Доклад к круглому столу на тему Диалоговое обучение


ГУ «Областная специальная общеобразовательная школа-интернат»
Интерактивные методы
обучения –
диалоговое обучение.
Заседание МО учителей начальных классов.
(круглый стол)
Подготовила учитель:
Абизенова А.К.
г. Павлодар, январь 2016г.
Интерактивные методы обучения.
«Школа – это тот социальный институт,
где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность».
(И.С. Якиманская).
Слово «интерактив» (англ.)
Интерактивность – способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек).
Интерактивное обучение – обучение через опыт.
Переживания участниками конкретного ф опыта (игра, упражнение, ситуация)
Осмысление полученного опыта
Обобщение
Применение на практике
Интерактивное обучение-диалоговое обучение
Строится на линиях: «ученик – ученик», «ученик – группа учащихся», «ученик – аудитория», «группа учащихся – аудитория», «ученик – компьютер».
Деятельностный метод
Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности («надо», «хочу», «могу» )
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, план) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний→ Рефлексия учебной деятельности.
Решает 3 главные задачи:
Учебно-познавательная задача (нр.: узнать, определить…)
Коммуникативно-развивающая (нр.: развитие учебных умений)
Социально-ориентированная.
Основные особенности интерактиваПринудительная активизация познавательной деятельности
Самостоятельный поиск решения проблемы
Изменение роли учителя на роль организатора или консультанта
Исключение монологического преподнесения материала
Диалоговый характер.
Интерактивное обучение
Обучение, погруженное в общение
Сохраняет конечную цель и основное содержание предмета
Видоизменяет формы и приёмы ведения урока.
Разработаны специальные приемы интерактива
(работы в парами, группами, коллективно):
Горячий стул
Мозговой штурм
Два, четыре – вместе
Мозаика
Микрофон
Аквариум
Живая линия
Большой круг
Кто больше?
Карусель
Кластер
Паучок.
Формы интерактивного обучения
Обучающие игры (игры-метафоры, иллюстративные игры)
Использование общественных ресурсов
Социальные проекты и внеаудиторные мероприятия
Ролевые игры
Нестандартные уроки (математический экспресс, урок-поиск, урок-размышление, урок-ринг, урок открытых мыслей, урок-защита диссертации; уроки, которые ведут ученики; урок-турнир и другие).Рефлексия в системе интерактива-тоже диалог
Любой урок можно проводить в интерактиве, только надо заложить в него диалоговую основу.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели. 
Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.
Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Заметим, что важнейшее условие для этого — личный опыт участия преподавателя в тренинговых занятиях по интерактиву.
Заключение
Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
Основой интерактивных подходов являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются обучаемыми. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий заключается в том, что они направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового.