Урок — экскурсия по географии тема: «Внутренние воды Южной Америки»


Разработка урока по теме:
"Внутренние воды
Южной Америки"
Запольская Е.Н.
учитель географии и биологии
МБОУ "СОШ№4 г.Мамадыш"
Цели и задачи урока:
сформировать у учащихся представление об особенностях внутренних вод Южной Америки; раскрыть особенности рек и их зависимость от рельефа и климата;
продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя географические карты и таблицы и работать с ними;
развивать познавательный интерес к предмету;
воспитывать у школьников любознательность, бережное отношение к природе, самостоятельность.
Оборудование урока: физическая карта Южной Америки, мультипроектор с компьютером, атласы, таблицы с данными о реках, озёрах и водопадах Южной Америки, видеофильм "Амазонка", Водопад "Анхель".
Методы и формы: наглядный, объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, практический, самостоятельная и индивидуальная работа.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
1. Организационный момент:
Учитель:  Дорогие, ребята!  Сегодня у нас будет урок-экскурсия. Я – ваш экскурсовод. Вы –  экскурсанты. Но наша экскурсия не совсем обычная. Чтобы её провести, нам не придётся выходить из кабинета. Это будет виртуальная экскурсия. К её проведению необходимо выполнить некоторые требования:
Наличие путеводных дневников и карт, в которых мы будем делать заметки;
Вы должны быть внимательны и помогать вашему экскурсоводу.
2. Изучение нового материала:
Начиная наше виртуальное путешествие, мы должны ввести ключевые слова, чтобы получить допуск к экскурсии. Ключевым словом служит название материка, по своим очертаниям напоминающего гроздь винограда.
Учащиеся: Это -  Южная Америка
На экране открывается слайд № 1 – Внутренние воды Южной Америки.
Учитель: Мы ввели пароль. И сегодня продолжим знакомство с этим материком. А экскурсия наша пройдёт по его водным объектам.
Сделайте первые заметки в путеводных дневниках, запишите тему урока.
Цель нашей экскурсии – познакомиться с реками и озёрами Южной Америки, их особенностями, значением, с организмами, населяющими их.
А теперь обратите внимание на карту.
Что вы можете сказать о речной системе материка?
Учащиеся: На материке много рек.
А какие компоненты природы оказывают наибольшее влияние на поверхностные воды материка?
Учащиеся: Климат и рельеф.
Учитель: Вот в путешествие по рекам мы сначала и отправимся с вами. Уважаемые экскурсанты, запишите в своих путеводных дневниках подзаголовок
«Реки Южной Америки».
Теперь откройте ваши путеводители- атласы, пусть они весь урок лежат перед вами, чтобы не сбиться с пути. А моим путеводителем будет карта на доске. Посмотрите внимательно в карты и скажите:
К бассейнам, каких океанов относятся реки Южной Америки?
Учащиеся: Реки Южной Америки относятся к бассейнам Тихого и Атлантического океанов.Учитель:    
Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
Учащиеся: На западе находятся горы Анды – главная причина такого распределения речных  систем (объяснение причинно-следственных связей).Учитель: Давайте эти заметки занесём в свои дневники.
Учитель:  Глядя на карты, мы убедились, что речная сеть Южной Америки густая, хорошо развита.
Большое влияние на речную сеть оказывают климат и рельеф материка. Северная, центральная и восточная части материка получают большое количество осадков, а их распределению способствует равнинный рельеф на основной части материка.
Учитель:  Таким образом, мы выяснили, что оказывает наибольшее влияние на густоту и  полноводность рек Южной Америки.
Слайд № 2 – таблица «Крупнейшие реки».
Название Длина, км Площадь бассейна, тыс. км2
Притоки
Амазонка 6437 7180 Мадейра, Журуа, Пурус, Риу-Негру, Токантинс-Арагуал,
КакетаПарана 4380 2663 Парагвай, ИгуасуМадейра 4100 1360 Арипуанан, МамореЖуруа 3280 224 ТарауакаПурус3200 365 Пауни, АкриТокантинс2850 770 АрагуаяОриноко 2730 1086 АпуреСан-Франсиску2800 600 Риу-Гранди
Учитель:   А теперь посмотрите на таблицу. Из неё вы можете получить ещё дополнительные сведения о реках: сравнить их длину, площадь бассейна, притоки.
(Такие же таблички, распечатанные на листах лежат у ребят на партах).
