Технологические карты уроков окружающего мира 2 класс УМК Планета знаний


Урок:№14
Дата: 22.10.2015г.
Тема урока: Знаки и символы, их значение в жизни человека.
Цель урока: создать условия для развития информационной грамотности учащихся (ознакомления с различными справочниками), умения пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями; способствовать формированию представления о знаках и символах, их значении в жизни человека; содействовать развитию творческих способностей учащихся.
Задачи :
образовательная: познакомить учащихся со знаками, символами и их значением;
развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать  логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание; воспитательная: воспитывать любознательность у учащихся, бережное отношение к своей страны.
Планируемые результаты:
Личностные: (Л)
1)осознают необходимость здорового образа жизни,
2)соблюдения правил безопасного поведения в природе и обществе;
3)имеют установку на здоровый образ жизни и желание реализовать ее в своем поведении.
Регулятивные: (Р)
1)проводят наблюдения по предложенному плану;
2)оценивают правильность выполнения заданий;
3)корректируют выполнение задания;
4)оценивают выполнение задания по следующим параметрам:
5)выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные: (П)
1)самостоятельно пользуются справочником в конце учебника;
2) пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедий для детей (с помощью взрослых);
3)рассказывают о значении библиотек, Интернета и возможностях их использования;
4) составляют собственный словарь с объяснением значения незнакомых слов.
Коммуникативные: (К)
1)сотрудничают с одноклассниками при выполнении работы в группе;
2)понимают и передают содержание прочитанных текстов;
3)слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.
Оборудование: учебник, презентация, физическая карта РФ, физическая карта РТ.
Технология и методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, групповая работа, работа в парах
Тип урока: открытие новых знаний.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку - Ребята, сегодня мы продолжаем разговор о справочниках и словарях и поговорим о символах и знаках. Л.2
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Мотивирует учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока Все дружно беритесь скорей за работу.
Все ли, ребята, готовы к полету
В страну белоснежную и очень полезную?
На пути нас ждут большие испытания,
А на финише – победа, радость и знания!
Л.1
К.2
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Отвечают на вопросы.
Выполнение задания 23 на с. 14 рабочей тетради 1.
– Как вы узнали, какие слова необходимо записать в кроссворд? (По картинкам.)
– Очень часто люди заменяют слова картинками, символами.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с различными знаками и символами и поговорим об их значении в жизни человека. П.1
Р.2К.1
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуации1. Вводная беседа.
– Знаки и символы имеют огромное значение в жизни современного общества. Они позволяют кратко передавать большой объем информации и широко применяются как в науке, так и в быту (рисунки и значки на бытовой технике, одежде и т. п.).На протяжении всей своей истории человечество использовало знаки и символы, которые помогали различать, узнавать, понимать, предупреждать и информировать, передавать различные идеи. Словом «символ» обозначается метка, предмет, графическое изображение или жест, передающие какое-либо специфическое недвусмысленное сообщение, например: «Опасность!», «Курить запрещено!». Символ – условный знак какого-либо понятия, чего-то отвлеченного. Так, изображение совы является символом мудрости.
Многие символы вобрали в себя как древнейшие, так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать. Общепринятая система символов позволяет устанавливать связь между людьми, побуждает к коллективным действиям. До сих пор люди сражаются и умирают под эмблемами и знаменами, имеющими символическое значение.
2. Чтение текста учебника (с. 34–35).
3. Работа с иллюстрациями учебника (с. 34–35).
– Что хотели рассказать при помощи символов авторы наскальных рисунков?
– Найдите символы знаний, дружелюбия, славы, мира. Р.1
П.2
К.2
Л.2
П.3
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником Просмотр презентации «Знаки, символы, обереги в системе культуры и искусства».
П.2
Р.2
Л.1
6. Первичное закрепление
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы. – Выполните задание 1 на с. 35 учебника. Проверьте правильность выполнения задания по справочнику.
Выполнение задания 2 на с. 35 учебника.
К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание выполнить задания 24, 25 на с. 15 рабочей тетради 1; подготовиться к проектной деятельности по с. 40–41 учебника.
П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. – Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания
Л.1
Урок:№51
Дата: 17.03.2015г.
Тема урока: Обобщающий урок по теме «Природные сообщества».
Цель урока: обобщить знания учащихся о природных сообществах.
Задачи:
образовательная: формировать умения устанавливать взаимосвязи в природных сообществах, анализировать их сходные и отличительные черты;
развивающая: развивать познавательный интерес к предмету;
воспитательная: формировать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру работы в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: (Л)
1) способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
2) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Регулятивные: (Р)
1) уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;
2) уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: (П)
1) ориентироваться в своей системе знаний;
2) развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.
3) строить сообщения в устной форме
Коммуникативные: (К)
1) оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
2) формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога.
Оборудование: учебник, презентация, физическая карта РФ, тесты
Технология и методы обучения: групповая работа, форма проведения урок-КВН
Тип урока: урок рефлексии
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Л.2
2. Актуализация
учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Актуализирует знания учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока С л о в о с и н о п т и к а м.
Ÿ В марте день с ночью меряется, равняется.
Ÿ В марте зима и сзади, и спереди.
Ÿ В марте мороз скрипуч, да не жгуч.
Беседа про природные сообщества.
- Что такое сообщество?
- Какие природные сообщества вы знаете? (лес, луг, водоем, поле)
- отгадайте загадки и поместите названные предметы в нужное сообщество.
Я из крошки – бочки вылез
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (дуб)
Скачет завирушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар и мушка. (лягушка)
Маленькие зверьки – серенькие шубки,
Чёрненькие глазки, остренькие зубки. (мыши)
На лужайке жарко стало
Дремлет каждая травинка.
Звонко вдруг застрекотала
Швейная машинка.
Сгорбив худенькие спинки,
Подымая плечики,
На невидимой машинке
Шьют в траве … (кузнечики) 4. Первичное усвоение новых знаний, сообщение темы урока.
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуацииСообщение учителем темы урока (урок-КВН) работа по плану:
1.Найди ошибки
2. «Экологи» конкурс капитанов (нарисуй знак)
3. Пищевые цепочки
4.Найди слово
5.Экологические задачи
6.Типография
7.Эколгическая культура 5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником Работа в группах.
Вспомните правила работы в группе.
Правила сотрудничества в группе:
Работать дружно, выслушивать каждого, не ссориться, подготовить отвечающего.
Общаться вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе - обсуждение прекратить.
Отвечать чётко, кратко.
Члены группы могут дополнить ответ.
