Урок по биологии для 7 класса «Многообразие и значение простейших»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ФИО учителя Ахметзянова Валентина Сергеевна
Место работы МАОУ СОШ №35
Предмет Биология
Класс 7 класс
Тема урока: Многообразие и значение простейших.
Базовый учебник: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология. 7 кл. Многообразие живых организмов: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока:  Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)
ФОРМА РАБОТЫ: групповая, индивидуальная, в парах
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ: проблемный, беседа, репродуктивный, интерактивные методы.ПРИЁМЫ деятельности учителя: постановка проблемы, организация повторения, использование различных обучающих структур, тестирования.
Предметные результаты:
- формировать умение характеризовать вред и пользу, которые приносят разные простейшие для человека
- формировать умение характеризовать роль простейших в природе
- формировать умение объяснять, как строение простейших связано с их образом жизни
- формировать умение использовать знания о простейших при соблюдении правил повседневной гигиены
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: антропоноз, возбудитель заболеваний, гигиена
Личностные результаты:
- формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья
Метапредметные результаты:
- формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (регулятивные УУД)
- формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства для достижения цели (регулятивные УУД)
- формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текста в таблицу); (познавательные УУД, работа со схемой)
- формировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД)
- формировать умение анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД, работа с литературой, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Познавательные результаты:
Выделять главные признаки одноклеточных организмов;
Высказывать суждения;
Анализировать связи, гипотезы;
Поиск и отбор информации.
  Задачи:
- обучающие: познакомить учащихся с многообразием одноклеточных организмов и способностью их самостоятельного существования.
В т.ч. предметные результаты:
Учащиеся должны знать значение одноклеточных организмов.
Учащиеся должны уметь определять понятия «простейшие» «антропонозы» «гигиена»; характеризовать одноклеточные организмы.
метапредметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
Ставить учебную задачу под руководством учителя;
Планировать свою деятельность под руководством учителя;
Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
Оценивать свою.
личностные результаты:
Учащиеся должны уметь:
Высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;
Анализировать связи, гипотезы;
 
-развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, навыки работы с цифровыми ресурсами, умения выделять главное; способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся
-воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.
 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация,
 результативный лист:
Фамилия, имя_________________________________Клас________Дата__________
Тема урока__________________________________________________________
Проблема урока______________________________________________________
1.Заполнить таблицу по ходу урока
Роль простейших в природе
1,4 группа Роль простейших в жизни человека 2,5 группа Заболевания, вызываемые простейшими 3,6 группа
+ + - - 2. Прочитайте текст. Предложите меры, предохраняющие от заражения амёбной дизентерией.
Дизентерийная амёба поселяется в толстой кишке человека и изъязвляет её стенки, вызывая опасную болезнь – дизентерию. Цисты амёбы выделяются с калом. С компостом цисты могут попасть на огороды, а со сточными водами – в водоёмы. Их также разносят мухи. В организм человека цисты попадают через рот: с немытыми овощами, с грязных рук, при купании в загрязнённых водоёмах. На сырой почве цисты живут до 8 дней, на овощах и предметах обихода – до 5 дней. При кипячении и высушивании они погибают. Несколько месяцев цисты могут находиться в организме человека, не вызывая заболевания. Позже они превращаются в амёб, заселяют кишечник и вызывают боль в животе, слабость, понос.
Меры, предохраняющие от заражения амёбной дизентерией:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Термины урока:
Антропонозы - группа инфекционных и паразитарных заболеваний, возбудители которых способны паразитировать в естественных условиях только в организме человека.
Гигиена - это наука об улучшении и сохранении здоровья человека.
4. Вывод по проблеме урока (делается в конце урока на этапе итог урока) Сравниваем свой вывод с авторским.(в учебнике после изученного параграфа)
Структура и ход  урока
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихся
        I. Организационный момент (1 минута)
 Цели:
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность
.      II. Актуализация знаний (3 минуты)
 Цель: организовать актуализацию знаний:
 
 
III. Постановка учебной проблемы 8 минут
Цель: организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемной ситуации диалог. Приём 1. Протеворечивые факты
- организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя.
 
 
4.    

IV. «Открытие нового знания»(построение проекта выхода из затруднения) (15 минут)
Цель:
- организовать поиск решения учебной проблемы
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
V. Применение нового знания (10 минут)
Цели:
- организовать применение новых знаний;
- организовать самопроверку, исправление ошибок, самооценку по алгоритму.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 минуты)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию собственной учебной деятельности
VII.Домашнее задание
2 минуты
Цель:
- организовать выполнение домашнего задания.  приветствует учеников«Улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успеха себе и своим друзья
. -Давайте с Вами вспомним, что мы знаем о простейших?
- Даваете посмотрим на экран – перед вами изображены различные простейшие. Скажите как они питаются? Подбирают пищу со дна или захватывают из толщи воды? Ведут свободный или паразитический образ жизни?

