Дополнительная общеразвивающая программа Домовенок


Отдел образования
Администрации Белокалитвинского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Шолоховский Центр внешкольной работы
Принята
на педагогическом совете
МБУ ДО ЦВР
Протокол №
«___» ________2016г «Утверждаю»
Директор МБУ ДО ЦВР
_______ Л.С. Аверьянова
«__» ______ 2016г
Приказ № _____ от _______
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Детского объединения
left356235«Домовенок»
Программа рассчитана на детей
с 7 до 15лет
Сроком реализации 3 года.
Разработчик: Алексеенко Людмила Николаевна
Педагог дополнительного образования.
Р.п. Шолоховский Белоеалитвинский район 2016 г.
Содержание программы:
1Пояснительная записка.
2 Методы организации учебного процесса.
3 Организационно-педагогические основы обучения.
4 Ожидаемые результаты.
5 Учебно- тематический план 1-год обучения.
6 Учебно- тематический план 2-год обучения.
7 Учебно- тематический план 3-год обучения.
8 Содержание программы 1-год обучения.
9 Содержание программы 2-год обучения.
10 Содержание программы 3-год обучения.
11 Работа с родителями.
12 Методическое обеспечение.
13 Материально-техническое обеспечение занятий.
14 Здоровьесберегающие технологии.
15 Список литературы для педагога.
16 Список литературы для обучающихся.
.
Пояснительная записка
Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание происходит через игрушку. Вместе с ней подрастающая личность проходит своеобразную школу чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Привязанность к игрушке и играм сохраняется у ребенка на протяжении всего периода развития. Процесс изготовления игрушки воспринимается им как часть захватывающей игры, завораживающего действия. Вместе с тем, мягкая игрушка – это один из видов декоративно- прикладного искусства,
в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с мягкой игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.
Программа дополнительного образования «Домовенок» имеет художественную (декоративно – прикладную) направленность, предусматривает трехгодичный курс обучения и предназначена для разных возрастных категорий обучающихся.
Актуальность программы
В современных условиях программа является актуальной. Используя богатый потенциал заложенный в детской игрушке, она предполагает формирование у детей интереса к творческой деятельности и декоративно – прикладному искусству, позволяет проявить и реализовать свою фантазию, оригинальное мышление, способствует воспитанию ценностных эстетических ориентиров.
Программа осуществляет свою деятельность в соответствии с приказами:
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Указом Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;
- Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № Пр-271);
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года, опубликовано в «Российской газете» 31 декабря 2012 г., вступил в силу: 1 сентября 2013 г.) (далее – Закон);
- Областным Законом Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации концепции развития дополнительного образования детей»;
- Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Ростобрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
- Приказом Минобрнауки России от 25 октября 2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 24 января 2014 г. № 31102);
- Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (зарегистрировано в Минюсте России 27 ноября 2013 г. № 30468) (далее – Порядок);
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 03.05.2000 № 1276 "О государственной аккредитации учреждений дополнительного образования детей" Приложение 1 (в части не противоречащей нормам действующего законодательства и касающейся критериев определения видов учреждений дополнительного образования) (далее – Приказ № 1276);
- Приказом министерства спорта Российской Федерации от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
- Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9.08.2010 «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Письмом Минобрнауки России от 10.08.2015 № 08-1240 «О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования»;
- Письмом Минобрнауки России от 29 сентября 2006 г. № 06-1479 «О методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации»;
- Письмом Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 № ВМ-04-10/2554 «О направлении методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242).
Характеристика программы
Тип – дополнительная
Вид - модифицированная
Направленность художественная
Особенностью данной программы является:
Вариативность. Предложенный учебный план позволяет учитывать различную степень подготовки обучающихся, их индивидуальные способности и направленность интересов;
Тематическое разнообразие, использование блочно – модульного подхода в изложении и систематизации учебного материала;
Использование различных форм и методов организации занятий и оценки знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися;
Целесообразность. Содержание программы не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения и ориентировано на одновременное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Педагогические принципы:
В рамках данной программы реализуются следующие принципы:
Принцип научности: направлен на то, чтобы учащиеся получали достоверные знания, соответствующие тематической направленности программы. Этот принцип является основным. Его осуществление происходит с учётом развития обучающихся и их возраста;
Принцип систематичности и последовательности заключается в том, что знания, умения и навыки должны усваиваться в определённом порядке, поэтому учебный материал в программе расположен в логической последовательности и каждое занятие является логическим продолжением предыдущего;
Принцип доступности заключается в простоте изложения и понимания учебного материала и соответствии содержания, характера и объёма учебного материала степени подготовки обучающихся и развитию их познавательных способностей;
Принцип наглядности даёт возможность обучающимся приобретать знания осознанно, при использовании познавательной активности. Реализуется путём использования технических средств обучения и наглядных пособий (авторские плакаты, образцы изделий и т.д.);
Принцип прочности усвоения знаний: реализуется путём систематического повторения учебного материала, закрепления, проверки и оценки знаний, применения различных методов и форм контроля знаний;
Принцип сознательности, активности и самостоятельности основывается на осознанном выборе и интересе обучающихся к одному из видов декоративно - прикладного творчества - шитью мягкой игрушки. Реализацией данного принципа является сохранность контингента обучающихся;
Принцип открытости: участие в образовательном процессе родителей, администрации ЦВР.
Проявление уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития, признание права личности быть не похожей на других;
Опора на личностно – ориентированный подход в образовании с учетом индивидуально - психологических особенностей и возможностей каждого ребенка;
Учет особенностей культуры своего народа, познание народных традиций, промыслов, сказочных персонажей.
