Открытое мероприятие Самое синее в мире — Чёрное море моё




Открытое мероприятие


«САМОЕ СИНЕЕ В МИРЕ – ЧЕРНОЕ МОРЕ МОЁ»











Составитель Бублик Нина Николаевна



Цели:
- практическая: ознакомление и наблюдение за обитателями Черного моря.
- воспитательная: способствовать развитию у детей любви в морским обитателям, уметь замечать их красоту, закрепить знания о правилах поведения в природе, формировать позитивное эмоционально-целостное отношение к природе.
- развивающая: способствовать развитию речи детей, познавательного интереса, формирования умения работать в группе.
- образовательная: расширить и углубить представление у детей о Черном море, его обитателях и экологии Черного моря, а также формировать их представлении о многообразии морских обитателей.
Задача:
- познакомиться с обитателями Черного моря
Оборудование:
- рисунки, иллюстрации с изображением обитателей Черного моря
- подделки из природного материала: ракушек, песка
- аудиозаписи
Предварительная работа:
- чтение книг о Черном море и его обитателях
- разучивание песен, стихотворений, легенд и экологических сказок о обитателях Черного моря
- экскурсия по берегу Черного моря

Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Тема нашего занятия: «Самое синее в мире – Черное море моё». Сегодня мы будем вспоминать все, о чем читали, беседовали, рассказывали и учили на протяжении этого месяца. Наш город Евпатория находится на берегу моря, которое называется (Черное). Расскажите немного о нем.
Рассказ детей о Черном море. (Черное море очень глубокое, вода в море имеет солено-горьковатый вкус, т. к. в ней растворено много морских солей, полезных веществ, она обладает лечебными свойствами; в воде затягиваются ранки, чищенную морскую воду используют для полоскания горла и носа.)
Воспитатель: город Евпатория – детский и семейный курорт и лечат здесь не таблетками и уколами, а теплым морем, ласковым солнцем и целебным воздухом. Послушайте стихотворение в исполнении Максима Кучерявого «Здравствуй, море!».
1.Стихотворение «Здравствуй, море!»
Здравствуй, море!
Здравствуй, сказка!
Сколько музыки в словах.
Здравствуй, море!
Здравствуй сказка!
В этих чудо – берегах.
Удивительным бальзамом
Силы в мускулы нальет
Этот город черноморский,
Евпатория – курорт.

Воспитатель: Ребята, каждое море, как и человек, имеет свой характер, образ, привычки и историю. Нашему морю есть чем гордиться, за миллионы лет оно неоднократно меняло свой облик, вступало в брак с морями и океанами, пережило самую знаменитую библейскую катастрофу и вышло из нее ещё более красивым, обновленным, богатым, гостеприимным и ласковым. Ребята, а вы знаете, почему наше такое бирюзовое, ярко синее, изумрудное море, называют Черным? О нашем море сложено немало легенд, давайте послушаем одну из них. Расскажет ее Кирилл Жуга.

2. Легенда.
Легенда гласит, что в старину древние греки – одни из первых жителей нашего полуострова – назвали море Понтом Аксинским (Морем негостеприимным), но когда они выучили нрав моря и научились по нему путешествовать, не боясь бурь и прибрежных скал, то переименовали его в Понт Эвксинский – Море Гостеприимное. И лишь много лет спустя море переименовали в «Черное», потому что люди жившие там, где сегодня находиться Турция, заметили, что когда в морской воде цветут некоторые водоросли она кажется темной, как чернила. Так и возникло название «Кара Денис» - по-турецки «Черное море».

Воспитатель: Ребята, вы наверное заметили как меняется цвет нашего моря в зависимости от погоды и времени года. Давайте прослушаем стихотворение в исполнении Кати Правиковой «Море Черное – не только черное».

3. «Море Черное – не только черное».
Море Черное – не только черное;
Оно синее, как небеса,
Сердито-серое, или зеленое,
И спокойное, как бирюза
Море Черное – большое,
Утром серо-голубое,
Днем оно зеленое,
Пенное, соленое
Ну а ночью при луне,
Золотым казалось мне.

Воспитатель: Многообразие животного и растительного мира в Черном море просто поражает. Водоросли образуют целые «леса», отличительная особенность их – у них нет корней, а ко дну они прикрепляются присосками. Расскажите, что вы знаете о таких морских обитателях как моллюски?
Дети: К ним относятся: устрицы, мидии, морские гребешки; моллюски являются санитарами моря, мидии фильтруют морскую воду. Все вы, конечно, хорошо знаете рапана – это тоже моллюск. Рапан – не местный моллюск, а попал сюда с Японского моря и прижился у нас. Рапан – хищник, уничтожает мидий и устриц, но приносит пользу тем, что поедает мертвую рыбу.
Давайте споем песню о нашем ласковом Черном море: «Черное море – спросил я в Крыму».

4. Песня: «Черное море – спросил я в Крыму».

Воспитатель: Продолжим разговор об обитателях Черного моря. Интересен рак-отшельник, он прячет свое брюшко в пустую раковину, какого-нибудь моллюска, а когда вырастает и жилище становиться тесным, он находит себе новую раковину. Стихотворение «Рак-отшельник» расскажет Лера.

5. Стих «Рак-отшельник»
Рак-отшельник. Ну и комик!
В лес на пляже в чей-то домик
И нырнул в морской прибой,
Утащив его с собой.
Домик нравиться ему.
И, наверно, потому
На себе он домик носит,
Никого помочь не просит.
С ним гуляет, с ним играет,
С ним на пляже загорает.
И гостить к своим знакомым
Со своим приходит домом.