Правила этикета при работе в группах:
Терпеливость
Доброжелательность
Вежливость
От твоей работы зависит общий результат работы в группе П.2
Р.2
Л.1
6. Обобщение пройденного материала
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала
Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения, выслушивают мнения одноклассников, приходят к выводу 1. Н а й д и о ш и б к и.
Каждая группа получает задание: текст, описывающий поле, луг, озеро. В каждом тексте допущена ошибка. Задача – найти ошибку; в данном тексте подчеркнуть названия растений и животных, соответствующих данному сообществу.
1-я г р у п п а.
Выходя за деревню, видишь огромные пространства, засеянные культурными растениями, такими как рожь, пшеница, овес, ячмень, гречиха. Высокая, густая рожь – это в своем роде лес. Здесь живут птицы и звери. Вот над рожью летают полевые луни. Целый день они заняты тем, что летают над хлебами, отыскивая мышей, хомяков, и истребляют их в большом количестве. Вот канюк поймал суслика. Солнце уже давно село, потухает короткая летняя зорька, какие-то тени видны над рожью. Это совы вылетели на охоту. Целую ночь они будут ловить мышей и полевок. Трудна их работа.
Но во ржи живет множество таких мелких животных, которые страшнее грызунов. Это насекомые – вредители поля: слизни, тля, дождевые черви, гусеницы. Однако у зерновых есть друзья, которые их берегут. Это насекомоядные зверьки (землеройки, ежи), насекомоядные птицы, жабы.
(Ошибка – дождевые черви полезные.)
2-я г р у п п а.
Сколько здесь трав! Наиболее часто встречаются тимофеевка, мятлик, ежа. Всякие есть цветы: белые, красные, желтые, лиловые. У каждого цветка, у каждой травинки есть свои названия. Белая ромашка, одуванчик, красный клевер, мышиный горошек, нивяник, аистник, колокольчик, луговой василек. Какие красивые цветы! В цветках копошатся шмели, пчелы, мухи. С цветка на цветок порхают бабочки. В воздухе кружатся стрекозы. А внизу на земле бесчисленное множество жуков и муравьев. Благодаря зеленой окраске трудно различить среди травянистых растений кузнечиков. Только раздающееся стрекотание выдает их присутствие. Обилие растительной пищи и насекомых привлекает сюда птиц.
(Ошибка – аистник.)
3-я г р у п п а.
У самых берегов возвышаются стройные заросли рогоза с темно-коричневыми початками на верхушках стеблей. Недалеко от него тростник покачивает своими густыми метелками темно-фиолетовых колосков. Здесь же можно увидеть скопление камыша и мятлика.
По крупным белым цветкам и округлым блестящим листьям, плавающим по воде, мы узнаем одно из самых красивых растений – кувшинку. Цветки ее целый день поворачиваются за солнцем, а вечером закрываются и опускаются в воду. Летом поверхность воды полностью затягивается зеленым покровом ряски. Есть растения, которые полностью погружены в воду. Из них наиболее часто встречается элодея. Здесь много водорослей.
Среди прибрежных животных обитает много стрекоз. Они схватывают на лету мух, комаров и других насекомых. По гладкой водной поверхности скользит клоп-водомерка. Типичный обитатель здешних мест – жук-плавунец – прожорливый хищник, поедает головастиков и мальков рыб.
(Ошибка – мятлик.)
2. Э к о л о г и.
От каждой группы участвуют по два человека. В течение 5 мин придумывают и рисуют знак «Охрана луга (поля, озера)».
3. П и щ е в ы е ц е п о ч к и.
Пока работают экологи, остальные учащиеся составляют по 3 пищевые цепочки из 3, 4, 5 звеньев.
1-я г р у п п а (поле):
капуста → тля → божья коровка;
капуста → гусеница → жаворонок → орел;
свекла → тля → лягушка → змея → коршун.
2-я г р у п п а (луг):
тимофеевка → кузнечик → коростель;
луговой василек → бабочка → трясогузка → змея;
растение → муха → стрекоза → трясогузка → коршун.
3-я г р у п п а:
водоросли → карась → щука;
камыш → комар → стрекоза → лягушка;
рогоз → комар → лягушка → уж → цапля.
4. Н у - к а п р о ч и т а й!
Учащиеся каждой группы должны прочитать названия растений и животных. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы. Затем определить, к какому сообществу они относятся, и написать.
к л э в а г о а р э ш в г у л нм е ж я г е у т ж а у а л и г к
п р л а н п ю р а т у и н у к коршун
мятлик
лютик луг
и п я р т ч и а п м у е т н р ь а у
н т х р а о ж а т м ж р я н к
о к а п в т а с р п ю к т г рячмень
хомяк
овсюг поле
к е с т а п с м е р ы т п р шт э ш р а к т л ш о р д и е а я к и
п д у е т б д с у к о е а т р б о ькамыш
элодея
пескарь озеро
5. Э к о л о г и ч е с к и е з а д а ч и.
Каждая группа получает задание решить задачи.
1-я г р у п п а.
Размножаемость сорных растений очень велика. Одно растение в год дает зерен: ржаной костер – 1420, василек – на 5260 больше, а полевой осот – на 12920 больше, чем василек. Сколько зерен в год дает одно растение каждого из указанных сорняков?
(Василек: 1420 + 5260 = 6680; осот: 6680 + 12920 = 19600.)
2-я г р у п п а.
За лето одна сова уничтожает до 1000 полевых мышей, а одна полевая мышь съедает 1 кг зерна. Сколько килограммов зерна за лето сохранят 2 совы, 20 сов?
1) 1 × 1000 = 1000 (кг) – съедят 1000 мышей.
2) 1000 × 2 = 2000 (кг) – сохранят 2 совы.
3) 1000 × 20 = 20000 (кг) – сохранят 20 сов.
3-я г р у п п а.
Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту вытекает 8 литров воды – целое ведро! А сколько вытечет чистой воды в канализацию за перемену, которая длится 10 минут? За 1 час?
1) 8 × 10 = 80 (л) – за 10 минут.
2) 8 × 60 = 480 (л) – за 1 час.
6. Т и п о г р а ф и я.
Каждая команда получает карточки с буквами:
с о в а р л м у х е й к о п ж в н.
Каждый учащийся получает одну карточку с буквой. Учитель читает загадку, а дети, отгадав ее, стараются встать в ряд так, чтобы можно было прочитать отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово.
Ÿ Ночь, как смоль, черным-черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает... (сова).
Ÿ Она мешает отдыхать,
Работать, есть, гулять и спать,
Продукты загрязняет,
По комнате летает,
Жужжит у вас над ухом.
Конечно, это... (муха).
Ÿ Это что за кровосос?
Нос, как колющий насос.
С виду скромный, сероватый,
Но коварный, плутоватый.
Ты гони его, гони
И ладошками лови.