Уровень Специфика целеполагания Прогнозируемаярезультативность
Общекультурный (ознакомительный) формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [Закон № 273-ФЗ; гл. 10, ст. 75, п. 1];
мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту [Концепция развития дополнительного образования детей]. освоение образовательной программы;
переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся, если обучение по программе базового уровня предусмотрено программой
Программа рассчитана на детей (девочки и мальчики) 7-15 лет.
Уровень Показатели Специфика реализации
Групповые
программы
Общекультурный (ознакомительный)
Количество обучающихся 12-15 человек
Возраст обучающихся 7-15лет
Срок обучения 1 год 2год 3год
Режим занятий Не более 4 часов в неделю
Не более 6 часов в неделю
Mин. объем программы 144 часа
216 часов
Особенности состава обучающихся Однородный – неоднородный (смешанный);
Постоянный – переменный;
без участия обучающихся с ООП, ОВЗ, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Форма обучения очная
Особенности организации образовательного процесса традиционная форма;
Работа в объединении основана на свободном выборе и добровольном участии в ней детей, строится на совместном продуктивном сотрудничестве в условиях атмосферы.
Программа предусматривает индивидуальную работу с детьми с учетом возможностей каждого ребенка. Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки с минимальным количеством деталей.
В первый год обучения дети получают элементарное образование на основе специально определенных базовых знаний, умений, навыков и показателей личностно-культурного и творческого роста, важных для дальнейшего развития ребенка.
Для старших – предлагаются более сложные изделия. На второй и третий год обучения происходит углубление программных материалов, расширение знаний и возможностей детей.
Методика проведения занятий с детьми строится на тематическом разнообразии.
Теоретический материал предлагается параллельно с практикой, что позволяет юным мастерицам не утратить интерес к своей работе, избежать непродуктивных занятий, культивировать вкус к самому процессу постижения мастерства.
Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на репродуктивном, репродуктивно-творческом и творческом уровнях. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе. Образовательный процесс предусматривает последовательное освоение данных уровней, помощь в раскрытии и развитии творческих способностей обучающихся.
Важная составляющая программы – знакомство детей на занятиях с русскими, национальными, казачьими традициями и народными промыслами. Все это вырабатывает уважение к русской культуре, способность понимать язык народного искусства.
Возраст обучающихся.
Образовательная программа дополнительного образования объединения «Домовенок» предназначена для детей в возрасте от 7-15 лет, желающих заниматься данным видом деятельности. Разновозрастные группы обучающихся декоративно-прикладному творчеству имеют дополнительные преимущества. В таких группах концентрируются благоприятные условия для занятий, так как здесь царит лад, порядок и дружелюбное общение. В смешанной группе происходит взаимное обучение: более опытные и знающие, охотно помогают младшим освоить какой-либо прием, способ, навык. Здесь действует активный метод помощи «из рук в руки», что способствует интересному творческому и деловому общению.
Цель программы:
Развитие творчески активной, саморазвивающейся личности раскрывающей свои способности в процессе постижения мастерства различных видов рукоделия при изготовлении мягкой игрушки.
Задачи программы
Воспитательные: Получение личностных результатов
развитие способности чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве;
вырабатывание позитивного отношения к людям, к самому себе, окружающему миру, умению сопереживать и радоваться успеху других;
развитие толерантного отношения между «слабыми» и «сильными»;
воспитание аккуратности, трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца;
воспитание доброжелательности, взаимовыручки и готовности к сотрудничеству;
воспитание уважения к своему и чужому труду, бережного отношения к результатам труда.
Обучающие: Получение предметных результатов
- знакомство обучающихся с историей технологий изготовления мягкой игрушки;
- изучение приемов шитья, особенностей технологических процессов, инструментов и приспособлений, необходимых для шитья игрушки из различных материалов;
- самостоятельное применение обучающимися полученных знаний, умений и навыков при создании своих изделий.
Развивающие:Получение метапредметных результатов (формирование универсальных учебных действий). (Регулятивные, Познавательные,Коммуникативные по 3-м уровням)
Регулятивные:
развитие мотивации к познанию мира через собственную созидательную деятельность;
формирование умений планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
формирование способности учащихся принимать и сохранять учебную задачу в творческой деятельности;
формирование умений сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;
приобретение умений выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки.
Познавательные:
- формирование умений находить нужную информацию в литературе, интернете;
- формирование способности учащегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.
Коммуникативные:
- развитие умений сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебной задачи;
- развитие мотивации участвовать в диалоге;
- развитие простейших норм речевого этикета;
- развитие умения слушать и понимать речь других.
2-й год обучения
Регулятивные:
развитие умений сотрудничать с педагогам и сверстниками при решении учебных проблем;
приобретение умений выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
развитие умений контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.
Познавательные:
формированиеудетейспособностиксамостоятельномуприобретениюзнаний, азначитксаморазвитию;
формированиеуменийосуществлятьинформационныйпоиск, сборивыделениесущественнойинформацииизразличныхинформационныхисточников.
Коммуникативные:
развитие умения слушать и вступать в диалог;
развитие мотивации участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
формирование способности оформлять свои мысли.
Методы организации учебного процесса
Большое количество интересных методов по организации учебного процесса будут применяться в дополнительной образовательной программе «Домовенок»»
Методы организации учебного процесса:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный метод (показ мультимедийных и видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический метод (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно - иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский метод – самостоятельная творческая работа учащихся.
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный метод – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой метод – организация работы в группах;
индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Также, будет применяться метод «проблемной» ситуации - метод учебных задач, где «решение учебной задачи заключается не в нахождении конкретного выхода, а в отыскивании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач».Кроме вышеперечисленных, традиционных, методов организацииучебного – воспитательного процесса хочется назвать такой метод, как коммуникативный, коллективно-распределительный (дискуссионный), которому в технологии развивающего обучения отводится решающая роль.
