Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению


Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению Из опыта работы учителя биологии МБОУ «Ливенская СОШ №1»Красногвардейского районаВасилининой О.В. Стандарт устанавливает «личностную ориентацию содержания образования, деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности» Отвечающие новым целям технологии, обязательно должны включать следующие действия самих учащихся: Требования к организации различных видов деятельности обучаемых: Моё исследование! К каким же внутренним источникам активности ребенка надо подключиться, чтобы побудить его к учебному труду? Для себя определила следующие: Задействовать эти внутренние психологические источники учебной мотивации возможно, используя проблемное обучение, при котором усвоение содержания обучения и развитие обучающегося происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности Моё убеждение! От заинтересованности и любознательности у детей к познавательной самостоятельности и творческой активности – путём проблемного обучения Система проблемных ситуаций Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урокаСоздание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания, ее разрешение в процессе поисковой работыСоздание проблемных ситуаций, разрешаемых на уроке путем самостоятельной работы с учебникомПредварительное домашнее задание(наблюдение), подготавливающее к созданию и разрешению проблемной ситуации на урокеПроблемные задания при изучении нового материала (работа с раздаточным материалом)Организация дискуссий вокруг проблемных вопросов, опирающихся на жизненные наблюдения учащихсяПоиск решения учебной проблемы путём эвристической беседы или мозгового штурма http://www.ipkps.bsu.edu.ru 2006 год Раздел АПО -2007 Алгоритм осуществления решения проблемных ситуаций на уроке (по М.И. Махмутову) Алгоритм осуществления проблемного подхода в обучении (по Е.Л. Мельниковой) Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии" (2010 / 2011 учебный год) Классный час: "Что значит быть патриотом сегодня?" (2009 / 2010 учебный год) Модульные уроки биологии с применением информационно-компьютерных технологий (2008 / 2009 учебный год)Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии (2007 / 2008 учебный год) Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач (2006 / 2007 учебный год)   http://festival.1september.ru Мои размышления! Создание на уроках ситуаций интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов, проблемных задач , способствует развитию творческого мышления, столь необходимого каждому в повседневной жизни.Это «минута мысли», когда в абсолютной тишине каждый ученик пытается сформировать свой собственный вариант ответа на «мыслительном листе». Мыслительный лист ??? Это обычный лист бумаги, на котором по ходу урока учащиеся кратко отвечают на вопросы, требующие размышления.Ученик обязательно высказывает любую версию, даже неправильную и невероятную.Систематическая работа на мыслительных листах не только активизирует познавательную деятельность учащихся, но и стимулирует развитие их интеллектуальных способностей. При проблемном обучении преподаватель для достижения педагогических целей должен быть организатором социальной, воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учащимся (По Л.С. Выготскому) Преимущества Трудности Проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая.учит мыслить логично, научно, творчески; делает учебный материал более доказательным, способствуя тем самым превращению знаний в убеждения; вызывает глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувство радостного удовлетворения, чувство уверенности в своих возможностях и силах; установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются Возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.