Конспект урока по русскому языку Единственное и множественное число имён существительных


Ход урока
1.   Психологический настрой
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения
Посмотрите друг на друга.
И, конечно, улыбнитесь .- Надеюсь, у вас хорошее настроение?
Сегодня у нас гости.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Сегодня перед нами стоит непростая задача. Мы должны открыть новые знания.
2. Актуализация опорных знаний
1.Чистописание
- На экране таблица. У вас на парте карточки. Прочитайте буквы. (Работа в парах)
А Б К У Ф И
М Д О Ё Г Ю Ы Т В С П Ё
Ш Э Ж Е Я ЗЗачеркните гласные буквы, обозначающие твёрдость предшествующих согласных.
Зачеркните гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующих согласных.
Зачеркните буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки.
Зачеркните буквы, обозначающие парные глухие согласные звуки.
Какая буква у вас осталась?
Какие звуки обозначает буква эм?
Прежде чем мы запишем число и классную работу в тетрадь, давайте разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.
 “Паучок”
Паучок ходил по ветке,   (Руки скрещены, пальцы каждой руки  “бегут”А за ним ходили детки.         По предплечью, а затем по плечу др.руки)Дождик с неба вдруг полил ,    (Кисти свободно опущены, выполняем                 стряхивающие Паучков на землю смыл. движения; хлопок ладонями по столу/коленям)Солнце стало пригревать,  (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,Паучок ползет опять,                  пальцы растопырены, качаем руками.) А за ним ползут все детки,       (Действия аналогичны первоначальным.)Чтобы погулять по ветке.         (“Паучки” ползают по голове.)
Запишите буквосочетания: 1 строка - Мм , 2 строка – мл мм мн мо (продолжить).
III. Постановка учебной проблемы
На экране.
Лес, сугроб, дерево, шапка.
Что общего между этими словами.
- Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения Мы вошли в зимний … . Кругом большие пушистые … . На высоких … лежат снеговые … .
Все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
- Мы не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.
Мы вошли в зимний лес. Кругом большие пушистые сугробы. На высоких деревьях лежат снеговые шапки.
- Какое новое знание об имени существительном вы обнаружили?
- Мы узнали, что имена существительные могут обозначать один и много предметов.
Имена существительные могут употребляться в единственном и во множественном числе.
- Запишите последнее предложение, выделяя известные орфограммы.
Какие орфограммы выделили.
Укажите грамматическую основу предложения.
Какой часть речи выражено подлежащее?
- Продолжаем. .Сугроб- сугробы, дерево – деревья, шапка- шапки.
- В каком числе стоят слова первого столбики? Второго?
- Слова первого столбика в единственном числе , второго- во множественном.
Изменилось число существительных.
Имена существительные изменяются по числам.
Работа с электронным приложением «Русский язык».
Открываем электронное приложение.
Находим тему № 31. Входим.
Выбираем упражнение «Анимация», слушаем до цифры 3.
Закрываем окно упражнения.
Работа с учебником стр. 61 правила.
Работа с электронным приложением «Русский язык».
Выбираем второе упражнение.
Работаем в паре.
Закрываем окно упражнения.
Выходим из приложения.
Работа с учебником.
Самостоятельная работа упр. 105 .
Выписать по 5 слов в единственном и во множественном числе.
Взаимопроверка.