Организационно-педагогические основы обучения
Основой для написания этой части являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
Сроки реализации программы и режим занятий
Год обучения Часов в неделю Кол-во недель в году Всего часов в год
1 4 36 144
2 6 36 216
3 6 36 216
Образовательный курс программы дополнительного образования детей «Домовенок» рассчитан на три года обучения. Для успешного освоения программы количество детей в группе начального обучения (первый год) –15 человек, для второго - 13 человек и третьего года обучения - от 10 до 13 человек. Специального отбора в объединении не производится.
Режим работы объединения:
- для детей 1-го года обучения по два часа два раза в неделю, всего 144 часа;
- для детей второго года обучения по два часа три раза в неделю, всего 216 часов;
- для детей третьего года обучения по два часа три раза в неделю, всего 216 часов.
Продолжительность занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю
2 часа 2 раза 4 часа
2 часа 3 раза 6 часов
2 часа 3 раза 6 часов
Срок реализации программы.
Год обучения Часов в неделю Кол-во
недель в году Всего часов в год
1 4 36 144
2 6 36 216
3 6 36 216
Ожидаемые результаты
Данная образовательная программа обеспечивает развитие творчески активной, саморазвивающейся личности ребенка, его индивидуальных творческих способностей и личностных качеств. В результате прохождения программы ребенок приобретает необходимый набор знаний, умений и навыков, позволяющих в последствии применять их для практической прикладной деятельности в повседневной жизни, заниматься творчеством самостоятельно. В учебном плане программы представлена подробная характеристика ожидаемых результатов по итогам каждого года обучения.
Формирование универсальных учебных действий — личностные и метапредметные результаты.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание учебного материала исходя из личностных ценностей;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- формулировать учебные задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки в характере сделанных ошибок;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
- осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств
массовой информации.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основании классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
- уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Характеристика ожидаемых результатов
Предметные 1-й год обучения
По окончании курса первого года обучения учащиеся должны получить следующие основные знания и умения:
знание внешнего вида, обозначения и техники выполнения основных швов («вперед иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной»);
знание видов тканей, умение распознавать ткани по внешнему виду и на ощупь;
владение приемами изготовления несложных игрушек (крой и пошив деталей игрушки;
набивка деталей, сборка игрушки, способы утяжки);
владения способами оформления поделок (изготовление носа, глаз, накладки на мордочку, художественное оформление игрушки);
умение работать с выкройкой (перевод выкройки на ткань, крой простых деталей).
Предметные 2-й год обучения
По окончании курса второго года обучения учащиеся должны получить следующие основные знания и умения:
Умение работать с мехом (подбор меха, правила кроя);
Владение приемами изготовления сложных игрушек (крой деталей, пошив и набивка, сборка игрушки, утяжка, художественное оформление игрушки);
Умение корректировать выкройки игрушки (увеличение, уменьшение, моделирование);
Владение приемами цветовых решений в изготовлении игрушки;
Владение приемами самостоятельного конструирования игрушки;
Владение приемами художественного оформления игрушек.
Предметные 3-й год обучения
По окончании курса третьего года обучения учащиеся должны получить следующие основные знания и умения:
Знание основных спектральных цветов, холодных и теплых тонов;
Умение правильно подбирать ткань и мех по цветовой гамме и по техническим особенностям;
Знание истории возникновения куклы;
Приемы изготовления традиционной народной куклы;
Приемы изготовления тряпичной куклы в различной технике;
Начальные навыки моделирования;
Способы утяжки;
Способы изготовления игрушек-трансформеров.
По окончании изучения отдельных тем программы учащиеся должны получить следующие умения и навыки:
Изучить традиции связанные с изготовлением традиционной народной куклы;
Владение приемами изготовления обрядовых кукол;
Владение приемами изготовления сувенирной куклы;
Владение приемами изготовления интерьерной куклы.
Формой контроля на занятиях в объединении является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.
Способы проверки ожидаемых результатов:
наблюдение за работой детей, опрос, выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ, практических проверочных заданий, организация выставок и творческих отчетов.
Формы подведения итогов реализации программы:
итоговые занятия, отчетные выставки, участие в смотрах и конкурсах различного уровня. На протяжении всего времени освоения данного образовательного курса отдельные ребята награждаются благодарственными письмами и грамотами администрации образовательного учреждения за достигнутые успехи в обучении.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы организации занятий Формы аттестации, диагностики, контроля
всего теория практика индивидуальные занятия и консультации 1 Комплектование учебных групп. 2 2 - Фронтальные. 2 Введение. 2 2 - Фронтальные 3 Основы ремесла. 10 2 8 Фронтальные, групповая форма Текущий
4 Плоскостная и полуплоскостная игрушка. 20 2 18 Фронтальные, групповая форма Текущий
5 Объёмная игрушка. 68 6 62 Фронтальные, групповая форма Текущий
6
Творческие задания.
14
6
8
Фронтальные, групповая форма Текущий
7
Выставочная деятельность.
12
2
10
Фронтальные, групповая форма Текущий
8
Культурно – досуговая деятельность.
14
2
12
Фронтальные, групповая форма Текущий
9 Итоговое занятие. 2 - 2 Фронтальные, групповая форма Текущий
Итого часов 144 =SUM(ABOVE) =SUM(ABOVE) 24 120 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы организации занятий Формы аттестации, диагностики, контроля
всего теория практика индивидуальные занятия и консультации 1 Введение. 2 2 - Фронтальные. 2 Основы ремесла. 8 2 6 Фронтальные Текущий
3 Полуплоскостная игрушка. 38 4 34 Фронтальные, групповая форма Текущий
4 Объёмная игрушка. 88 8 80 Фронтальные, групповая форма Текущий
5 Игрушка на каркасе 34 4 30 Фронтальные, групповая форма Текущий
Творческое проектирование 24
4
20
Фронтальные, групповая форма Текущий
7
Выставочная деятельность.
