Методическая разработка урока по географии, 5 класс. Тема: «Землетрясения и вулканы».

ГАОУ ВПО МИОО
Корнюшкин Сергей Александрович
Методическая разработка урока по географии, 5 класс.
Тема: «Землетрясения и вулканы».
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №323.
Тип урока: комбинированный.
Учебник: И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин; «География. Начальный курс».
Средства обучения: атлас, контурные карты, видеофрагмент, физическая карта мира, электронное приложение к учебнику от издательства «Дрофа»( ссылка для скачивания: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], необходима регистрация) , персональные компьютеры, интерактивная доска .
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися необходимого учебного материала по теме «Землетрясения и вулканы» в соответствии с программой 5 класса.
Задачи урока:
образовательные (предметные):
сформировать у учащихся необходимый терминологический (понятийный) аппарат
выявить основные географические закономерности размещения зон вулканической и сейсмической активности на Земле
развивающие (метапредметные):
продолжить формирование умений работы с текстом, картографическими пособиями, компьютером
продолжить формирование основных учебно – логических операций
воспитательные (личностные):
показать негативное влияние вулканизма и землетрясений на жизнедеятельность человека
обеспечить формирование личностной оценки значения этих природных явлений учащимися.
Основное содержание урока: Землетрясение возникает при внезапном смещении участков земной коры. Этот процесс связан с движением плит литосферы. Место, где в глубине литосферы происходит разрыв и смещение горных пород, называют очагом землетрясения. Над ним на земной поверхности находится эпицентр. Вулканы располагаются в основном вдоль границ литосферных плит. В этих местах магма при извержении выливается на поверхность в виде лавы.
Основные понятия и термины: землетрясение, очаг, эпицентр, сейсмически активный район, конический вулкан ,щитовой вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан, кратер, жерло, магма, лава ,вулканические бомбы.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1) Организационный этап
Проверка готовности, инструктаж.
Подготовка к учебному занятию.

2) Постановка цели и задач урока.
Учитель формулирует тему урока и предлагает учащимся сформулировать основные учебные задачи. Корректирует и дополняет ответы учащихся.
Предлагают свои версии учебных задач урока.

3) Актуализация знаний.
Учитель предлагает учащимся в форме беседы вспомнить о том, что литосфера не является единым целым и разбита разломами на отдельные участки – литосферные плиты. Плиты медленно перемещаются по верхней мантии, часто сталкиваясь друг с другом. Именно здесь чаще всего происходят землетрясения и извержения вулканов. Демонстрирует Z°видеофрагмент, показывающий механизм движения литосферных плит
Участвуют в беседе.

4) Первичное усвоение новых знаний.
1. Учитель предлагает ознакомиться учащимся с материалом урока используя электронное приложение к учебнику. Работа проводится с использованием персональных компьютеров и проекционного оборудования. При возникновении вопросов даёт пояснения.
2. Далее, используя текст учебника, предлагает составить таблицу основных терминов урока и их толкований. Учащиеся делятся на два варианта, между которыми равномерно распределяются термины. Таблица составляется на компьютере в редакторе Word.
1. Изучают материал урока, используя электронное приложение.
2. Работают с текстом, составляют таблицу терминов.

5) Первичная проверка понимания.
Предлагает учащимся проблемное задание: исходя из полученных знаний, предложить способы защиты населения от землетрясения и вулканов.
Выполняют задания в рабочих тетрадях, устно представляют свои результаты.

6) Первичное закрепление.
Предлагает выполнить практическую работу с использование контурных карт. Приложение №1.
Выполняют практическую работу. Сдают карты на проверку учителю.

7) Контроль усвоения материала.
Предлагает выполнить небольшую проверочную работу «Зоны сейсмической и вулканической активности», используя электронное приложение к учебнику.
Выполняют работу на персональных компьютерах. Результаты выводятся через мониторы и интерактивную доску.

8) Подведение итогов урока.
Учитель выводит на интерактивную доску ряд вопросов:
Почему возникают землетрясения?
Что называют очагом и эпицентром землетрясения?
Из каких частей состоит вулкан?
Что служит причиной извержения вулкана?
Где расположены наиболее сейсмоактивные зоны Земли? Покажите их на карте
Производится фронтальный опрос по выбору учителя.
Дают ответы на поставленные вопросы.

9) Информация о домашнем задании.
Предлагает учащимся составить кроссворд по теме урока, используя не менее 10 слов. Возможно привлечение дополнительных источников знаний.
Фиксируют информацию о домашнем задании.


Приложения.
Практическая работа «Сейсмоактивные зоны Земли».
1.Обозначьте на контурной карте штриховкой сейсмоактивные зоны Земли (используя карты атласа).
2. Обозначьте и подпишите вулканы: Кракатау, Гекла, Ключевская сопка, Этна, Везувий, Килиманджаро, Котопахи, Орисаба.
Источники информации.
1. И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин; «География. Начальный курс». Учебник для 5 класса. Москва, «Дрофа», 2012.
2. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина; «География. Начальный курс». Москва, «Дрофа», 2013.
3. Материалы сайта: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



15