Укусил! Бросает в жар!
Ух! Бессовестный... (комар).
Ÿ Был крупинкой золотой,
Стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило. (Колос.)
Ÿ Полезла букашка
По большой ромашке,
Но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
Угадайте, дети,
Кто расставил сети? (Паук.)
7. Э к о л о г и ч е с к а я к у л ь т у р а.
Каждая команда получает задание – ситуация поведения в природе, которую необходимо обсудить. Команды по порядку рассуждают.
1) Шум на лугу.
Ты любишь слушать музыку и взял с собой магнитофон. Ты идешь по лугу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?
2) Гнездо.
Заметил ли ты, что за тобой следом перелетает жаворонок? Не заметил? Тебе кажется, что ты идешь по полю бесшумно. Но для полевых жителей твое появление – целое событие. Десятки настороженных глаз наблюдают за тобой. Вот ты заметил в траве гнездо. Что ты сделаешь?
3) Птенец.
Ты идешь по берегу озера и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит, ждет, когда его накормят. Что ты сделаешь? К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание Выполнить в печатной тетради стр37-39 №82-86 П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. а) Что нового узнал на уроке?
- Заполните индивидуальные карточки-оценки , которые лежат на картах. Вспомните свои впечатления на уроке.
1.Закончи предложение:
-Я чувствовал(а) себя________________________(уверенно, неуверенно).
-Я работал(а) с _____________________(хорошим, плохим) настроением.
-Я (доволен, не очень доволен)_______________________________собой.
-Я бы хотел стать ___________________(более уверенным, более решительным, более догадливым).
Спасибо за работу.
Л.1
Урок:№ 18
Дата: 12.11.2015г.
Тема урока: Солнечная система, ее состав. Солнце- ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.
Цель урока: способствовать формированию научных представлений о Солнечной системе, ее составе; создать условия для развития творческих способностей, раскрытия содержания понятий «звезда», «планета»; содействовать формированию навыка работать со схемами.
Задачи :
образовательная: познакомить с научными знаниями о Солнечной системе;
развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать  логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание; воспитательная: воспитывать любознательность у учащихся, бережное отношение к своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимают значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
называют планеты Солнечной системы;
отличают планету от звезды;
называют планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс; рассказывают о нашей планете – Земле, ближайшей звезде – Солнце, спутнике Земли – Луне.
Личностные:
проявляют положительное отношение к учебе как интеллектуальному труду;
имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».
Метапредметные:
Регулятивные:
самостоятельно адекватно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы;
развивают и тренируют свою наблюдательность;
планируют свое участие в проектной деятельности.
Познавательные:
понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимают значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользуются справочником, помещенным в учебнике.
Коммуникативные:
сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
понимают и передают содержание прочитанных текстов;
слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Оборудование: учебник, иллюстрации.
Технология и методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, групповая работа, работа в парах
Тип урока: открытие новых знаний.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку -Улыбнитесь, подтянитесь и за знания беритесь. Л.2
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Мотивирует учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Л.1
К.2
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Отвечают на вопросы.
– Посмотрите на рисунок на с. 48 учебника. Что вы на нем видите? (Это планеты Солнечной системы.)
– Что такое планета?
П.1
Р.2К.1
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуации– На сегодняшнем уроке вы получите научные представления о Солнечной системе, ее составе, узнаете о различии между планетой и звездой.
Р.1
П.2
К.2
Л.2
П.3
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником 1. Различия между планетой и звездой.
– Солнце и планеты имеют сходство: они шарообразные и непрерывно движутся. Вместе с тем, Солнце и планеты существенно отличаются друг от друга: Солнце – раскаленное небесное тело, излучающее большое количество света и тепла; планеты не раскалены и не светятся, а только отражают свет Солнца.
Солнце по сравнению с планетами имеет огромные размеры.
Планеты находятся на разном расстоянии от Солнца и движутся вокруг него по своим орбитам.
2. Солнечная система и ее состав.
Просмотр презентации 1.
– Многие ученые считают, что Солнечная система возникла из огромного облака космической пыли и газов около 5 миллиардов лет назад. Сначала в центре облака сформировалось Солнце, а из скопления газов вокруг него возникли планеты Солнечной системы.
Солнечная система состоит из множества небесных тел. Центральное место в ней занимает Солнце, вокруг которого движутся планеты: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.
Планеты, ближе всего расположенные к Солнцу, – Меркурий, Венера, Земля и Марс – имеют много общего. Они невелики по размерам и массе, у них мало спутников (только один у Земли и два у Марса), у Венеры и Меркурия спутников вообще нет. Астрономы выделяют эти планеты под общим названием «планеты земной группы» или «внутренние планеты».
Другую группу планет составляют «внешние» планеты. К ним относятся Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун имеют гигантские размеры (особенно Юпитер). У каждой из этих планет-гигантов много спутников, все они окружены тонкими кольцами, но с Земли в телескоп эти кольца видны только у Сатурна.
Юпитер – самая большая планета Солнечной системы, ее поперечник превосходит поперечник Земли в 11 раз. Один оборот вокруг Солнца Юпитер совершает почти 12 земных лет, зато вокруг своей оси он вращается с огромной скоростью – меньше 10 земных часов.
Плутон – небольшая планета (меньше Луны), самая удаленная от Солнца. Один полный оборот вокруг Солнца эта планета совершает за 250 земных лет.
3. Падающие звезды. Кометы.
В межпланетном пространстве с огромной скоростью движутся мельчайшие твердые частицы. Попадая в земную атмосферу, они встречают сопротивление воздуха, нагреваются и сгорают. Эти раскаленные светящиеся частицы мы и наблюдаем в виде проносящейся по небу «падающей» звезды – метеора.
П.2
Р.2
Л.1
6. Первичное закрепление
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы. Выполнение задания 30 на с. 31 рабочей тетради 1, заданий 1–6 на с. 49 учебника.
– Выполните задание 34 на с. 33 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
Игра-презентация «Планеты Солнечной системы».
– Называйте планеты, на которые указывает стрелка. Если забыли название планеты, нажмите на подсказку.
К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание подготовить пересказ текста на с. 48–49, выполнить задание 32 на с. 32 рабочей тетради 1.
П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. – Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Л.1
Урок:№20
Дата: 14.11.2015г.
Тема урока: Солнечная система.
Цель урока: способствовать формированию научных представлений о Солнечной системе, ее составе; создать условия для ознакомления с кометами и метеоритами, развития творческих способностей; содействовать формированию навыка работы со схемами.
Задачи:
образовательная: формировать умения о Солнечной системе, ее составе.