10
2
8
Фронтальные, групповая форма Текущий
8
Культурно – досуговая деятельность.
10
2
8
Фронтальные, групповая форма Текущий
9 Итоговое занятие. 2 - 2 Фронтальные, групповая форма Текущий
Итого часов 216 =SUM(ABOVE) =SUM(ABOVE) 28 188 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3 год обучения
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы организации занятий Формы аттестации, диагностики, контроля
всего теория практика индивидуальные занятия и консультации 1 Введение. 2 2 - Фронтальные. 2 Основы ремесла. 14 3 11 Фронтальные Текущий
3 Игрушка -трансформер. 84 6 78 Фронтальные, групповая форма Текущий
4 Игрушка - кукла 64 6 58 Фронтальные, групповая форма Текущий
5 Творческое проектирование 26 6 20 Фронтальные, групповая форма Текущий
6 Выставочная деятельность.
12
2
10
Фронтальные, групповая форма Текущий
7
Культурно – досуговая деятельность.
12
2
10
Фронтальные, групповая форма Текущий
8
Итоговое занятие. 2
-
2
Фронтальные, групповая форма Текущий
Итого часов 216 =SUM(ABOVE) =SUM(ABOVE) 28 188 Содержание программы
1 год обучения
1 раздел: Комплектование групп. (2 часа)
Формирование учебных групп и составление расписания
Тема: Знакомство с темами и содержанием программы. Сбор заявлений и медицинских справок, анкетирование родителей и детей.
2 раздел: Вводное занятие. (2часа)
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием курса первого уровня;
- вызвать интерес к занятиям декоративно-прикладного творчества.
Знакомство с детьми. Понятие об искусстве ручного шитья кукол. Знакомство с рабочим местом. Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета.
3 раздел: Основы ремесла (10 часов)
Тема 1: Виды тканей, их характерные особенности и свойства (5 часов)
Теория: Беседа «Волшебный магазин тканей» (1 час)
Практика: Определение по внешнему виду и на ощупь вида ткани, рассказ о её характерных особенностях и свойствах (4 часа)
Тема 2: Виды швов (5 часов)
Теория: Беседа «Шкатулка – Город швейных принадлежностей». Ознакомление с основными видами швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной» (1час)
Практика: Выполнение швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной» (4 часа)
4 раздел: Плоскостная и полуплоскостная игрушка (20 часов)
Тема 1: Плоскостная игрушка (10 часа)
Теория: Технология изготовления плоскостной игрушки. Цветовая гармония. Разновидности тканей. Основы композиции. Правила кроя на ткани. Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, клеем (2 часа)
Практика: Изготовление игрушек: «Бабочка», «Веточка вишни», композиция «Крошечка- Хаврошечка». (8 часов)
Тема 2:Полуплоскостная игрушка (10часов)
Теория: Беседа «История создания сувенира и его назначение». Технология изготовления полуплоскостной игрушки (2 часа)
Практика: Выполнение игрушек: «Игольница», «Котенок». Организация выставки (8 часов)
5 раздел: Объёмная игрушка (68 часа)
Тема 1: Игрушка из шариков (12 часов)
Теория: Театрализованная игра «Колобок». Технология изготовления шарика
(2 часа)
Практика: Выполнение игрушек: «Колобок», «Мышонок», коллективная работа «Гусеница» (10 часов)
Тема 2: Игрушка из конусов (18 часов)
Теория: Театрализованная игра «Теремок». Технология изготовления конуса. Способы утяжки.
Анализ работ (2 часа)
Практика: Выполнение игрушек: «Гномик для рюкзачка», «Лисичка», «Гусеница» (16 часов)
Тема 3: Малоэлементная игрушка из ткани (14 часа)
Теория: Технология изготовления объёмной игрушки. Этапы изготовления. Инструменты и материалы (2 часа)
Практика: Выполнение игрушек: «Мышонок», «Звездочка», «Грибок» (12 часа)
Тема 4: Малоэлементная игрушка из меха (24 часа)
Теория: Сочетания ткани и меха. Особенности выполнения игрушек из меха. Используемые
швы: «через край», «петельный», «потайной». Художественное оформление игрушки (2 часа)
Практика: Выполнение швов, изготовление игрушек «Дедушка Ау», «Гусь», «Львёнок». Оформление итоговой выставки (22 часов).
6 раздел: Творческие задания (14 часов)
Разработка тематических композиций для участия в ежегодных конкурсах детских творческих выставках
Теория: Беседа: «Детство без границ», «Безопасность глазами детей», «Экология глазами детей» (6 часа) и т.д.
Практика: Подготовка и изготовление поделок к конкурсам по выбору учащихся (8 часов).
7 раздел: Выставочная деятельность (12 часов)
Правила подготовки и участия в отчетной выставке.
Тема: Понятие о критериях оценки качества изделий. (2часа)
Практика: Правила оформления готовых изделий. (10 часов)
Участие в выставках на уровне района, республики.
8 раздел: Культурно-досуговая деятельность (14 часов)
Задачи:
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;
- воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Тема: «Краски осени», «День матери», «Новогодние посиделки», «Рождественские встречи», «23 февраля», «8 Марта», «9 Мая».
9 раздел: Итоговое занятие (2 часа)
Анализ своей работы за год, оценивание своей работы с помощью педагога. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших Выставка работ.Работа с родителями, с активом общественности, с попечительским советом.
Содержание программы
2 год обучения
1 раздел: Введение.(2 часа)
Знакомство с детьми. Понятие о декоративно-прикладном искусстве. Знакомство с рабочим местом. Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Предъявляемые требования к творческим работам обучающихся. Выставка работ обучающихся прошлых лет.
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием курса;
- вызвать интерес к занятиям;
- воспитывать уважение и бережное отношение к труду человека в изготовлении предметов декоративно-прикладного творчества.