Воспитатель: Живут в нашем море и крабы, они тоже являются санитарами моря, очищают море от разлагающих остатков и они очень чувствительны к чистой воде. Стихотворение «Краб» расскажет Артём Дачковский.

6. Стих «Краб».
Дождик в море
Кап! Кап! Кап
Не спешит в укрытие краб.
Что он крабу, дождик тот,
Если в море краб живет.

Воспитатель: Все вы прекрасно знаете таких морских жителей как медузы. Их встречается 2 вида в Черном море: аурелия – возле берега, в форме блюдечка, а посередине её крест (безопасна); корнерот – имеет купол и длинные висящие щупальца и может нанести ожог.

Дети: Медузы тоже являются санитарами моря.
Стихотворение «Медузы» расскажет Наталья Курка.

7. Стих «Медузы»
В море плаваю медузы,
Всем показывают блузы.
До чего же много блуз
Море сшило для медуз.

Воспитатель: Дети, давайте немного отдохнем, проведем физкультминутку «К морю».
8. «К морю»
К морю быстро мы спустились,
В волны – прыг! – и освежились.
Раз, два, три, четыре, пять –
Вот так славно порезвились,
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все плывем мы, как один,
Все плывем мы как дельфин.

Воспитатель: А теперь вспомним стихотворения об обитателях, которых мы еще не назвали.

9. Стих «Игла и Нить».
Ходит по морю игла –
У иглы одни дела;
Рядом ход рыба-нить, –
Видно что-то будут шить.
10. «Бычок и Камбала».
Спросил у камбалы бычок:
– Кто вы тётенька? – Молчок.
Шамкнул:
О, как сон глубок,
Аж глаза сползли на бок!...
11. «Катран».
Встал катран с постели рано.
Дел немало у катрана:
Мерят море, рыб пасти,
На волнах дозор нести.
12. «Ставрида».
Ставрида – рыба стайная,
Придонная и тайная.
И где бы ни жила она –
Растет и множится у дна.
13. «Прилипала».
Любит рыба – прилипала
Прилипать к чему попало:
К великану-теплоходу,
Лишь сошедшему на воду,
К катерам, к фелюгам плоским.
На спине ее присоски.
И к киту прилипнуть может,
И к большой акуле – тоже.
К черепахе водяной
Лишь бы плавать не одной
14. «Морской петух».
Живет в морях.
Морской петух.
Он рыба, а не птица.
Но он кудахтать может вслух
И, как гусак, дразниться.
На нем чешуйчатый наряд
Мерцающей окраски
И в море выплыл, говорят,
Он из волшебной сказки.

Воспитатель: Да, наше море очень щедрое на обитателей. А про кого из обитателей мы забыли вспомнить? Да, правильно, это, конечно же, дельфины. Ребята, а дельфины это рыбы или животные.
Дети: Дельфины – млекопитающие животные, в переводе с греческого «дельфос» - «брат». Дельфины добрые и умные животные. Сохранилось немало о них рассказов. Они спасали людей, загоняли рыбу в сети рыбаков, спасали суда, указывая им путь.
Сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Ныряем мы и видим».

15. Игра «Ныряем мы и видим».
Знакомим участников смены, вспоминая названия морских обитателей. Ребята рассаживаются по кругу. Первый участник называет своё имя и название какого-либо морского жителя на ту же букву, с которой начинается собственное имя. Второй участник повторяет имя первого и название его морского жителя, потом называет своё имя и своего обитателя моря.
Например, (первый) а меня зовут Кирилл, я нырну – увижу камбалу, Катя – конька, Максим – медузу, Диана – дельфина, Богдан – барабулю, Артём – актинию, Сережа – скат, Лера – лиса, Ира – игла.
Проведем викторину от Нептуна.
1. Может плавать и одна и с косяками. Дышит жабрами и водит плавниками (Рыба)
2. Нереститься ей в реках – одна маята, Из семейства лососевых рыба (Кета)
3. То желтея, то краснея, не спеша, плавает она. И красива, и крупна, жжет медуза (Цианея)
4. Ядовит и нравом крут осьминог, иначе(Спрут).
5. Два глаза с одной стороны у рыбешке. И очень расплющена в виде лепешки(Камбала)
6. Драчун и забияка
Не знает страха,
Живет в воде,
Носит иглы на спине. (Ёрш)
7. Он в самом омуте живет
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот
И длинные усы (Сом)

Воспитатель: Ребята, бросается в глаза, что многие черноморские обитатели названы именами наземных животных. Назовите как можно больше морских обитателей, схожих с наземными.
Дети: морская корова, лисица, ёж, конек, слон, лев, леопард, змея, собачка, свинья.
Воспитатель: Вы молодцы.
Ребята, море – живой организм. А после лета осталось много мусора и Международный фонд по защите животных объявляет акцию «Собери пластиковый мусор! Сохрани жизнь в океане!». Нельзя оставаться равнодушным ко всему, что может, нарушит экологию нашего Черного моря, чтоб в дальнейшем мы могли без страха купаться в его чистых водах!
Дети, к нам в гости пришли обитатели Черного моря, давайте послушаем, что они расскажут о себе и о нас людях!
16. Экологическая сказка.

Ребята, а теперь подведем урок нашего занятия: мы с вами говорили о том, что вода в море какая? почему? Повторим, какие жители обитают в Черном море. Что мы еще поняли об экологии Черного моря?

Да ребята все вы назвали правильно, ведь Черное море – наш дом и его надо беречь.
На прощание мы с вами споем песню про Черное море.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115