Технологическая карта урока географии в 6 классе вулканы

Технологическая карта урока географии
в рамках реализации системно-деятельностного подхода
Учитель географии МБОУ СОШ №32 города Ставрополя Л.Н. Гапочкиной

В настоящее время происходят серьезные изменения в сфере образования. С введением ФГОС ООО позволит по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
Осваивание нового типа методической продукции «Технологическая карта урока».

Предмет: география
Класс: 6Б класс
Автор учебника Герасимова Т.П.
Тема: «Вулканы Земли».
Дидактическая цель – выявить сформированность навыков учащихся по применению полученных знаний в новой учебной ситуации по теме «Вулканы Земли».
Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности .
Вид урока: комбинированный.
Задачи урока:
1. Личностные результаты: создание условий для мотивации учения и управления познавательной деятельностью учащихся, способствовать совершенствованию работы учащихся в группах.
2. Метапредметные результаты: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, вести проектный метод обучения.
Предметные результаты: дать представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. Сформировать у учащихся представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений. Помочь учащимся понять, почему вулканы – это грозное явление природы. Познакомить учащихся с профессией вулканолога – изучение этого явления – важнейший фактор в познании строения нашей Земли. Сформировать новые понятия: очаг магмы, жерло, кратер, лава.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, исследовательский, практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: парная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: презентация, учебник, контурные карты, атласы, видеофрагменты, инструкционные карточки для учащихся, раздаточный материал группам, схема «Строение вулкана», проект «Вулканическое извержение» (средства для проведения опыта с вулканом: сода, средство для мытья посуды, пищевая сода, пищевой краситель), эмблемы группам, выставка книг.


Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Ресурсы, ИОРы,ЦОРы

Организационный этап урока

Приветствие учителя
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой на урок.
-Наш урок - это урок работы в сотрудничестве. Помощь друга вам поможет справиться с заданиями нашего урока. Давайте возьмемся за руки и почувствуем плечо друга – помощника на уроке.
Дети берутся за руки, объединяются в группы:
Геологи
Историки
Географы
Наследники природы
Личностные (саморегуляция)
Слайд №1

Этап актуализации субъектного опыта

Географический диктант
1.Как называется твердая оболочка Земли?
(Литосфера)
2. Оболочка, которая имеет температуру ниже, чем ядро, но выше, чем земная кора (Мантия)
3.Расплавленное вещество мантии, насыщенное газами и парами (Магма)
4.Эта земная кора имеет толщину от 35-75 км. (Материковая)
5.Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками (Землетрясения)
6.Место на земной поверхности, расположенное над очагом во время землетрясения (Эпицентр)
7.Прибор, с помощью которого изучают землетрясения (Сейсмограф)
Покажи и расскажи
Магматическую породу
Осадочную породу
Нефть и продукты переработки


Учитель показывает фрагмент извержения вулкана и зачитывает небольшой отрывок из произведения Ж. Верна:
«Огнедышащая гора извергалась фонтаном: камни и раскаленные добела обломки скал летели вверх, казалось, что она ритмически сотрясалась и это напоминало дыхание гиганта. Огненные змеи извивались среди дымящих скал Сотни огненных ручьев сливались в полыхающую реку, которая с шипением извивалась в кипучую пучину».
 - О каком природном явлении говорится? (о вулканах)
Учащиеся отвечают на вопросы письменно, обмениваются инструкционными картами с соседом по парте и проверяют ответы по ключу.














Дети показывают горную породу и рассказывают о её происхождении.





Мотивация. Выход на тему урока, постановка целей совместно с учителем
Анализ объектов с целью выявления существенных признаков

Личностные, смыслообразова-
ние

Коммуникативные - активное сотрудничество в представлении найденной информации.



Познавательные (общеучебные и логические)




Регулятивные (целеполагание)
Инструкцион-
ные карточки – задания к диктанту.





















Видеофраг-
мент «Извержение вулкана»











Слайды №2,3

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? Откуда пошло название “вулкан” (сообщение учащегося)
Учитель рассказывает как образуются вулканы с демонстрацией опыта (Взять бутылку с газированной водой. Встряхнуть её и открыть пробку. Вода с газами резко поднимется вверх и выльется из бутылки).







Учитель рассказывает о строении вулкана по видеофрагменту.

Формирование понятия “вулкан” по схеме






Формирование понятия “Типы вулканов” по схеме:
Вулканы
Действующие Уснувшие
Потухшие
























Учитель предлагает выбрать из информационных листов материал о вулканах Ставрополья.
























Учитель знакомит учащихся о продуктах вулканического извержения.