2 раздел: Основы ремесла (8 часов)
Тема 1: Виды синтетических материалов и полимеров (4 часа).
Теория: Свойства синтетических смесовых тканей, их разнообразие (1 час)
Практика: Приобретение навыков обработки и кроя (3часа)
Тема 2: Виды швов (4 часа)
Теория: Виды швов: «вперёд иголку», «назад иголку», «через край», «петельный», «потайной», «встык». Техника выполнения швов (1 час)
Практика: Выполнение различных видов швов. Оформление альбома с образцами (3 часа)
3 раздел: Полуплоскостная игрушка (38 часов)
Тема 1: Игрушка – карман (16 часов)
Теория: Беседа «Игрушки, необходимые в быту». Технология их изготовления (2 часа)
Практика: Изготовление двух игрушек – карманов (14 часов)
Тема 2: Игрушка – сувенир (22 часа)
Теория: История создания сувенира. Технология изготовления сувенира. Используемые материалы, их цветосочетание (2 часа)
Практика: Изготовление сувениров: «Сумочка», «Кошелёк», «Клоун»
(20 часов)
4 раздел: Объёмная игрушка (88 часов)
Тема 1: Объёмная игрушка из ткани (26 часа)
Теория: Разновидности тканей. Их сочетание по цвету и фактуре. Особенности кроя. Беседа «История появления игрушки» Технология изготовления и художественное оформление игрушки (4 часа)
Практика: Изготовление игрушек: «Крабик», «Динозаврик» (22 час)
Тема 2: Объёмная игрушка из меха (36 часов)
Теория: Разновидности меха. Особенности края и пошива. Беседа «Изображение животных в искусстве». Моделирование лекал. Особенности оформления мордочки, утяжка (3 часа)
Практика: Изготовление лекал. Увеличение выкройки. Моделирование выкройки. Изготовление игрушек: «Заяц», «Медведь». Практическая проверочная работа: увеличение выкройки.(33 часа)
Тема 3: Объёмная игрушка из синтетических материалов (27 часов)
Теория: Беседа «История Новогоднего праздника». Технология изготовления помпонов из полиэтилена (2 часа)
Практика: Изготовление помпона. Изготовление игрушек: «Цыплёнок», «Собачка»,
коллективная работа «Ёлка» (25 часов).
5 раздел: Игрушки на каркасе (34 часа)
Тема 1: Игрушка на картонном каркасе (16 часов)
Теория: Беседа «Из истории народной игрушки». Технология изготовления игрушки на каркасе (2 часа)
Практика: Изготовление лекал. Изготовление игрушек: «Матрёшка», «Крокодильчик», «Курочка» (14 часов)
Тема 2: Игрушка на проволочном каркасе (18 часа)
Теория: Каркасные игрушки. Шарнирное соединение деталей. Набивка игрушек (2 часа)
Практика: Изготовление каркаса. Перевод и увеличение выкроек. Изготовление игрушек:«Собачка», «Петушок», «Цветочек». Подготовка и оформление итоговой выставки (16 час).
6 раздел: Творческое проектирование. (24 часа)
Тема: Творческое проектирование в разработке тематических композиций.
1. Привлечение внимания обучающихся к проблемам охраны окружающей среды, воспитания бережного и внимательного отношения к природе средствами художественного творчества.
2. Осмысление проектной деятельности (на практическом уровне). Приобретение первичных навыков работы над проектом под руководством педагога.
Теория: - Что такое проект? На чем основывается проектная деятельность.
5 основных - «П»; Исследовательская деятельность (4 часа).
Практика: Создание творческого проекта «Кукла в костюме коми народа»
(20 часов)
7 раздел: Выставочная деятельность. (10 часов).
Тема: Правила подготовки и участия в отчетной выставке.
Беседа: Понятие о критериях оценки качества изделий. Правила оформления готовых изделий. (2 часа)
Практика: Организация проведения выставки. (8 часов)
Выставка за 1-е полугодие и отчетная.
8 раздел: Культурно - досуговая деятельность (10 часов)
Задачи:
- развивать творческие способности обучающихся;
- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;
- воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Тема: «Краски осени», «День матери», «Новогодние посиделки», «Рождественские встречи», «23 февраля», «8 Марта», «9 Мая».
9 раздел: Итоговое занятие (2 часа).
Анализ своей работы за год, оценивание своей работы с помощью педагога. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших Выставка работ.
Работа с родителями, с активом общественности, с попечительским советом.
Содержание программы
3 год обучения
1 раздел: Введение. (2 часа)
Задачи:
- познакомить учащихся с содержанием курса программы;
- воспитывать уважение и бережное отношение к труду человека в изготовлении предметов изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Планирование проведения занятий. Правила техники безопасности. Правила внутреннего распорядка учебного кабинета. Предъявляемые требования к творческим работам обучающихся. Выставка работ обучающихся прошлых лет.
2 раздел: Основы ремесла (14 часов)
Тема 1: Цветоведение (4 часа)
Теория: Цветовой спектр. Холодные и тёплые цвета (1 час)
Практика: Подбор ткани и меха по цветовой гамме. Составление цветового коллажа из ткани.
Самостоятельная работа: выполнение подушечки в стиле коллажа (3 часа)
Тема 2: Материаловедение (5 часов)
Теория: Разновидность используемых материалов для декорирования и художественного оформления кукол ленты, тесьма, бисер, паетки, нити и т.п.
(1 час).
Практика: Овладение приёмами работы с лентами, тесьмой, бисером, паетками и пр.
