Поиск эффективных путей формирования коммуникативной компетентности дошкольников


Поиск эффективных путей формирования коммуникативной компетентности дошкольников
С рождения и практически всю жизнь человек познаёт новые явления, преодолевает коммуникативные ситуации при взаимодействии с партнёрами. Через коммуникацию ребёнок развивается, воспитывается, познаёт окружающий мир и себя. Природа изначально создала условия для развития детей, окружив их близкими людьми. Создав тем самым широкий диапазон индивидуальных различий. Все эти моменты могут благоприятствовать или препятствовать нормальному развитию ребёнка. В условиях квалифицированного организованного обучения существует возможность преодоления негативных условий и создания комфортной среды для развития коммуникативных компетентностей.
Большое значение и актуальность приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, поскольку дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. В это время происходит первоначальное становление личности ребёнка. В его общении со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на её развитие. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Это – важное условие формирования общественных качеств личности ребёнка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Важно не упустить благоприятный период для развития и обогащения личностного опыта ребёнка, речевых умений, для дальнейшего обучения в школе.
Основными компонентами коммуникативной компетентности старших дошкольников являются:
-распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
-умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
-сотрудничество со взрослыми и сверстниками;
-коммуникативные навыки:
-умение слушать и слышать;
-воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
-говорить самому.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М.И. Лисиной, согласно которой в первую очередь необходимо уделить внимание развитию речи и коммуникативным навыкам. Отмечается, что развитие общения дошкольников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности. М.И. Лисиной в структуре общения, как коммуникативной деятельности выделены следующие компоненты:
1. Предмет общения - другой человек, партнер по общению как субъект.
2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке.
3. Коммуникативные мотивы - то, ради чего предпринимается общение. Мотивы общения должны воплощаться в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.
4. Действия общения - единица коммуникативной деятельности, целостный акт адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения - инициативные акты и ответные действия.
5. Задачи общения - цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.
6. Средства общения - это операции, с помощью которых осуществляются и действия общения.
7. Продукты общения - образования материального и духовного характера.
Модернизация образования на современном этапе предполагает в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса в детском дошкольном учреждении развитие познавательных и коммуникативных способностей личности, воспитание участников открытого педагогического процесса с развитыми коммуникативными умениями. Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть не только коммуникативными навыками, но и коммуникативной культурой. Несовершенство коммуникативных умений, речевая неактивность не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение дошкольника.
Старший дошкольный возраст уникален. В данный период ребёнок учится, с помощью языковых средств, передавать свои мысли и чувства. Происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослыми.
«Мы являемся тем, что мы являемся, только благодаря общности взаимного сознательного понимания. Не может существовать человек сам по себе, просто как отдельный индивид…» Немецкий философ Карл Теодор Ясперс в своём высказывании отразил важный фактор существования человека – это общение. Так как общение – это сложный процесс взаимодействия между людьми. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими… Актуальность обусловлена стремительностью развития, становления личности детей в социальных условиях, в связи с динамическими преобразованиями, которые происходят в современном обществе. Важно не упустить благоприятный период для развития и обогащения личностного опыта ребёнка, речевых умений, для дальнейшего обучения в школе. В современной действительности закономерно возрастает интерес исследователей к проблеме формирования ключевых компетенций у детей дошкольного возраста. Данная задача обусловлена новым подходом к оценке качества образования, при котором основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей — интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
Список литературы
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005
2.Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004
3. Развитие общения дошкольников со сверстниками // Под. ред. А.Г. Рузской. - М., 2010
4. Развитие общения у дошкольников // Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. – М., 2006
5.Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. – М., 2006
6. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.,2009