развивающая: развивать познавательный интерес к предмету;
воспитательная: формировать навыки коммуникативного общения, воспитывать культуру работы в группах.
Планируемые результаты:
Предметные:
называют планеты Солнечной системы;
отличают планету от звезды.
Личностные:
проявляют устойчивый интерес к изучению курса «Окружающий мир»;
умеют оценивать трудность предлагаемого задания;
имеют адекватную самооценку.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания;
оценивают выполнение задания по следующим параметрам:
выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные:
понимают информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника;
понимают значение справочников, словарей, энциклопедий;
пользуются справочником, помещенным в учебнике.
Коммуникативные:
сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
понимают и передают содержание прочитанных текстов;
слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре.
Оборудование: учебник, презентация.
Технология и методы обучения: фронтальный опрос, работа в парах.
Тип урока: урок рефлексии
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Прозвенел звонок веселый.
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем. Л.2
2. Актуализация
учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Актуализирует знания учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока – Существует поверье: увидел падающую звезду, загадай желание, и оно обязательно исполнится.
– Приходилось ли вам видеть падающие звезды?
4. Первичное усвоение новых знаний, сообщение темы урока.
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуации– Сегодня на уроке мы узнаем, что же это за падающие звезды и действительно ли они падают.
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником 1. Ознакомление с метеорами.
Чтение текста «Падающие звезды» на с. 50 учебника.
– Что же это за падающие звезды, и действительно ли они падают? (Это небольшие предметы твердого происхождения, похожие на камешки, прилетающие из космоса, метеоры.)
– Рассмотрите рисунки на с. 50 учебника.
2. Информационный поиск.
Выполнение задания 2 на с. 50 учебника.
3. Ознакомление с кометами.
Чтение текста «Падающие звезды» на с. 51. учебника.
4. Работа с рисунками (с. 51 учебника). П.2
Р.2
Л.1
6. Обобщение пройденного материала
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала
Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы, доказывают свою точку зрения, выслушивают мнения одноклассников, приходят к выводу Выполнение задания 1 на с. 50 учебника, задания 1 на с. 51 учебника.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).
– Выполните задание 33 на с. 33 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Просмотр презентации «Кометы и метеоры». К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание Домашнее задание: выполнить задание 1 на с. 3 рабочей тетради 1, задание 2 на с. 51 учебника.
П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. – Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать? Л.1
Урок:№20
Дата: 19.11.2015г.
Тема урока: Естественный спутник Земли – Луна.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся научного представления о естественном спутнике Земли – Луне; содействовать развитию интеллектуальных способностей учащихся, их творческой инициативы, навыков сотрудничества.
Задачи : образовательная: познакомить учащихся со спутником Земли;
развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать  логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание; воспитательная: воспитывать любознательность у учащихся, бережное отношение к своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные:
рассказывают о нашей планете – Земле, ближайшей звезде – Солнце, спутнике Земли – Луне.
Личностные:
имеют положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир»;
положительно относятся к учебе как интеллектуальному труду.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
ставят учебную задачу под руководством учителя;
намечают план выполнения заданий на уроках;
осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания;
оценивают выполнение задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Познавательные:
осуществляют анализ (описание) объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
выделяют необходимую информацию из учебных и научно-популярных текстов;
пользуются справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта.
Коммуникативные:
сотрудничают с одноклассниками при выполнении заданий;
понимают и передают содержание прочитанных текстов;
слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, ставят вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в паре;
сотрудничают со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Оборудование: учебник, рисунки
Технология и методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, групповая работа, работа в парах
Тип урока: открытие новых знаний.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Л.2
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Мотивирует учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока Прозвенел звонок и смолк –
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пусть сегодня вам везет.
За знаниями, вперед!
Л.1
К.2
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Отвечают на вопросы.
– Найдите в словаре объяснение термина «спутник».
– Сегодня на уроке мы узнаем о единственном естественном спутнике Земли. Тема урока: «Спутник Земли – Луна».
П.1
Р.2К.1
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуацииРассказ учителя о естественном спутнике Земли – Луне.
1. Луна, единственный естественный спутник Земли и ближайшее к нам небесное тело.
2. Движение Луны.
Луна движется вокруг Земли со средней скоростью 1,02 км/с по приблизительно эллиптической орбите в том же направлении, в котором движется подавляющее большинство других тел Солнечной системы, то есть против часовой стрелки, если смотреть на орбиту Луны со стороны Северного полюса мира. Большая полуось орбиты Луны, равная среднему расстоянию между центрами Земли и Луны, составляет 384 400 км (приблизительно 60 земных радиусов). Период обращения Луны вокруг Земли, звездный месяц равен 27,32166 суток.
– Посмотрите на верхний рисунок на с. 56 учебника.
1) Форма Луны.
Форма Луны очень близка к шару с радиусом 1737 км, что равно 0,2724 экваториального радиуса Земли. Площадь поверхности Луны составляет 3,8 × 107 кв. км (3/40 земной), а объем – 2,2 × 1025 куб. см (1/49 объема Земли). Масса Луны в 81,3 раза меньше массы Земли.
2) Фазы Луны.
Луна не дает света, а отражает свет солнца, поэтому видна только та ее часть, куда падают солнечные лучи, либо непосредственно, либо отраженные Землей. Этим объясняются фазы Луны. Каждый месяц Луна, двигаясь по орбите, проходит примерно между Солнцем и Землей и обращена к нам своей темной стороной, это время называют новолунием. Через один-два дня после этого на западной части неба появляется узкий яркий серп молодой Луны. Остальная часть лунного диска бывает в это время слабо освещена Землей, повернутой к Луне своим дневным полу-шарием; это слабое свечение Луны ‒ так называемый пепельный свет Луны. Через 7 суток Луна отходит от Солнца на 90°; наступает первая четверть, когда освещена ровно половина диска Луны и терминатор, то есть линия раздела светлой и темной стороны, становится прямым. В последующие дни терминатор становится выпуклым, вид Луны приближается к светлому кругу, и через 14‒15 суток наступает полнолуние. Затем западный край Луны начинает ущербляться; на 22-е сутки наблюдается последняя четверть, когда Луна опять видна полукругом, но на сей раз обращенным выпуклостью к востоку. Если новолуние случается вблизи одного из узлов лунной орбиты, происходит солнечное затмение, а полнолуние близ узла сопровождается лунным затмением. Легко наблюдаемая смена фаз Луны послужила основой для ряда календарных систем.
3) Поверхность Луны.