Проверочная работа: зарисовать эскиз куклы и определить, какие материалы нужны для её художественного оформления.(4 часа)
Тема 3: Моделирование.(5 часов)
Теория: Приемы изготовления головы куклы, ручек, ножек, способы их утяжки, оформление лица и головы.(1 час)
Практика: Изготовление головы кукол: ребенка, бабушки.(4 часа)
3 раздел: Игрушка - трансформер (84 часа)
Тема 1: Игрушк – подушки (25 часов)
Теория: Технология изготовления. Художественное оформление (2 час)
Практика: Изготовление Хрюшки – подушки (12 часов) и игрушки - подушки – Черепашка (12 часов)
Тема 2: Игрушка – карман (13 часов)
Теория: Технология изготовления. Материалы и фурнитура (1час)
Практика: Изготовление игрушки – кармана «Маленькая помощница» (12 часов)
Тема 3: Игрушка – сумочка (18 часов)
Теория: Технология изготовления. Материалы и фурнитура (1 час)
Практика: Изготовление игрушки – сумочки «Слоник» (17 часов)
Тема 4: Игрушка – сумочка (14 часов)
Теория: Технология изготовления. (1 час)
Практика: Изготовление игрушки – сумочки «Жираф» (13 часов)
Тема 4: Игрушка – сумочка (14 часов)
Теория: Технология изготовления. (1 час)
Практика: Изготовление игрушки – сумочки «Зайка» (13 часов)
4 раздел: Игрушка – кукла (64 часа)
Тема1: Традиционная народная кукла. ( 12 часов)
Теория: История возникновения куклы. Традиции связанные с изготовлением кукол «Сонница», «Колокольчик», «Ангелочек», игрушки «Птица».(2 часа)
Практика: Выполнение кукол «Сонница», «Колокольчик», «Ангелочек», игрушки «Птица».(10) часов
Тема 2: Кукла на валике (20 час)
Теория: История куклы на валике, традиции связанные с её изготовлением.
(2 часа)
Практика: Приемы изготовления валика. Выполнение кукол на валике: «Младенец» (4 часа), «Русалочка» (5 часов), «Санница» (4 часа), «Нижегородская невеста» (5 часов).
Тема 3: Тряпичная игровая кукла (26 часов)
Теория: Разнообразие игровых кукол. Художественное оформление куклы. Материалы, используемые при оформлении. Тильдовые игрушки.(2 часа)
Практика: Изготовление кукол - кукла-малышка (24 часа), кукла «Рождественский Ангел» (12 часов), кукла «Тильда-садовница» (12 часов).
5 раздел: Творческое проектирование. (26 часов)
Традиционная народная кукла.(16 часов)
Тема 1: Игровая народная кукла.(6 часов)
Теория: Понятие игровой народной куклы. (1 часа)
Практика: Выполнение кукол: «Столбушка», «Кукла на выхвалку» (4 часов).
Тема 2: Обрядовые куклы.(8 часов)
Теория: Обряды. Выполнение кукол для обрядов.(2 часа)
Практика: Изготовление обрядовых кукол: «Неразлучники», «Десятиручка»
(6 часов).
Сувенирная кукла.(12 часов)
Тема 1: Русский народный костюм.(6 часов)
Теория: Значение цвета в русском народном костюме (1 часа).
Практика: Выполнение кукол: «Нижегородская невеста», «Девка-Баба»
(5 часов).
Тема 2: Интерьерная кукла.(6 часов)
Теория: Многообразие интерьерных кукол (2 часа).
Практика: Изготовление интерьерной куклы по выбору учащихся.(4 часов).
Этапы работы над проектом
Находить и отбирать информацию для отражения темы композиции.
Выполнение проектной работы может осуществляться рабочей группой и включать в себя следующие виды проектной деятельности:
социальное исследование — поиск заказов, выбор наиболее приоритетных и отвечающих квалификации исполнителей;
организационный планирование работы, распределение функций;
конструкторский и технологический — разработка эскизов, технологии изготовления изделий;
экономический— составление расходной сметы, поиск и приобретение необходимого материала;
практический — изготовление изделий;
оценочный — оценка качества выполнения работ, передача изделий потребителю.
Темы проектов:
1. Традиционная народная кукла.
2. Обрядовые куклы.
3. Сувенирная кукла.
4. Интерьерная кукла.
6 раздел: Выставочная деятельность (12 часов)
Участие в выставках на муниципальном и республиканском уровнях.
Правила подготовки и участия в отчетной выставке.
Понятие о критериях оценки качества изделий. Правила оформления готовых изделий.
7 раздел: Культурно-досуговая деятельность (12 часов)
Задачи:
- развивать творческие способности у обучающихся;
- развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию;
- воспитывать культуру общения в коллективе, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Тема: «Краски осени», «День пожилого человека», «День матери», «Новогодние посиделки», «Рождественские встречи», «23 февраля», «8 Марта», «9 Мая».
8 раздел: Итоговое занятие. (2 часа).
Проверка у обучающихся ЗУН по кусу программы.
Анализ своей работы за год, оценивание своей работы с помощью педагога. Подведение итогов года. Презентация своих работ, выбор лучших Выставка работ.
Работа с родителями, с активом общественности, с попечительским советом.
Работа с родителями.
Взаимодействие с родителями.
При работе с ребенком одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить отца и мать.  В работе с родителями лучше не сравнивать детей друг с другом; находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души; уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты творческой деятельности, приглашая на выставки детских работ; учитывать рекомендации родителей; привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (помощника в изготовлении необходимых инструментов, материалов и др.). Необходимо осуществлять связь родители + ребенок + педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).
Срок Цель Форма
Сентябрь Ознакомление родителей с содержанием программы. Создание фонда помощи, по обеспечению материалами и инструментами, необходимых на занятиях. Родительское собрание
Декабрь Формирование творческого сотрудничества детей и родителей. Совместное занятие с родителями
Апрель Подведение итогов овладения ЗУН детей за год. Планирование на следующий год. Открытое занятие. Выставка детских работ.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Домовенок».
