Дополнительная общеразвивающая программа Творческая мастерская

 Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Дом детского творчества»



Принято Утверждаю
Решением Педагогического совета
МОУ ДОД «ДДТ» Директор МОУ ДОД «ДДТ»
Пр.№ 1 от «28» августа 2015 г. ________А.И. Дементьева
«28» августа2015г.










Дополнительная общеразвивающая программа
«Творческая мастерская»

Возраст детей: 11-15 лет
Срок реализации программы: 1 год












Составитель: Золотарева Мария Николаевна,
педагог дополнительного образования.









Курегово
2015 год.

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа объединения «Творческая мастерская» для учащихся 11-15 лет составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089.
Данная Программа имеет художественную направленность. Эстетический вкус воспитывается в процессе изготовления работ, а также при решении дизайнерских вопросов.
Дизайн во все времена был и остается актуальным. Ручной труд ценился всегда, сохраняет свою ценность и в наши дни. Объединение «Творческая мастерская» будет средством формирования умений работать в сплоченном, дружном коллективе; средством формирования эстетических качеств, культуры в подрастающем поколении, которое примет участие в работе данного кружка. Поделки, изготавливаемые на данном кружке, могут использоваться не только для оформления интерьера, но так, же хорошо подойдут в качестве сувениров и подарков к различным праздникам.
Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет  потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества.
На основе предложенных программой изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника, швеи. Участники кружка имеют возможность пробовать себя в роли специалиста той или иной профессии, фантазируя, выражая свое мнение, доказывая свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивая в себе художественный вкус.
Цель программы: развитие мотивации учащихся к занятиям различными видами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
- сформировать элементарные знания и умения в изучаемых видах декоративно- прикладного творчества;
- научить детей владеть различными инструментами и приспособлениями;
- познакомить детей с историей изучаемых видов рукоделия.
- развивать память, внимание, мышление, эстетический вкус, мелкую моторику рук, глазомер.
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость, терпение, положительное отношение к труду, доброе отношение к товарищам, бережливость.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных приемов в процессе изготовления поделок, знакомит детей с декоративно-прикладным творчеством.
Возраст детей, участвующих в реализации данной Программы: учащиеся 11 - 15 лет.
Формы и режим занятий: кружок рассчитан на 144 занятия по 4 часа в неделю. Занятия предполагают творческую, практическую работу учащихся. Часы теории отводятся на организационное и заключительное занятия, а также на каждом занятии для проведения инструктажей по ТБ и разъяснения технологии изготовления продукта деятельности.

Ожидаемые результаты
Обучающий эффект:
- получение, расширение и углубление знаний, практических навыков изготовления различных изделий;
- получение и совершенствование практических трудовых навыков.
Воспитательный эффект:
- трудовое и эстетическое воспитание;
- формирование навыков культуры коллективизма.
Социальный эффект:
-предоставление дополнительных возможностей для самовыражения, саморазвития, самоутверждения;
- профилактика правонарушений, отвлечение от антисоциальной деятельности.
Развивающий эффект:
- развитие творческих способностей в области дизайна;
- формирование чувства осмысления и понимания эффективности проводимых мероприятий.
Формы подведения итогов реализации Программы: организация выставки детских работ.
К концу освоения программы планируется, что обучающиеся должны:
Знать:
Определение дизайна.
Технологические этапы изготовления предусмотренных Программой изделий.
Особенности используемых материалов, технику работы ими.
Уметь:
Изготавливать поделки, предусмотренные Программой.
Работать в разных, предлагаемых техниках.
Работать в коллективе.