Глядя в таблицы, ответьте на следующие вопросы:
Самая длинная река Южной Америки?
Самая короткая река Южной Америки?
Самая маленькая по площади бассейна река?
(Учащиеся, глядя в таблицу, отвечают на вопросы учителя).
Учитель:   В силу разнообразия рельефа, в Южной Америке на реках очень много водопадов.
Слайд № 3 – таблица «Крупнейшие водопады».
Название Высота, м Местонахождение
Анхель1054 Венесуэла
Кукенан610 Венесуэла
Рорайма457 Гайана
Игуасу72 Бразилия-Аргентина
На этой таблице лишь несколько из наиболее крупных водопадов Южной Америки.
Анхель, Игуасу, Кукенан, Рорайма, Кайетур.
Учитель: Об этих водопадах вы сегодня ещё услышите от меня, уважаемые экскурсанты.
А теперь подошло время сделать остановку у первого главного объекта.
Слайд № 4 – Амазонка.
Это река Амазонка.
Амазонка – самая полноводная река в мире, вторая по длине после Нила. Амазонка рождается в Перуанских Андах, вытекая под названием Мараньон. У Амазонки более 500 притоков. Её ширина в месте впадения в Атлантический океан около 300 км, а глубина до 90 метров. Река имеет исключительно дождевое питание и отличается сложным режимом. В переводе с индейского Амазонка – обозначает «крушитель лодок», что говорит о её характере, особенно в половодья.
Животные Амазонки
дельфины - боту
и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.
Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг. Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи. Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы. Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются. Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь. Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.
удав анаконда.
Следующая остановка:
Выступление учащихся по темам:
Река ОринокаРека Парана
Река мадейраСлайд № 5 – водопад Анхель.
Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
Водопад был открыт случайно. В те годы в Венесуэле была «алмазная лихорадка», все пытались найти алмазы. Джимми Анхель не стал исключением. Он купил спортивный самолёт и отправился на поиски алмазных мест. Так, с высоты он увидел водопад. Алмазов он не нашёл, его самолёт потерпел крушение у подножия этого водопада. Лётчик остался жив, позже его обнаружили и доставили домой. Так  был открыт  знаменитый водопад.
Выступление учащихся
Водопад ИгуасуВодопад КукенамВодопад РораймаВодопад КайнтурУчитель:  Мы можем продолжить нашу экскурсию. Она была бы неполной, если бы мы ничего  не узнали об озёрах этого материка. Посмотрите в путеводные карты, прежде, чем путешествовать дальше.
Что вы можете сказать о наличии озёр на территории материка?
Учащиеся:  Озёр на материке мало.
Учитель:  Да, озёр очень мало. На карте дано 2-3 названия, а остальные не подписаны,  настолько они малы. У вас есть таблицы с названьями некоторых озёр. Давайте их рассмотрим. У меня такая таблица дана на слайде.
Слайд № 6 – таблица «Крупнейшие озёра».
Название Площадь, км2 Глубина, м
Маракайбо 16300 250
Патус10145 -------------
Титикака 8300 304
Лагоа-Мирим 2965 -------------
Поопо2530 3
У некоторых озёр нет даже сведений о глубине. Я хочу обратить ваше внимание на самое большое по площади озеро. Найдите его название в таблице.
Учащиеся:  озеро Маракайбо.
Выступление учащихся
Маракайбо
Титикака
Поопо3. Заключение:
Учитель: Наша экскурсия по рекам и озёрам Южной Америки заканчивается. Я хочу поблагодарить вас за внимание и помощь во время её проведения. Нам осталось закрыть окно виртуальной экскурсии. Но для этого надо выполнить небольшое задание. Карточка задание лежит у вас на столе.
4. Проверка усвоения материала:
Учащиеся выполняют проверочную работу по теме урока по карточке. И выполняют чайнворд. На работу отводится 5 – 7 минут. Затем ребята сдают свои работы учителю.
По окончании работы учитель поочерёдно открывает для каждого варианта чайнворды уже с ответами на экране.
5. Домашнее задание:  (выдаётся в распечатанном  виде персонально для каждого учащегося).
Используя п.38 учебника, конспекты урока, таблицы, дополнительную литературу и сведения, которые получили на уроках, составить памятку для туриста, какие места ему следует посетить и с чего надо опасаться во время путешествия по водным объектам Южной Америки.