивной, информационно-технологической и коммуникативной компетенций. Одна из основных компетенций, формируемых на уроках истории и обществознания, — информационная.
Для решения образовательных задач мы используем различные формы ИКТ, в том числе собственную базу готовых информационных продуктов (видеороликов и презентаций по отдельным темам), созданных учащимися школы под руководством учителя. Такими формами являются:
• Использование презентаций на уроках
• Мультимедийных программ
• Исторических карт
• Проектной деятельности на уроке с использованием ИКТ
• Внеурочная работа с опорой на ИКТ
• Создание видеоматериалов
• Составление презентаций
Возможности ИКТ позволяют учителю использовать различные виды исторических карт и в разном исполнений, при чём карты могут быть даны в динамике. Использование мультимедийных программ позволяет работать в индивидуальном режиме с учениками в компьютерном классе, каждый ученик выстраивает свою траекторию движения к успеху.
Информационные компетенции возможно развивать в ходе организации проектной деятельности обучающихся, базирующейся на сравнительном изучении, исследовании различных общественных явлений, фактов, событий, статистики, отдельных сайтов. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении обучающимися учебного материала и получении результата в виде конкретного продукта: презентации, сообщения, реферата и др. Метод проектов позволяет приблизить учебную деятельность к решению практических задач, а самообучение — к жизни. Работая в проекте, обучающийся погружается в определённую ситуацию, добывает знания по действительно интересующему его вопросу. Наиболее благодатные темы для организации проектной деятельности — это темы: «Великая Отечественная война» (история), «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» (обществознание). Всегда представление продукта проектной деятельности сопровождается использованием информационных технологий.
На развитие информационных компетенций направлены некоторые виды домашних заданий в рамках внеурочной самостоятельной работы обучающихся: поиск определяемой преподавателем информации (статистических данных, документов, иллюстраций, фактов и т. д.); анализ сайта, посвящённому какому-либо событию; создание виртуальной экскурсии и др.
Опыт работы показывает, что у тех обучающихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний, развивать способность обучающихся к самооценке.
Использование ИКТ даёт возможность проведения интегрированных уроков, например, истории и МХК. Тема урока "Культура России в ХХ веке". При подготовке к уроку учащиеся получают опережающее задание, выполнение которого требует использование средств ИКТ. На уроке работают в группах, получив индивидуальные задания, с компьютером, принтером, сканером, извлекают информацию в Интернете, с электронной почтой, принимают самостоятельные решения на поставленные учителями задачи.
Работа с компьютером дает возможность проявлять творчество, индивидуальность, избежать формального подхода при подготовке домашнего задания. Подготовка презентаций - творческий процесс, часто совместная деятельность учителя и ученика. Презентации эффективно используются на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, что позволяет быстрее и глубже воспринимать изучаемый материал. Например, при изучении темы "Россия в начале XX века" можно использовать видеофрагмент фильма С. Говорухина "Россия, которую мы потеряли". При подготовке презентации ученик проводит огромную исследовательскую работу, использует большое количество источников информации, проявляет творческий подход к изучаемому предмету. В процессе демонстрации презентации приобретает опыт публичных выступлений, может выступить в роли учителя.
Для решения образовательных задач на уроках истории и обществознания учитель использует различные видеоматериалы, в том числе видеоролики, созданные совместно с учениками. Демонстрация видеофильма погружают учеников в обстановку какой-либо исторической эпохи, создают эффект присутствия.
Старшеклассники записывают для уроков документальные фильмы, например, "Первая мировая война", "Обыкновенный фашизм", созданных на основе архивных материалов, интервью участников событий, изъяв из звукового ряда оценочные суждения и готовые выводы. В таком случае фрагменты этих фильмов позволят ученикам сделать собственные выводы. Учебный видеофильм способствует развитию, воображения, коммуникативных качеств речи, логического и образного мышления, творческих способностей. Художественный - эмоциональной отзывчивости, собственного восприятия и осмысления изучаемого материала, а также запоминание и применение на практике усвоенных знаний.
Перед учащимися заранее ставится определённая задача, например, определить основную мысль фильма, высказать своё мнение к действующим лицам и т.д.
Работа с кинофрагментами состоит из следующих четырёх этапов:
1. Работа с незнакомыми словами.
2. Вступительная беседа.
3. Просмотр кинофрагмента.
4. Проверка понимания кинофрагмента.
Главная задача, которая стоит перед учителем на данном этапе, - это проверка понимания учащимися содержания кинофрагмента.
Особая работа идет при создании учащимися собственных видеороликов о истории своей малой родины и сюжетов на обществоведческие темы, но эта работа также связана с образовательными задачами.
В ходе работы учащимися под руководством учителя накоплен видеоматериал и собственная база готовых информационных продуктов (видеороликов и презентаций по отдельным темам курса истории и обществознания), созданных учащимися школы под руководством учителя.
Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты использования информационных технологий для формирования ИКТ- компетенций у учащихся. Использование такого подхода в преподавании истории и обществознания является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания.
Таким образом, применение ИКТ приводит к следующим результатам:
1. Повышение уровня использования наглядности на уроке;
2. Повышение производительности урока;
3. Установление метапредметных связей;
4. Возможность организации проектной деятельности учащихся.
5. Повышения уровня знаний учащихся.
Таким образом, информационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.