Учебно-тематический план

№ п/п
Наименование тем
Всего часов
В том числе




Теория
Практика

1
Организационное занятие
2
2
-

2
Изготовление травянчика
2
-
2

3
Изготовление картины из яичных скорлуп
6
0,5
5,5

4
Лепка из холодного фарфора
8
0,5
7,5

5
Декорирование зеркала или рамки для фото
4
0,5
3,5

6
Пошив комплекта прихваток
6
0,5
5,5

7
Изготовление зажима для штор
6
1
5

8
Изготовление картины из страз
4
0,5
3,5

9
Изготовление бонсая из пряжи «Травка»
6
0,5
5,5

10
Изготовление сувениров из соленого теста
5
1
4

11
Изготовление шкатулки «Сердце»
4
0,5
3,5

12
Изготовление декоративной баночки с солью
4
0,5
3,5

13
Изготовление букета цветов из конфет
4
0,5
3,5

14
Изготовление пуфика
10
1
9

15
Изготовление картины на деревянных заготовках
3
0,5
2,5

16
Пошив декоративных подушек
10
1
9

17
Изготовление подсвечника- топиария «Кофейный»
6
1
5

18
Изготовление брелока
5
0,5
4,5

19
Искусственные цветы.
5
1
4

20
Вязание коврика из вторичного сырья.
16
1
15

21
Изготовление вазы. Декупаж.
8
1
7

22
Бисероплетение.
10
1
9

23
Пошив комнатных тапочек
4
0,5
3,5

24
Декоративная подвеска
5
0,5
4,5

25
Подведение итогов
1
1
-


Итого:
144
18,5
125,5


Содержание программы
Тема 1. Организационное занятие.
Теория: Уточнение состава  кружковцев. Знакомство с программой кружка. Вводный инструктаж. Инструменты и материалы  для  выполнения различных работ. Правила безопасности труда и личной гигиены. Содержание рабочего места. Беседа о видах декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа:
Тема 2. Изготовление травянчика.
Теория: Знакомство с игрушкой-травянчиком. ТБ при работе с ножницами. Технология изготовления травянчика.
Практическая работа: Изготовление игрушки-травянчика.
Тема 3. Изготовление картины из яичных скорлуп.
Теория: Техника кракле. Мозаика. Технология изготовления картин из яичной скорлупы.
Практическая работа: Картина-мозаика из яичной скорлупы.
Тема 4. Лепка из холодного фарфора.
Теория: Понятие о холодном фарфоре. Технология приготовления холодного фарфора и изготовления из него поделок.
Практическая работа: Лепка цветов из холодного фарфора.
Тема 5. Декорирование зеркала или рамки для фото.
Теория: Декорирование изделий различными материалами. Виды материалов для декорирования.
Приёмы выполнения декорирования.
Практическая работа: Декорирование зеркала. Декорирование рамки для фото.
Тема 6. Пошив комплекта прихваток.
Теория: Техника «Лоскутное шитье. Пэчворк». Технология пошива прихваток в технике лоскутного шитья. ТБ при работе на швейной машине.
Практическая работа: Пошив комплекта прихваток.
Тема 7. Изготовление зажима для штор.
Теория: Виды зажимов для штор и техники их изготовления. Понятие о канзаши. Технология изготовления зажима для штор из CD-дисков и атласных лент. ТБ при работе с острыми и режущими инструментами.
Практическая работа: Изготовление зажима для штор.
Тема 8. Изготовление картины из страз.
Теория: Технология изготовления картин из страз.
Практическая работа: Изготовление картины из страз.
Тема 9. Изготовление бонсая из пряжи «Травка».
Теория: Что такое бонсай? Материалы, из которых может быть изготовлен бонсай. Технология изготовления бонсая из пряжи «Травка».
Практическая работа: Изготовление бонсая из пряжи «Травка».
Тема 10. Изготовление сувениров из соленого теста.
    Теория: Технология приготовления соленого теста. Применение соленого теста в изготовлении  изделий. Технология выполнения.
Практическая работа: Изготовление магнитиков и рамок для фото. Отделка готовых изделий лаком
Тема 11. Изготовление шкатулки «Сердце».
Теория: Технология плетения шкатулки из пряжи с использованием зубочисток.
Практическая работа: Изготовление шкатулки «Сердце».
Тема 12. Изготовление декоративной баночки с солью.
Теория: Технология покраски соли. Способы декорирования банок.
Практическая работа: Изготовление декоративной баночки с солью.
Тема 13. Изготовление букета цветов из конфет.
Теория: Технология изготовления цветов из конфет и гофрированной бумаги. Оформление букетов.
Практическая работа: Изготовление букета цветов из конфет.
Тема 14. Изготовление пуфика.
Теория: Что такое пуфик? Способы изготовления пуфиков. Технология пошива пуфика. ТБ при работе на швейной машине, с ножницами.
Практическая работа: Изготовление пуфика из пластиковых бутылок, обшитых тканью.
Тема 15. Изготовление картины на деревянных заготовках.
Теория: Технология изготовления картин на деревянных заготовках (срез березы). Технология обработки древесины.
Практическая работа: Изготовление картины на деревянных заготовках.
Тема 16. Пошив декоративных подушек.
Теория: Виды и предназначение декоративных подушек. Технология пошива подушки в технике пэчворк. ТБ при работе на швейной машине, с ножницами.
Практическая работа: Пошив декоративных подушек.
Тема 17. Изготовление подсвечника- топиария «Кофейный».
Теория: История возникновения топиариев. Технология изготовления подсвечника-топиария.
Практическая работа: Изготовление топиария с использованием кофейных зерен; изготовление подсвечника и его закрепление на топиарии.
Тема 18. Изготовление брелока.
Теория: Брелок. Технология изготовления брелка. ТБ при работе с ножницами и иголками.
Практическая работа: Пошив брелока-зверюшки из меховой ткани.
Тема 19. Искусственные цветы.
Теория: Искусственные цветы, изготовленные из разных материалов (ткань, гофрированная бумага, атласные ленты) и в разных техниках. Использование их в оформлении интерьера, одежды, подарков. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты, материалы, приспособления для изготовления искусственных цветов. Основные приёмы изготовления  искусственных цветов.
    Практическая работа:
Изготовление трафаретов цветов и листьев. Подготовка материала к работе: крахмаление, желатинование ткани. Изготовление цветов из разных материалов и в разных техниках. Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся.
Тема 20. Вязание коврика из вторичного сырья.
Теория: Коврики. Их предназначение и материалы, необходимые для их изготовления. Технология вязания коврика.
Практическая работа: Вязание коврика из старых лоскутков ткани.
Тема 21. Изготовление вазы. Декупаж.
Теория: Техника «Декупаж». Технология изготовления вазы с применением данной техники.
Практическая работа: Изготовление вазы из газет и акриловой грунтовки, оформленный в технике «Декупаж».
Тема 22. Бисероплетение.
Теория: История возникновения бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Технология плетения виноградной лозы и орхидеи из бисера. ТБ при работе.
Практическая работа: Плетение виноградной лозы или орхидеи из бисера.
Тема 23. Пошив комнатных тапочек.
Теория: Технология пошива тапочек. ТБ при работе на швейной машине, с ножницами и иглой.
Практическая работа: Пошив комнатных тапочек из старых джинсов
Тема 24. Декоративная подвеска.
Теория: Технология изготовления декоративной подвески.
Практическая работа: Изготовление декоративной подвески из цветного картона.
Тема 25. Подведение итогов.
Теория: подведение итогов, награждение наиболее активных детей.
Практическая работа: организация и проведение выставки детских работ.



