Формирование регулятивно – универсальных, учебных действий осуществляется в результате продуктивных видов декоративно — художественно — творческой деятельности. На каждом занятии ребенок создаёт уникальную поделку (творческий продукт), используя различные выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал, выполняет работу в материале (мягкая игрушка). Придумывает название рисунку, поделке, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своей работы. Личностные результаты проявляются в авторском стиле учащегося, в умении использовать образный язык декоративно-прикладного искусства: цвет, линию, ритм, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств технологии языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивается в результате диалога педагога и обучающегося. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей компьютерной технологии и справочной литературы. Цель занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на занятиях, — помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка является составной частью наших занятий.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий: ■ традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, праздники, конкурсы, творческие проекты, открытые уроки.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
■ словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
■ наглядный: показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений. Показ (выполнение) педагогом, работа по образцу;
■ наглядный: (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
■ объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
■ репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
■ исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
■ фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
■ индивидуально — фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
■ групповой – организация работы в группах;
■ индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Оценка планируемых результатов освоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, создание портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть: однодневные — проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; · постоянные — проводятся в помещении, где работают дети; тематические — по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Тестирование как способ проверки знаний учащихся по технологии.
Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам: усвоение знаний по базовым темам программы; овладения навыками предусмотренными программой; развитие художественного вкуса; формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки: Конкурсы (в год 3 раза). Выставки (в год 4 раза). Материаловедение. Детям раздаются листы с заданием, где они должны отметить все правильные ответы. Вопросы: волокна растительного происхождения, сырье получение шелковых нитей, процесс получения ткани, гигиенические свойства ткани.
Методы проверки: · наблюдение; анкетирование; тестирование; опрос.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
- Усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
- Личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
- Формирование художественных способностей, эстетического вкуса;
- При оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодия), учитывается его участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий; средний; низкий. Количество баллов фиксируется в зачетных ведомостях, сравнение результатов за два полугодия показывают динамику освоения учащимися программы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: ■ составление выставок лучших работ; ■ проведение выставок работ учащихся: в кабинете, в выставочном зале; ■ участие в ежегодной городской, районной выставке детского прикладного творчества.
Критерии оценки детских работ: Критерии анализа детских работ базируются на взглядах педагогов. Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков.
1. Содержание в аппликации, в игрушке: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное.
2. Особенности изображения: сложность в передаче формы, перспективность изображения, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
3. Композиционное решение в аппликации: хорошая наполняемость листа, ритмичность в расположении предметов.
4. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение.
5. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенной скидки на возраст:
■ правильно определять, изображать форму предметов игрушки, их пропорцию, конструктивное построение;
■ правильно определять величину игрушки в зависимости от размера ткани;
■ правильно выполнять простейшие швы;
■ передать выразительные формы реального предмета (в шитье, в аппликации) с натуры, по памяти и представлению.
По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в творческом отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки – это нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою творческую ценность.
Материально - техническое обеспечение занятий.
Кабинет оформлен так, что дети с удовольствием идут на занятия, находят отдых в творческом труде. Он с достаточным дневным и вечерним освещением, обеспечен мебелью (столы, стулья, шкафы), из оборудования имеется настенная доска, полки для наглядной литературы, стенды для поделок.
Инструменты и приспособления, необходимые для работы:
иголки;
портновские булавки с колечком на конце;
ножницы;
«кусачки» для отрезания проволоки;
проволока медная;
Материалы:
ткань, мех;
нитки различных цветов и размеров;
нитки - мулине;
пряжа для волос;
техническая вата для набивки;
синтепон;
цветная бумага и клеенка для оформления глаз;
клей «Момент», ПВА;
картон для выкроек - лекал;
альбом, калька.
Наглядный и дидактический материал:
картотека с выкройками - лекалами;
тесты - карточки с заданиями;
образцы готовых изделий, выполненные детьми и педагогом;
библиотека с методической, педагогической и специальной литературой по изготовлению мягкой игрушки.
Здоровьесберегающие технологии в объединении «Домовенок»
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.
В последние годы значительно возросло количество детей с ослабленным здоровьем. Разрушительное воздействие на психологическое и общее здоровье школьников оказывают социальные факторы, важнейшими из которых являются: духовно-нравственная деградация общества, тотальная криминализация общества, ощущение несправедливости имущественного неравенства, снижение общего культурного уровня российского общества, социальная депривация и недостаточность условий и ресурсов, необходимых для полноценного развития и социализации детей.
Программа детского объединения «Домовенок»включает в себя ряд аспектов здоровьесоерегающих технологий. В процессе проэктировочной работы по созданию безопасной образовательной среды педагог опирается на знание нормативно-правовой базы учреждения по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Он руководствуется принципами единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.
Основная цель здоровьесберегающих технологий - научить детей осознавать преимущество здорового образа жизни и понимать сущность здоровья. ЗДОРОВЬЕ - это категория раскрывающая качественный уровень развития системы отношений человека с собой, социальной и природной средой.
Задачи педагога:
Систематически отслеживать физическое, психологическое, эмоциональное развитие детей.
Изучить семейное положение детей с высоким уровнем тревожности, их успеваемость в школе, поддерживать тесные контакты с родителями, классным руководителем.
Здоровьесберегающие компоненты учебного процесса.
Грамотно составить расписание занятий, учитывая школьную нагрузку.
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы помещения.
Грамотное построение занятий.
Благоприятный эмоциональный фон занятий.
Создание ситуации успеха.
В течение всех лет обучения педагог планирует беседы, игровые сюжеты на темы:
«Я познаю свое тело».
«Питание основа жизни».
«Гигиена труда и отдыха».
«Поведение на улицах и в общественных местах» и т.д.
