Выступление на МО Развитие понятийного аппарата на уроках истории

Развитие понятийного аппарата с помощью ассоциативного мышления на уроках истории Древнего мира в 5 классе (из личного педагогического опыта).


У школьников 10-11 лет только начался процесс развития абстрактного мышления, а именно оно является основой формирования обобщенных исторических понятий, умения анализировать и обобщать материал. В силу возрастных особенностей пятиклассники могут наизусть выучить определение исторического понятия, но осознать внутреннюю суть теоретических знаний пока не получается. Начиная изучать историю, ученики готовы к отражению внешних, а не внутренних сторон прошлого. Однако владеть понятием – это значит понимать его содержание, а также связи и отношения с другими понятиями. Это значит уметь применять его в учебном познании и на практике.
На мой взгляд, в 5-м классе начинать работу, по осознанному формированию понятийного аппарата необходимо с развития ассоциативного мышления. Ассоциативное мышление – это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основанное на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выделять [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] вещей, отыскивать связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Развивая ассоциативное мышление можно:
создавать новые оригинальные идеи;
развивать воображение;
сопоставлять факты и обобщать;
анализировать, делать обоснованные выводы;
запоминать лучше то, что надо выучить;
Конечно, можно потребовать, чтобы учащиеся заучили определения понятий из учебника, но интересней и полезней их составить самим. Естественно, что работать над формированием понятийный аппарат с помощью ассоциаций следует систематически. Лучше эти приемы применять при изучении основополагающих понятий, таких как «история», «присваивающее хозяйство», «производящее хозяйство», «государство», «цивилизация», «религия», «демократия» и т.п.
Формирование понятия «история»
Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций. Начинаем цепочку ассоциаций: история – то, что было давно – прошлое – книги – музей – реликвия – старина и т.д. Ассоциации будут свои у каждого ученика.
Упражнение 2. Поиск цепочки ассоциаций. Выделяем два главных слова: история - прошлое. Далее ищем цепочку слов-образов, которая дополняет образ первых двух. Например, книги - музей. Составим цепочку: история-прошлое-книги-музей.
Упражнение 3. Подходящие слова. К ассоциативной цепочке подбираем подходящие слова, связанные каким - либо вопросом и поясняющие смысл элементов цепочки. -История- это что? -прошлое. -Откуда мы знаем о прошлом? – из книг и музеев. Следовательно, прочитав книгу или побывав в музее, мы получаем что? - знания - знания о чем? - о прошлом.
Упражнение 4. Формирование понятия. Остается сформулировать понятие «история»
История – это знания о прошлом.
Формирование понятия «государство»
Упражнение 1. Составление цепочек ассоциаций. Начинаем цепочку ассоциаций: государство– страна – города – правление – законы – народ– гимн и т.д. Ассоциации будут свои у каждого ученика.
Упражнение 2. Поиск цепочки ассоциаций. Выделяем два главных слова: государство - страна. Далее ищем цепочку слов-образов, которая дополняет образ первых двух. Например, границы – закон, правитель (обычно называют «царь», «король», «президент»)-власть, деньги-налоги и т.д. Составим цепочку: государство-страна-границы-правитель-закон.
Упражнение 3. Подходящие слова. К ассоциативной цепочке подбираем подходящие слова, связанные каким - либо вопросом и поясняющие смысл элементов цепочки. -Государство- это что?
· -страна. -Кто управляет страной? – правитель. -С помощью чего правитель управляет страной?- с помощью законов. Дальше формирование понятия государство может продолжаться с помощью материала из учебника: учащиеся выделяют признаки государства.

Упражнение 4. Формирование понятия.
Государство – это страна, имеющая правителя, единые законы, армию, казну (налоги), обладающая определенной территорией и границами.
В течение изучения курса проводится целенаправленное повторение понятий и терминов с помощью следующих дидактических приемов.
«Найди лишнее слово». Следует не только найти лишнее слово, но и объяснить почему оно исключается из цепочки. Например: город, храм, стоянка, крепость, дворец.
« Нить истории». Данный прием хорошо использовать при повторении главы. Учащиеся по очереди от первой парты до последней называют понятие или термин. Можно усложнить задание по принципу «вопрос-ответ - вопрос». Ответив на заданный вопрос, ученик, задает следующий вопрос другому ученику и т.д.
«Синквейн».   Синквейны являются хорошим приемом для развития ассоциативного мышления, рефлексии, обобщения понятий и информации. Техника выполнения:
Первая строка  тема синквейна, заключает в себе существительное, местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка  два прилагательных, которые дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.
Третья строка  три [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка  фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка  одно слово-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], характеризующее суть предмета или объекта.
Например:
полис независимый небольшой
располагался, строился, расширялся
это небольшой город- государство
Греция.
Перикл
Известный, бескорыстный
Развивал, строил, укреплял
Перикл-выдающийся государственный деятель
Могущество
Большой интерес у учащихся вызывает ассоциативное упражнение « Предмет из прошлого». Учащимся представляется какой-либо предмет, они же должны представить свои ассоциации, связанные с демонстрируемым предметом. Это своего рода игра, которую можно провести на обобщающем уроке, или при опросе домашнего задания. Предмет может демонстрировать учитель, могут представить его и учащиеся, подготовившись дома. Например: - разрисованный камень может вызвать представления о каменном веке, пещерной живописи, каменных орудиях труда; - фрагмент папируса – письменность, иероглифы, писец, Египет; - крест - религия, христианство, Палестина; - горшочек – керамика, гончарное ремесло; - «глиняная табличка» из пластилина – Месопотамия, клинопись, библиотека Ашшурбанапала;
В качестве рефлексии в конце урока полезно поиграть в «Ассоциации наоборот». Перечисляются черты или признаки исторического понятия или термина, необходимо определить и назвать что это такое.
Например: они проживали в Северном Причерноморье, кочевники, занимались скотоводством, сумели отразить нападение войск персидского царя Дария I, для орнамента характерен звериный стиль. (Скифы)
Таким образом, постепенно пятиклассники уходят от описательности при формулировании понятия и учатся выявлять причинно-следственные связи, выделять глубинные, сущностные стороны события или явления.













13PAGE 15


13PAGE 14415




15