Учитель предлагает выполнить практическую работу по нахождению крупнейших вулканов мира.


Проблема!!!
-Где больше вулканов: в океане или на суше?
Сообщение учащегося из группы историков о Боге Вулкане.






Мозговая атака
Геологи комментируют и проводят опыт с макетами – проектами вулканов.
В пузырек налито несколько капель средства для мытья посуды, несколько капель воды,  сода. Раствор подкрашен пищевым красителем.
Для демонстрации извержения в вулкан налейте уксус.






Дети закрашивают очертания вулкана и подписывают части вулкана.



В дополнение слов учителя учащиеся работают с учебником. Учащимся необходимо выделить ключевое слово, которое определит понятие вулкан. Далее ученики стараются выделить существенные признаки, характеризуя вулкан.

Дети заполняют в технологической карте понятия о типах вулканов, находя информацию из информационных ресурсов или учебника:
Действующие - вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время. Их насчитывается 800 на Камчатке.
Потухшие - об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать.
Уснувшие - бездействуют много тысяч лет. (Крым, Забайкалье).
Дети заполняют таблицу в технологической карте.

Географы рассказывают о вулкане Везувий и катастрофе при его крупном извержении, комментируют картину Брюллова «Последний день Помпеи».



Дети выбирают из информационных листов вулканы Ставрополья. Группа Наследники природы комментирует выбранную и записанную информацию.






















Дети слушают и заносят в технологическую карту информацию.




После заполнения группа географов комментируют выполненную работу, остальные проверяют у соседа по парте и оценивают.

Личностные, смыслообразова-
ние, т.е. побуждение ученика к деятельности


Регулятивные (прогнозирование учащимися результата)
- действия ученика по постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,

Коммуникатив-
ные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решения и его реализация.







Регулятивные:
- действия ученика по постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;





- планирование учебной деятельности;
- коррекция реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, товарищем;
- оценка в виде выделения и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;
Познавательные:
-структурирова-ние знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
















-самостоятельное создание способов решения проблем экспериментального характера.
Презентация
Слайд №4






Слайд №5













Видеофрагмент «Строение вулкана»



Слайд №6












Информацион-ные ресурсы.

Слайд №7















Слайд №8









Слайд №9


























Слайд №10












Слайд №11, 12

Этап первичной проверки понимания изученного

Викторина





Учащиеся отвечают на вопросы учителя








Познавательные общеучебные универсальные действия - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- синтез- составление целого из частей, в том числе достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Слайд №14

Этап закрепления изученного

- Составьте Синквейн «Вулкан».

Учащиеся составляют по схеме синквейн в группах и зачитывают.
Вулканы
Грозные, разрушительные
Извергаются, возникают, создают
Страшно, но захватывающе
Стихия

Регулятивные:
коррекция внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами.
планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.


Этап обобщения и систематизации

Учитель предлагает сделать вывод о созидательной и разрушительной силе вулканов.
Группы делают вывод о вулканах, их разрушительной и созидательной силе.
Познавательные:
постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Регулятивные:
прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.


Этап подведения итогов учебного занятия

Организация учителем подведения итогов деятельности учащихся на уроке:
- Группы учащихся успешно прошли все этапы, показали знания. Кто не испытывал трудности при прохождении этапов? Кто испытывал незначительные трудности и в чем они состояли?
Капитаны команд выделяет самых успешных.





Ученики самостоятельно анализируют свою деятельность, участвуют в обсуждении результатов и самооценке, выявляют индивидуальные затруднения.
Учащиеся самостоятельно ставят себе оценки, которые по их мнению получаю на уроке.


Личностные – оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей.

Регулятивные:
- коррекция реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, товарищем;
- оценка в виде выделения и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;
- саморегуляция как мобилизация сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствия.






Этап информации о домашнем задании.


Сделать вывод : «Вулканы – это добро или зло?»
(можно провести обсуждение в форме дебатов)
Ученики должны логически мыслить, учиться сравнивать и объясняют связь информации данного содержания

Ученики самостоятельно определяют объем домашнего задания (только повторение по учебнику, работа с интернет-ресурсами, творческий поиск).
Личностные – личностное жизненное самоопределение.
Регулятивные – планирование деятельности.

Познавательные:
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- поиск и выделение необходимой информации
Слайд №15
















Этап рефлексии

Рефлексия «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Учащиеся готовят свои высказывания
Регулятивные- саморегуляция как мобилизация сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствия.











13PAGE 15


13PAGE 141115




Рисунок 4xђ Заголовок 115