Урок по химии для 10 класса «Химические свойства спиртов»


Свойства предельных одноатомных спиртов.
Тип урока:
По дидактической цели – формирование новых знаний.
По способу организации – проблемный.
Цель урока: Изучить химические свойства спиртов, получение, действие на организм.
Задачи:
Образовательные:
- дать понятие о взаимном влиянии функциональной группы и углеводородного радикала в молекулах спиртов;
- спрогнозировать химические свойства одноатомных спиртов;
-дать представление о применении спиртов на основе их свойств;
- изучить действие спиртов на организм;
Развивающие:
- обогатить словарный запас через введения новых понятий, уметь доказывать, анализировать, предвидеть свойства вещества по названию и называть вещества по структурной формуле;
- дать возможность детям быть активными участниками образовательного процесса;
- поддерживать внимание учащихся через смену учебной деятельности и рефлексию отдельных этапов урока;
- включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления;
Воспитательные:
- способствовать формированию собственной жизненной позиции с точки зрения гражданина;
- продолжить формирование толерантности через выполнение определённых видов деятельности.

Оборудование: а) на столах учащихся; этиловый спирт в пробирках с пробкой, медная проволока, закрученная в спираль, держатель, спиртовка, спички; б) на столе учителя: приборы для синтеза бромэтана, диэтилового эфира, штатив с длинным стержнем, 4 кольца, химическая посуда.Вещества: этанол, пропанол, амиловый спирт, натрий.
На доске: таблица строения этилового спирта.
I. Организационная часть.II. Краткая фронтальная беседа. ( выравнивание знаний)
На доске записаны формулы веществ. Нужно:
найти среди них вещества, относящиеся к классу спиртов;
дать определение предельным одноатомным спиртам;
охарактеризовать физические свойства спиртов;
объяснить, почему температуры кипения спиртов возрастают с увеличение числа атомов углерода в молекуле и понижаются при разветвлении углеродного скелета;
объяснить, почему с повышением молекулярной массы одноатомных спиртов растворимость их в воде понижаются;
почему изомерные вещества, имеющие формулу C2H5OH, кипят при разной температуре?
Формулы веществ записаны на доске.
НС-СН-СН
OH
С-С-С-С-OH O
C-C-C-C
OH
C-O-C
OH
C-C-C-C
C C
O
C-C-C
C
C-C-C-OH
C
III. Изучение нового материала.
Химические свойства спиртов:
Реакции горения, выяснения условий загорания спиртов в зависимости от Mr, различий при горении спиртов. (проблемная ситуация)
Демонстрируется опыт.
На штативе закреплены четыре кольца с фарфоровыми чашками. В первой чашке находится 1 мл этиловый, во второй - пропиловый спирт, в третьей - амиловый спирт, в четвертой - изоамиловый спирт.
Вывод в ходе беседы. Учащиеся отмечают, что спирты с меньшей Mr воспламеняются легко, горят синеватым, почти несветящимся пламенем, в то время как спирты с большей Mr горят светящимся пламенем, загораются труднее и в чашках после сгорания остается черный налёт. Работа в тетрадях: запись уравнений реакций горения указанных спиртов.
Учитель подводит учащихся к выводу о переходе количественных изменений в качественные.
Рассматриваются химические свойства, обусловленные наличием функциональной группы OH.
Демонстрируется опыт.
А) Взаимодействие этилового и пропилового спирта с натрием.
(проблемная ситуация: с какими веществами сходны одноатомные спирты выделяя водород?)
Решаем проблемную ситуацию и записываем уравнения реакций.
Указываются продукты реакций - алкоголяты. Говорится об ионном расщеплении полярной связи OH.
Б) Далее выясняется, можно ли спирты отнести к классу кислот.
Демонстрируется опыт: влияние спиртов на индикатор. Объясняются происходящие явления. Учитель сообщает о возможности увеличения диссоциации кислот на примере 2-хлорэтанола:
Cl-CH2-CH2-OH. Рассматриваем химические свойства, в которых вступает в реакцию вся гидроксильная группа:
*взаимодействие с бромоводородом (напоминаем, что реакция спиртов с концентрированной H2SO4 в качестве катализатора относят к реакциям дегидратации);
*отмечаем, что дегидратацией спиртов можно получить и непредельные углеводороды. Демонстрируем опыт получения этилена из этилового спирта. Напоминаем об обратимости процесса, принцип Ле-Шателье;
*приводим химическую реакцию дегидратации этилового спирта, с образованием диэтилового эфира. Называем условия течения реакции. Вводим определение понятия простых эфиров. Отмечаем общую формулу простых эфиров;
*рассматривается реакция дегидрирования и дегидратации спирта. Отмечается, что получается вещество, используемое в производстве каучука;
*выполняется лабораторная работа №5
Тема работы: "Окисление этанола".
В пробирку наливается 1 мл этанола, погружается раскаленная спираль из медной проволоки. В ходе работы учащиеся отвечают на следующие вопросы:
- Изменится ли запах этилового спирта, если наполненную им чашечку опустить раскаленную медную проволоку в виде спирали? Изменится ли внешний вид проволоки?
Записав следующее уравнение реакции, говорим, что получается альдегид- дегидрированный (окисленный) спирт.
O
CH3-CH2-OH + CuO -------> CH3—C--Н+ Cu + H2O
Подводим итоги по химическим свойствам спиртов, делаем выводы.
4) Влияние спиртов на организм.
Слушаем сообщения учащихся по данному вопросу, смотрим презентации.
IV Закрепление.Задание.
Даны вещества: медь, хлороводород, водород, натрий, оксид меди(II). C каким из перечисленных веществ будет реагировать пропанол-1? Напишите соответствующие уравнения реакции.
V. Задание на дом:
Страницы 143-153, упражнение 9 на странице 154.
VI. Выводы по теме урока, рефлексия.
В конце урока подводится итог (эмоциональное состояние детей, достижение поставленных целей). Оценивается работа каждого учащегося.

Используемая литература.
О.С.Габриелян. Химия, 10кл. Дрофа, М. 2005г
Л.И.Назарова. Организация проектной деятельности по химии в 10 классе. Волгоград, 2005г.
Н.В.Ширшина. Химия. Проектная деятельность учащихся. Волгоград, 2007г.
Химия в школе. Научно-методический журнал. 2006-2008гг.