Методическое обеспечение Программы:
Формы занятий: практическая деятельность ребят с сопровождением объяснения технологии изготовления изделий и контролем над их работой с соблюдением техники безопасности. Помимо разъяснительных моментов на занятиях, теоретические часы также отведены на организационное занятие и заключительное занятие по подведению итогов проделанной работы.
Приёмы и методы организации учебно–воспитательной деятельности, дидактический материал, техническое оснащение занятий: объяснение, показ образцов изготовляемых изделий. Просмотр презентаций и видеороликов с мастер-классами по изготовлению поделок.
Инструменты и материалы:
- клей-пистолет или клей «Титан», ножницы, пинцет, проволока, акриловые краски, грунтовка, древесина (срез березы), кисточка, гуашь, цветной картон, крючок.
Оборудование:
- столы, стулья, компьютер с проектором. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок.
Формы подведения итогов: организация выставки детских работ.











































Список литературы
Для учителя:
1) Идеи для творчества и подарков своими руками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - (Дата обращения: 03.08.2015).
2) Подарки и сувениры своими руками! + Идеи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - (Дата обращения: 03.08.2015).
3) Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stranamasterov.ru/. - (Дата обращения: 10.08.2015).
4) Поделки из холодного фарфора [Электронный ресурс].
Для учащихся:
1) Идеи для творчества и подарков своими руками [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - (Дата обращения: 03.08.2015).
2) Подарки и сувениры своими руками! + Идеи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. - (Дата обращения: 03.08.2015).
3) Страна мастеров. Творчество для детей и взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stranamasterov.ru/. - (Дата обращения: 10.08.2015).
4) Поделки из холодного фарфора [Электронный ресурс].

15