«Логические выражения и таблицы истинности»

Тема: «Логические выражения и таблицы истинности».
Цель урока:
проконтролировать степень усвоения основных знаний, умений и навыков по теме: «Алгебра высказываний», сформировать умение строить таблицы истинности логических выражений.
Развивать умение работать по алгоритму, обобщать изученный материал и применять его при решении логических задач.
Содействовать в ходе урока формированию причинно-следственных понятий, этических норм поведения.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Оборудование:
карточки, лабораторная работа, памятка, ТСО.
Ход работы:
I. Организационные моменты (2 минуты)
Приветствие: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем работать вместе и я думаю что мы подружимся. А зовут меня Андрей Петрович.
сообщение темы и цели урока: Тема нашего урока: «Логические выражения и таблицы истинности». Целью урока является получение новый знаний получение практических навыков при построении таблиц истинности.
II. Актуализация знаний
вступление (история логики): Азбукой логики являются основные логические операции, без знания которых не возможно освоение дальнейшее освоение Логики. (2 минуты)
Ребята давайте вспомним основные логические операции. Необходимо дать определение логической операции и найти соответствующую ей таблицу истинности на доске. Кто готов?

конъюнкция
дизъюнкция
инверсия
импликация
эквивалентность (5минут)



III. Теоретическая часть урока (на примере 6-8 минут)
Для логического выражения 13 EMBED Equation.3 1415построить таблицу истинности алгебраически:
Количество логических переменных 3, следовательно, количество строк в таблице истинности должно быть 23=8.
Количество логических операций в логическом выражении 5, следовательно, количество столбцов в таблице истинности должно быть 3+5=8
A
B
C
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

0
0
0
1
1
1
1
0

0
0
1
1
0
0
0
0

0
1
0
0
1
0
1
0

0
1
1
0
0
0
1
0

1
0
0
1
1
1
1
1

1
0
1
1
0
0
0
0

1
1
0
0
1
0
1
1

1
1
1
0
0
0
1
1


IV. Закрепление. Практическа
·я часть урока.
построение таблицы истинности по вариантам для логических выражений: 13 EMBED Equation.3 1415; 13 EMBED Equation.3 1415 (на доске 5 минут)
A
B
С
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

0
0
0
0
1
0
1

0
0
1
0
0
0
0

0
1
0
0
1
0
1

0
1
1
0
0
0
0

1
0
0
1
1
0
1

1
0
1
1
0
0
0

1
1
0
1
1
1
1

1
1
1
1
0
1
1


A
B
С
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415

0
0
0
1
1
1
1

0
0
1
1
0
0
0

0
1
0
0
1
0
0

0
1
1
0
0
0
0

1
0
0
1
1
1
1

1
0
1
1
0
0
1

1
1
0
0
1
0
1

1
1
1
0
0
0
1


выполнение практической работы (15 минут) (Приложение 1);
V. Итог урока:
выяснить достигнута ли цель урока и объяснить домашнее задание;
дать оценку деятельности учащихся и поблагодарить за урок. (5 минут)
Ребята достигли ли мы цели урока. Если да, то в чем это проявляется?
Приложение 1

Практическая работа

Для логического выражения 13 EMBED Equation.3 1415построить таблицу истинности с использованием электронных таблиц.

Ход работы:

Запустить редактор электронных таблиц MS Excel.
Создать заголовки и ввести в столбцы A, B, C значения логических аргументов, а в столбцы D, E, F, G, H соответствующие логические функции.
Для ввода логических функций необходимо воспользоваться командой [Вставка-Функция]. Далее в диалоговом окне Мастер функций для элемента категория необходимо выбрать логические и из появившихся логических операций выбрать необходимую вам логическую операцию. Затее нажать клавишу Enter и в появившемся диалоговом окне ввести адреса необходимых ячеек, содержащих значения логических переменных.
Получить таблицу истинности для данного логического выражения.

Дополнительное задание:

Построить таблицу истинности для данного логического выражения:

(A13 EMBED Equation.3 1415(B 13 EMBED Equation.3 1415(С










Root Entry