Поверхность Луны довольно темная, она отражает в среднем лишь 7,3 % световых лучей Солнца. Даже невооруженным глазом на Луне видны неправильные темноватые протяженные пятна, которые были приняты за моря. Название это сохранилось, хотя и было установлено, что данные образования ничего общего с земными морями не имеют. Телескопические наблюдения, которым положил начало в 1610 г. Галилей, позволили обнаружить гористое строение поверхности Луны. Выяснилось, что моря ‒ это равнины более темного оттенка, чем другие области, иногда называют континентальными (или материковыми), изобилующие горами, большинство которых имеет кольцеобразную форму (кратеры).
– Рассмотрите рисунок на с. 57 учебника.
Рельеф лунной поверхности был в основном выяснен в результате многолетних телескопических наблюдений. «Лунные моря», занимающие около 40 % видимой поверхности Луны, представляют собой равнинные низменности, пересеченные трещинами и невысокими извилистыми валами; крупных кратеров на морях сравнительно мало. Многие моря окружены концентрическими кольцевыми хребтами. Остальная, более светлая поверхность покрыта многочисленными кратерами, кольцевидными хребтами, бороздами и так далее. В образовании форм лунного рельефа принимали участие как внутренние силы, так и внешние воздействия. Вскоре после ее образования недра были разогреты радиоактивным теплом и в значительной мере расплавлены, что привело к интенсивному вулканизму на поверхности. В результате образовались гигантские лавовые поля и некоторое количество вулканических кратеров, а также многочисленные трещины, уступы и другое. Вместе с этим на поверхность Луны на ранних этапах выпадало огромное количество метеоритов и астероидов ‒ остатков протопланетного облака, при взрывах которых возникали кратеры ‒ от микроскопических лунок до кольцевых структур поперечником во много десятков, а возможно и до нескольких сотен километров. Из-за отсутствия атмосферы и гидросферы значительная часть этих кратеров сохранилась до наших дней. Сейчас метеориты выпадают на Луну гораздо реже; вулканизм также в основном прекратился, поскольку Луна израсходовала много тепловой энергии, а радиоактивные элементы были вынесены во внешние слои Луны.
3. Новый этап исследования Луны.
Новый этап исследования Луны начался в 70-х годах с запуском к Луне первых автоматических межпланетных станций АМС «Луна», «Зонд». 21 июля 1969 на Луне впервые высадились люди ‒ американские космонавты Н. Армстронг и Э. Олдрин, доставленные туда космическим кораблем «Аполлон-11». В январе 1973 АМС «Луна-21» доставила в кратер Лемонье (Море Ясности) «Луноход-2» для комплексного исследования переходной зоны между морским и материковым районами. «Луноход-2» работал 5 лунных дней (4 месяца), прошел расстояние около 37 км3. Р.1
П.2
К.2
Л.2
П.3
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником Выполнение задания 1 на с. 3 рабочей тетради 1, заданий 1–4 на с. 57 учебника.
П.2
Р.2
Л.1
6. Первичное закрепление
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы. – Выполните задание 36 на с. 34 рабочей тетради 1. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
Выполнение задания 37 на с. 34 рабочей тетради 1, задания 5 на с. 57 учебника.
К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание выполнить задание 6 на с. 57 учебника.
П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. – Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Л.1
Урок:№21
Дата: 21.11.2015г.
Тема урока: Способы познания мира.
Цель урока: способствовать формированию представления о Земле как планете; создать условия для развития умений сравнивать, обобщать, делать выводы; содействовать формированию представления о значении Солнца для жизни на Земле.
Планируемые результаты:
Предметные:
рассказывают о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца, изображении Земли на карте полушарий, внутреннем строении Земли.
Личностные:
проявляют положительное отношение и интерес к изучению природы;
имеют способность к самооценке, положительную мотивацию к изучению курса «Окружающий мир».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
следуют при выполнении заданий инструкциям учителя;
осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные:
находят необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимают информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты.Коммуникативные:
понимают и передают содержание прочитанных текстов;
слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу.
Оборудование: учебник, рисунки
Технология и методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, работа в парах
Тип урока: открытие новых знаний.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Л.2
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Мотивирует учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока Быстренько проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
– Сегодня на уроке мы получим ответ на этот вопрос и узнаем еще много интересного про нашу планету.
Л.1
К.2
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Отвечают на вопросы.
– Что такое звезда?
– Чем планеты отличаются от звезд?
– Какие звезды и планеты входят в состав Солнечной системы?
– Какое значение имеет Солнце для жизни на Земле?
– Солнце – это звезда или планета?
– А Земля?
– Землю называют голубой планетой. Почему?
П.1
Р.2К.1
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуации1. Работа с рисунками (с. 53 учебника).
– Посмотрите на изображение нашей планеты. Так она выглядит из космоса. Как вы видите, Земля действительно голубого цвета. Как вы думаете, почему?
2. Поиск текста, содержащего ответ на вопрос.
– Прочитайте текст на с. 53 и найдите ответ на этот вопрос. (Большая часть нашей планеты покрыта водой морей и океанов.)
– Что за коричневые и зеленые пятна видны на поверхности нашей планеты? (Суша.)
3. Чтение текста с комментированием.
– Прочитайте 1-й абзац текста. О чем в нем говорится?
– Прочитайте 2-й абзац текста. Что вы узнали о движении Земли?
– О чем говорится в 3-м абзаце? Прочитайте.
– Прочитайте последний абзац на с. 52.
– Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 52 и сопоставьте форму и размеры Земли и Солнца.
Р.1
П.2
К.2
Л.2
П.3
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником – Почему Землю нельзя назвать звездой?
– Почему Землю называют голубой планетой?
– Какое место занимает Земля в Солнечной системе?
– Какие планеты являются ее ближайшими «соседями»?
Выполнение задания 1 на с. 3 учебника.
П.2
Р.2
Л.1
6. Первичное закрепление
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы. – Выполните тест.
1) Какую форму имеет Земля?
а) Треугольника;
б) квадрата;
в) шара.
2) Почему Землю называют «голубой планетой»?
а) Поверхность покрыта водой морей и океанов;
б) покрашена синей краской;
в) покрыта льдами.
3) Какая по счету Земля от Солнца?
а) 7;
б) 3;
в) 5.
– Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
Выполнение заданий 4, 5 на с. 53 учебника.
К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание подготовить пересказ текста на с. 54.
П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. – Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Л.1
Урок: №
Дата: 14.01.16
Тема урока: Тела и вещества.
Цель урока: создать условия для формирования представления о телах и их разнообразии, развития наблюдательности и внимательности, умения работать со схемами; содействовать формированию умения работать в группе.
Задачи :
образовательная: познакомить с научными знаниями о телах и веществах
развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать  логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание; воспитательная: воспитывать любознательность у учащихся, бережное отношение к своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные: различают естественные и искусственные тела; приводят примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; осуществляют сравнение, классификацию объектов; делают выводы.