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
Занятия проводятся в светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Комната сухая, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемая, с достаточным дневным и вечерним освещением. Столы размещены так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ: ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ И ИГЛОЙ
=>Ножницы во время работы класть справа кольцами к себе;
=> Следить чтобы ножницы не падали на пол;
=> Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми концами лезвиями;
^> Шить наперстком;
=> При шитье не пользоваться ржавой иглой;
=> Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол, случайные предметы их надо вкалывать в специальную подушечку.
=> Нельзя перекусывать нитку зубами;
=> Иголки необходимо хранить в специальной подушечке
ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРО УТЮГОМ:
=>При включении и выключении электроутюга в розетку надо браться за вилку а не за шнур;
=> Утюг ставится на жаростойкую подставку;
=> Не отвлекаться во время работы с утюгом, не оставлять утюг включенным в сеть.
=>Следить чтобы подошва утюга на попадала на шнур; => По окончании работы утюг выключить из сети, дать ему полностью остыть . Хранить утюг в вертикальном положении.
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ:
При пожаре поведение детей организует преподаватель. Познакомить детей со схемой эвакуации при пожаре. Дети должны знать расположение кнопки сигнализации и выключить ее, сохранять спокойствие.
ОПАСНОСТЬ ПРИ ТЕРРОРИЗМЕ
При захвате здания террористами соблюдать спокойствие и не раздражать захватчиков, быть ближе к педагогу.
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ НА УЛИЦЕ
Учить детей правилам поведения на улице, правильно переходить улицу, не играть на проезжей части дороги.
ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
Учить детей жизни в коллективе, уступчивости друг к другу, чтобы сохранить добрую атмосферу в объединении «Домовенок». Чтобы дети при работе были спокойными и внимательными.
СПРАВКА ПО ДЕТСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ «ДОМОВЕНОК» По здоровьесбережению детей.
Педагог Алексеенко Людмила Николаевна.
Связи с тем, что спецификация моих воспитанников составляет напряженный и кропотливый труд, в процессе обучения кройки и шитья мягкой игрушки, происходит напряжение зрения, мышечного напряжения, усидчивости, кисти рук, все это приводит к утомленности детского организма, поэтому я использую физ.минутки:
Беседы об укреплении здоровья;
Упражнения для снятия напряжения;
Разминка зрения, мышц спины, рук, ног;
Пропаганда здорового образа жизни.
РАЗМИНКА:
SЛевую руку вверх, правую вниз, немного потрясти кистью руки и поворот кругом.
SПравую руку вверх, левую вниз, немного рукой потрясем и повернемся кругом.
•SЛевую ногу вперед, правую ногу назад, немного ногой потрясем и повернемся кругом.
•SПравую ногу вперед, левую ногу назад, немного ногой потрясем и повернемся кругом.
SТеперь наклониться вперед и наклониться назад, плечами чуть-чуть потрясем и повернемся кругом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273от 273-ФЗ.
Глава 10. Дополнительное образование
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
ПОЛОЖЕНИЕ о разработке, структуре и порядке утверждения общеразвивающей программы МБОУ ДОД «ЦДОД» пгт Нижний Одес
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-026339-9.
Устав МБОУ ДОД «ЦДОД» пгт. Нижний Одес (новая редакция).
Интернет ресурсы:
http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&ved=0CCsQFjAC&url=http%3A%2F%2F30astr-s27.edusite.ru%2FDswMedi
Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» (для детей 6,5 - 10 лет)
Название курса (кружка, секции) МБОУ г. Астрахани «Средняя общеобразовательная школа № 27» направленность – художественно-эстетическая)
7. Сборник авторских программ дополнительного образования детей (Сост. А.Г. Лазарева.
– Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002)
8. Дополнительное образование детей: Сборник авторских программ (Сост. А.Г. Лазарева –
М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2004)
9. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.: творческий центр
«Сфера», 2004.
10. Баженов В.В. Материалы для швейных изделий. – М., 1996
11. Егорова Р., Монастырская В. Учись шить. – М.: Просвещение, 1998.
12. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979.
13. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. – М., 1998.
14. Ефимова А. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. – М.: Просвещение, 1998.
15. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. – М.: Просвещение,
1983
16. Тведохлеб Е.А. Мягкие игрушки. – ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007.
17. Конович Т. Мягкая игрушка. – М.: Рипол классик; СПб.: Валерии СПД, 2002.
18. Мудрагель Л.И. Мишки-игрушки и коллекционные медведи. – «Культура и традиции»,
2007.
19. Аксенова М., Ананьева Е., Евсеева Т. «Куклы мира». –М.: Мир энциклопедий Аванта +,
2007.
20. Лущик Л. «Игрушка – трансформер». – М.: Экало, 2007
21. Горяинова О.В. Рюкзачки – игрушки игрушки-подушки. – Ростов - на - Дону: Феникс,
2007.
22. Делаем куклы/ Пер.с.ил. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006.
23. Джемма Кадж. Мишки. Построение авторской выкройки. Техника набивки. Готовые
выкройки мишек, щенка и ежика. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Гранд, 2006
24. СтоляроваА. 34 куклы – «Культура и традиции» 2004.
25. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки/ Авт. Сост. Н.Г. Юрина.-М.: ООО
«Издательство АСТ», 1999.
Литература для обучающихся:
1. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение, 1979.
2. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка. – М.: Издательский дом МСП, 2005.
3. ПелеуховаВ.И., Ширишкова Е.Н. Мягкая игрушка. – М.: издатель И.В. Балабанов,
1998 г
4. Тведохлеб Е.А. Мягкие игрушки. – ЗАО «Росмэн – Пресс», 2007.
5. Конович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. – М.: Рипол классик. СПб.: Валерии
СПД, 2002.
6. Тведохлеб Е.А. Мягкая игрушка своими руками. – Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2005г.