Коммуникативные: умеют строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Образовательные ресурсы: презентация (картинки с изображением капли воды, кувшина, стакана).
Оборудование: учебник, иллюстрации.
Технология и методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, групповая работа, работа в парах
Тип урока: открытие новых знаний.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку -Улыбнитесь, подтянитесь и за знания беритесь. Л.2
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Мотивирует учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока – Здравствуйте, ребята. Устраивайтесь поудобнее. Наведите порядок на своих столах, чтобы вам ничего не мешало работать. Сегодня на уроке мы с вами побываем в роли ученых, и, как самые настоящие ученые, откроем для себя очень много нового и интересного.
Л.1
К.2
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Отвечают на вопросы.
– Кто из вас знает, что такое тело? Приведите примеры. А можно ли назвать телом машину, белку, рыбу, куклу?
П.1
Р.2К.1
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуации1. Формирование представления о телах и их разнообразии.
– При помощи чего мы изучаем окружающий мир? (Книги, радио, телевидение, газеты, органы чувств.)
– Когда мы изучаем окружающий мир, то исследуем много объектов и предметов. Все они разные. А что значит «разные»? (Они отличаются по форме, цвету, расположению, материалу и т. д.)
2. Игра.
– Я называю слово, а вы говорите, что себе представили: вода. (Ручей, море, дождь, река, вода из крана.)
– Капля воды. (Описывают каплю.)
Слайд 1 (или картинка) с изображением капли воды.
– Глина. (Кирпич, кувшин, игрушка.)
– Глиняный кувшин. (Описывают предмет.)
Слайд 2 (или картинка) с изображением кувшина.
– Стекло. (Окно, дверь со стеклом.)
– Стеклянный стакан. (Описывают предмет.)
Слайд 3 (или картинка) с изображением стакана.
– Когда вы точно представляли предмет и его очертания: когда я говорила «стекло», «глина», «вода» или «стакан», «кувшин», «капля воды»? (О капле, кувшине, стакане.)
Слайд 4 (или картинка) с изображением трех предметов вместе.
– Ученые называют предметы телами. Тела имеют форму, очертания.
Р.1
П.2
К.2
Л.2
П.3
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником 3. Различие живых и неживых тел природы и изделий.
– На какие две группы вы можете разделить тела, изображенные на рисунке?
– Прочитайте, что пишут об этом ученые, в учебнике на с. 6.
– Рассмотрите тела, изображенные на рисунках на с. 7. Как их называют ученые?
– Какой вывод мы можем сделать?
П.2
Р.2
Л.1
6. Первичное закрепление
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы. – Как вы поняли, что ученые называют телами?
– Все предметы, которые нас окружают называют словом «тела».
– Посмотрите на рисунок на стр. 6. Назовите тела, изображенные на рисунке.
– Назовите тела, которые есть в нашем классе.
– Назовите тела, которые есть у вас дома.
– Назовите тела, которые есть на улице.
– Назовите известные вам изделия.
– Выполните задание 2 на с. 7 учебника, ответы на вопросы запишите в тетради на с. 4 (задание 2).
– Какой результат у вас получился?
К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание – Выполните задание 1 на с. 3 вашей тетради. Проверьте, правильно ли вы справились с заданием, по образцу (слайд или картинка с правильным вариантом выполненного задания).
П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. – Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Л.1
Урок: №
Дата: 16.01.16
Тема урока: Тела и вещества.
Цель урока: создать условия для формирования представления о телах и их разнообразии, развития наблюдательности и внимательности, умения работать со схемами; содействовать формированию умения работать в группе.
Задачи :
образовательная: познакомить с научными знаниями о телах и веществах
развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать  логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание; воспитательная: воспитывать любознательность у учащихся, бережное отношение к своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные: различают естественные и искусственные тела; приводят примеры тел и веществ, живых и неживых тел природы и изделий.
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную учителем; учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные: добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач; осуществляют сравнение, классификацию объектов; делают выводы.
Коммуникативные: умеют строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.
Образовательные ресурсы: презентация (картинки с изображением капли воды, кувшина, стакана).
Оборудование: учебник, иллюстрации.
Технология и методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, групповая работа, работа в парах
Тип урока: открытие новых знаний.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку -Улыбнитесь, подтянитесь и за знания беритесь. Л.2
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Мотивирует учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока Прозвенел звонок веселый.
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
– Что может нам пригодиться для успешной работы? (Внимание, терпение, дисциплина, желание узнать много нового.)
Л.1
К.2
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Отвечают на вопросы.
На столе лежат предметы из резины, дерева и пластмассы: резиновые перчатки, резиновый мяч, карандаш, спички, пластмассовый стакан и пластмассовая рамка для фотографии.
– Перед вами лежат различные тела. Что их объединяет? (Это изделия.)
– Разделите их на три группы.
– У вас получились разные варианты ответов. Какой же из них правильный? Ответить на мой вопрос вы сможете, изучив тему сегодняшнего урока. П.1
Р.2К.1
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуации1. Ознакомление с понятием «вещество».
– Рассмотрите рисунки на с. 8 учебника.
– Что вы видите на первом рисунке? (Капля воды, лужа.)
– И капля воды, и лужа состоят из воды.
– Что вы видите на втором рисунке? (Сахар в ложке и кусочек сахара.)
– И сахар-песок, и кусочек сахара состоят из сахара. Вода и сахар – это вещества.
– Найдите в учебнике на с. 8 ответ на вопрос, что же такое вещество.
– Вода – вещество, капля воды – тело природы. Сахар – вещество, кусочек сахара – изделие.
– В чем отличие тела и вещества? Найдите ответ на вопрос в учебнике на с. 8. (Тело имеет форму, а вещество нет.) Р.1
П.2
К.2
Л.2
П.3
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником 2. Работа в группах.
– Назовите тела, которые лежат у вас на столе. Исследуйте их. Расскажите, чем они отличаются?
1-я группа: две воронки – стеклянная и пластмассовая.
– Отличаются цветом, а также материалом: одна сделана из стекла, другая из пластмассы.
Вывод: Эти тела изготовлены из разных веществ.
2-я группа: стеклянные воронка и стакан.
Вывод: Тела разные, изготовлены из одного и того же вещества.
3-я группа (задание дано на карточке): найти в классе разные тела, которые сделаны из одного вещества.
– Кувшин и горшки с цветами – из глины, шкафы и стулья – из дерева.
Вывод: каждое тело состоит из веществ. Разные тела могут состоять из одного и того же вещества.
4-я группа: ложки – железная и деревянная, резиновый мяч.
– Из каких веществ они изготовлены?
Вывод: Тела могут состоять из разных веществ П.2
Р.2
Л.1
6. Первичное закрепление
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы. 3. Ознакомление с тремя состояниями веществ.
– Посмотрите на экран монитора (или на доску).
Открывается слайд № 1; на столах у каждой группы лежат карточки со словами «стекло», «камень», «вода», «дым», «пар», «молоко».
– Распределите слова на 3 группы.
– Как вы распределили слова?
Открывается слайд № 2 с верным вариантом ответа или запись на доске.
СтеклоВодаДым
КаменьМолокоПар
– По какому признаку вы так распределили слова? (Жидкие, твердые, газообразные вещества.)
Вывод: Вещества могут быть в твердом, жидком или газообразном состояниях. (Слайд № 3 – схема трех состояний веществ.)
– Некоторые вещества могут быть во всех трех состояниях.
К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание – Выполните в тетради задание 3 на с. 4.
– Распределите в две колонки названия тел и веществ (по материалам сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов»).
П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. – Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Л.1
Урок: №
Дата: 25.02.16
Тема урока: В березовой роще
Цель урока: способствовать ознакомлению с влиянием одних растений на другие, растений на животных на примере березового леса; создать условия для развития умений характеризовать окружающую среду, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
Задачи :
образовательная: познакомить с научными знаниями о растительном и животном мире рощи.
развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать; развивать  логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание;
воспитательная: воспитывать любознательность у учащихся, бережное отношение к своей страны.
Планируемые результаты:
Предметные:
1)понимают, что такое окружающая среда;
2)приводят примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе.
Личностные:
внимательно и бережно относятся к природе родного края, понимают важность соблюдения правил экологической безопасности.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные:
1)понимают свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
2)осуществляют само- и взаимопроверку работ, корректируют выполнение задания.
Познавательные:
1)понимают информацию, представленную на страницах учебника;
2)осуществляют описание объектов природы.
Коммуникативные:
1)понимают и передают содержание прочитанных текстов;
2)слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения.
Оборудование: учебник, иллюстрации.
Технология и методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, работа в парах
Тип урока: открытие новых знаний.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку -Улыбнитесь, подтянитесь и за знания беритесь. Л.2
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Мотивирует учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока – Вы очень хорошо поработали на прошлом уроке. Сегодня есть возможность узнать еще больше нового и интересного. Для этого необходимо ваше желание и хорошее настроение. Поднимите вверх картинки с веселой или грустной рожицей, и я увижу, у кого хорошее настроение и кто готов отправиться со мной в увлекательное путешествие.
– Я очень рада, что настроение у вас хорошее. Желаю вам успехов и приглашаю всех в увлекательное путешествие.
Л.1
К.2
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Отвечают на вопросы.
– Для того чтобы мы могли продолжить наше путешествие, нужно проверить, хорошо ли вы поняли материал, изученный на прошлом уроке.
Тест по теме «Бабочки и жуки»
1. Чем покрыто тело бабочки?
а) Красивой кожей;
б) мельчайшими чешуйками;
в) перьями.
2. Сколько крыльев у бабочки?
а) Два;
б) четыре;
в) у всех по-разному.
3. Чем отличаются крылья жуков и бабочек?
а) У бабочек красивые крылья, а у жуков нет.
б) У бабочек большие крылья, а у жуков маленькие.
в) У жуков и у бабочек по 4 крыла, но у жуков 2 жесткие, а 2 мягкие.
Анализ теста, обсуждение ошибок.
– Я вижу, что вы усвоили предыдущий материал, значит, мы можем продолжать наше путешествие.
П.1
Р.2К.1
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуации– О чем будем говорить сегодня на уроке?
– Сегодня на уроке мы ознакомимся с влиянием растений и животных друг на друга на примере березового леса, научимся давать характеристику окружающей среды, выделять признаки приспособленности живых существ к условиям окружающей среды.
Р.1
П.2
К.2
Л.2
П.3
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником 1. Выделение отличительных признаков березового леса.
– Преобладающее растение – береза – создает условия для всех других обитателей березового леса. Белые стволы берез хорошо отражают солнечные лучи и рассеивают их, поэтому в березовом лесу светло и растут светолюбивые растения.
2. Ознакомление с типичными растениями березового леса.
– В березовом лесу встречаются и кустарники. Наиболее распространенные среди них – орешник и крушина. Стебли орешника достигают в высоту 3–4 м. Они покрыты серой корой. Молодые тонкие ветки жесткие от покрывающих их волосков. Листья у орешника округлые, на конце заостренные, прикрепляются к стеблю короткими черешками. Цветет орешник рано, когда высокие деревья еще не покрыты листвой. Его цветки опыляются ветром, который может проникнуть только в безлистный лес. После цветения образуются плоды – орехи.
3. Ознакомление с типичными животными березового леса.
– Типичным представителем животного мира березового леса является иволга. Обратите внимание на рисунок в учебнике. Самец и самка иволги различаются окраской оперения. Самец – ярко-желтый, с черным хвостом и крыльями, а самка – серовато-желтая с бурыми пестринами. Иволга питается насекомыми, которые наносят вред лесу, поедая листья деревьев.
4. Ознакомление с особенностями внешнего вида крота.
– Отгадайте загадку.
В одежде богатой,
Да сам слеповатый,
Живет без оконца,
Не видывал солнца.
(Крот.)
5. Выделение признаков приспособленности крота к жизни под землей.
– Назовите признаки приспособленности крота к жизни под землей. (Передние лапы у крота короткие, широкие, с мощными когтями. Как лопатой, он разрыхляет ими землю и отбрасывает назад.)6. Расширение знаний детей об обитателях леса.
– Выполните задание 6 на с. 38.
– Всех птиц, изображенных на рисунке, ученые относят к группе вороновых, так как они похожи на ворона. Имейте в виду, что ворон и ворона – не самец и самка, а разные виды птиц.
П.2
Р.2
Л.1
6. Первичное закрепление
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы. – Объясните, как вы понимаете слова: «светолюбивое», «теневыносливое», «влаголюбивое», «засухоустойчивое», «теплолюбивое», «холодостойкое».– Какие из этих слов подходят для описания березы?
– Почему в березовом лесу часто растут такие же травянистые растения, как и на опушке?
– Выполните задание 35 на с. 20 рабочей тетради 2. Проверьте правильность выполнения задания по образцу (слайд, картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа).
– Опишите окружающую среду иволги.
– Расскажите, как крот приспособлен к жизни в земле.
К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание читать текст на с. 36–37 учебника, отвечать на вопросы.П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. – Какую задачу ставили на уроке?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Какие получили результаты?
– Что нужно сделать еще?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще надо поработать? Л.1
Урок: №
Дата: 25.02.16
Тема урока: А.Л.Барто «Веревочка»
Цель урока: способствовать формированию умений понимать внутреннее состояние персонажа, находить нужные слова для его определения, объяснять смысл названия произведения;
Задачи:
- образовательные: закреплять знания учащихся о жанре колыбельной песни;
- развивающая: развивать познавательный интерес к предмету;
-воспитывающая: воспитывать дружеские отношения доброжелательности, уважения друг к другу;
Планируемые результаты:
Предметные: выразительно читают текст, делая нужные паузы; объясняют смысл названия произведения; определяют своё отношение к прочитанному, аргументируют его; выделяют в тексте фрагменты, необходимые для ответа на вопрос;
Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; соотносят жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями; эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;
Метапредметные:
-Регулятивные: выполняют учебные действия в устной и письменной форме; самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесённых корректив;
- Познавательные: объединяют слова, близкие по смыслу, в группы; ориентируются в аппарате книги;
- Коммуникативные: ведут диалог; выслушивают мнение оппонента, формулируют свою точку зрения;
Оборудование: учебник, иллюстрации.
Технология и методы обучения: решение учебной задачи, фронтальная, работа в парах
Тип урока: открытие новых знаний.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Задания для учащихся Планируемые результаты (УУД)
1. Орг. этап
Цель:
Организовать учащихся на урок Дает общую установку на урок Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку -Улыбнитесь, подтянитесь и за знания беритесь. Л.2
2. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель:
создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; Мотивирует учащихся к учебной деятельности; определяет содержательные рамки урока.
Включаются в обсуждение проблемных вопросов урока Как быстро уложить спать маленького ребенка? Л.1
К.2
3. Актуализация знаний
Цель:
Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности Оказать детям помощь при возникновении затруднений
Отвечают на вопросы.
- Ребята, поднимите пожалуйста руки те, кому мама в детстве или сейчас поёт колыбельные песенки? (поднимают руки)
- Нравится ли вам, слушать их? Почему? ( ответы детей)
- Как вы думаете, колыбельные авторские или народные? ( ответы детей)
- А вы знаете какие-нибудь колыбельные песенки? ( ответы детей)
- А вы хотите ещё познакомиться с такими песенками?
-ребята а вы знаете такие стихотворения? (читаем вместе)
- Сегодня мы с вами познакомимся с авторской колыбельной песенкой, автор…А давайте угадаем, а кто автор? ( примеры стихотворений)
П.1
Р.2К.1
4. Первичное усвоение новых знаний
Цель:
Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли Включает учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.
Предлагают свои варианты по решению проблемной ситуации- Ребята сейчас я вам прочитаю колыбельную песенку, а вы внимательно слушайте, как я её буду читать.
- Понравилось ли вам стихотворение? Какое настроение оно у вас вызывает?
-Что чувствует мальчик который качает сестру: тревогу, злость, нежность, жалость, раздражение? ( ответы детей)
- Почему вы так думаете, какие строчки стихотворения натолкнули вас на эту мысль?
-Почему не засыпает сестрёнка? ( ей плохо без мамы, а братишка сердится и не может уложить её спать)
- Можно ли назвать это стихотворение колыбельной ? Объясните свой ответ ( ответы и объяснение детей)
- Совершенно верно. Стихотворение А. Барто нельзя назвать колыбельной песней. Под него нельзя уснуть. Это смешная история о том, как брат пытался уговорить сестру заснуть. От колыбельной песни остались лишь слова "баю-баюшки". В произведении нет спокойного, монотонного ритма.
Р.1
П.2
К.2
Л.2
П.3
5. Первичная проверка понимания
Цель:
Способствовать развитию волевых качеств учащихся Организует учащихся поисследованию проблемной ситуации.
Выполняют практические действия, формулируют решение ситуации. Работают с учебником - Ребята, а как вы думаете, почему Агния Барто назвала своё произведение "Колыбельная"? ( мальчик укладывал сестру спать и пытался спеть ей колыбельную песенку, есть слова Баюшки-Баю)
-Как вы думаете, можно ли напевать эти стихи и укачивать ребёнка? (нет)
-Почему? ( Нет спокойного, монотонного ритма)
- Теперь прочитайте это стихотворение соседу друг другу и подумайте, как же правильного нам нужно читать это произведение.
П.2
Р.2
Л.1
6. Первичное закрепление
Цель:
Установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала Устанавливает осознанность восприятия.
Проводит первичное закрепление.
Рассуждают, отвечают на вопросы. - Ребята сейчас мы будем учиться выразительно читать стихотворение А. Барто. Что значит выразительно читать? ( соблюдать паузы, темп, скорость, соблюдать логическое ударение)
-Вот так вот выразительно? ( ошибочное чтение отрывка учителем)
- На доске я написала вам памятку " Как правильно выразительно читать". Сейчас все вместе мы будем вспоминать эти правила. ( читают правила с комментированием)
Читаем без ошибок, целыми словами!
Не забываем соблюдать паузы!
Соблюдаем логическое ударение!
Соблюдаем скорость прочтения!
Соблюдаем знаки препинания!
-Ну вот и вспомнили правила выразительного чтения, молодцы. Предлагаю вам, вместе со мной определить сложные слова в стихотворении, чтобы мы смогли разобраться в их значении. Не забудем расставить паузы и логические ударения. ( вместе с учителем выполняют исполнительский анализ отрывка)
- А теперь вы дальше самостоятельно расставьте паузы и логические ударения. ( самостоятельно выполняют задание).
- Ребята, кому было сложно выполнять задание- покажите кружочек красного цвета, кому было нетрудно- зелёного цвета ( "светофор")
- Теперь я послушаю как вы справились с заданием. Прочитайте, пожалуйста, что у вас получилось. ( фронтальный опрос класса)
-Ребята, а выразительно ли сейчас прочитали? (ответы детей)
-Прочитайте пожалуйста «Колыбельную» друг другу ( чтение детей)
- Может кто-то уже готов прочитать стихотворение на оценку? ( ответы детей, чтение) К.2
7. Информация о
дом. задании
Цель:
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию; инструктаж по его выполнению
Записывают дом. задание Выразительно читать колыбельную П.1
Р.2
Л.2
8. Рефлексия деятельности.
Цель:
подвести итог проделанной работы на уроке.
Организует рефлексию.
Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою. -Что мы сегодня изучал на уроке?
- Ещё раз повторим, какая же должна быть настоящая колыбельная песенка? ( спокойная, тихая, нежная, ласковая)
- Вам понравилась сегодняшняя тема урока?- Что было самым трудным на уроке?
-А что было интересным?
Л.1