Учителем сообщаются 2 факта.
1)Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов для переваривания целлюлозы. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в простые сахара. Без простейших  термиты погибают от голода.
2)С давних времён человек страдает от изнурительной болотной лихорадки (малярии), особенно распространённой в странах с тёплым климатом. Возбудителем этого заболевания является простейший (одноклеточный) паразит, относится к классу споровиков: малярийный плазмодий.
Какое противоречие вы заметили? (Учитель фиксирует на доске)
Какой возникает вопрос?
Версии учеников, выбор лучшей формулировки. Фиксация на доске.
(Простейшие – это ЗЛО или ДОБРО, ПОЛЬЗА или ВРЕД)
(Простейшие – это друзья или враги) и т.д.
Учитель: как вы думаете какова тема нашего урока.
Учащиеся формулируют тему урока, запись темы в тетрадях.
Постановка целей урока совместно с учениками. 
Весь урок идёт работа в группах по 4 человека.
Давайте выскажем какие у кого имеются версии подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу?
А подтвердите свои предположения..
Затем идёт заполнение таблицы по группам. Учащимся предлагается прочитать просмотровым чтением стр. 91-97, а также заранее заготовленных ответах домашнего задания и заполнить колонку своей группы в результативном листе.

Каждый раз возвращаемся к проблеме урока!
Прочитайте текст. Предложите меры, предохраняющие от заражения амёбной дизентерией.
Дизентерийная амёба поселяется в толстой кишке человека и изъязвляет её стенки, вызывая опасную болезнь – дизентерию. Цисты амёбы выделяются с калом. С компостом цисты могут попасть на огороды, а со сточными водами – в водоёмы. Их также разносят мухи. В организм человека цисты попадают через рот: с немытыми овощами, с грязных рук, при купании в загрязнённых водоёмах. На сырой почве цисты живут до 8 дней, на овощах и предметах обихода – до 5 дней. При кипячении и высушивании они погибают. Несколько месяцев цисты могут находиться в организме человека, не вызывая заболевания. Позже они превращаются в амёб, заселяют кишечник и вызывают боль в животе, слабость, понос.
Можно создать памятку в каждой группе
Учитель договаривается с учениками за что мы ставим отметку «5», «4», «3». (Оценка «5» за часть А и Б без ошибок, если 1-2 недочёта – оценка «4». Если выполняется часть А – без ошибок оценка «4», 1недочёт – оценка «3».
Учитель проводит тестовую проверочную работу.
Тест «Многообразие и значение простейших
Часть А
Выбрать один верный ответ
К простейшим относятся животные, тело которых состоит из:
А) двух клеток
Б) одной клетки
В) множества клеток
Человек заражается дизентерийным амёбиазом, проглотив:
А) яйца амёбы
Б) цисты амёбы
В) споры амёбы
3. Возбудителем малярии является:
А) малярийный комар
Б) малярийный плазмодий
В) лямблии
4. Возбудители какой из названных болезней принадлежат к подцарству простейшие:
А) холера
Б) чума
В) лямблиоз
5. В каком случае правильно перечислены типы простейших:
А) амёбы-инфузории-жгутиконосцы
Б) саркодовые-жгутиконосцы-ресничные инфузории
В) саркодовые-фораминифёры-кокцидии
Часть Б
Опишите любое заболевание, вызываемое простейшим и его профилактику.
Затем происходит самооценка.
У каждой группы на парте лежит алгоритм самооценки:
Какое было задание?
Удалось ли справиться с заданием?
Справился полностью самостоятельно или с чьей то помощью?
Справился с ошибкой или без?
Какую отметку себе поставишь?
Проводит опрос по самооценке 2-3 учащихся
Какая у нас была тема?
Так как же мы решили проблему?
Какие новые знания вы получили на уроке?
Объявляет домашнее задание:
Текст учебника на с. 91–97. Подумайте: В чём преимущества и недостатки одноклеточного образа жизни перед многоклеточным. (Этот вопрос будет актуальным при изучении новой темы.)
По желанию (дополнительно) подготовить сообщение по теме «Губки»
 Приветствуют учителя и друг друга
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.
Учащиеся выдвигают свои предположения, выдвигают версии.
Ребята формулируют тему урока.
Формулируют цели урока
Ученики высказывают версии – учитель фиксирует на доске
Ученики высказывают – учитель фиксирует на доске.
Учащиеся заполняют свою колонку таблицы.
От каждой из групп выходит представитель и сообщает свою заполненную колонку. Остальные фиксируют у себя те колонки, которые у них не заполнены.
учащиеся выполняют задание 2 в результативном листе. Каждая из групп сообщает свой результат.
Выполняют проверочную работу
Оценивают себя по алгоритму
Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.
Формулируется вывод по проблеме урока и вносится в результативный лист.
Ребята в парах высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Записывают домашнее задание
Используемая для создания урока  литература:
В.А. Догель «Зоология беспозвоночных»
В.И.Блинников «Зоология с основами экологии»
А.Г. Резанов «Зоология в таблицах, рисунках и схемах»
Г.С.Сухова «Биология. Тесты 6 -11 классы»
Т.Л. Богданова «Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы»
О.А. Пепеляева, И. В. Сунцова «Поурочные  разработки по биологии  7 - 8 классы»
Е.А. Резанова, И.П. Антонова «Биология человека в таблицах, рисунках и схемах»
Е.В. Жудинова «Целительные мудры»
Мультимедийные диски:
«Вертуальная школа  Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 7 класс»;
 « Обучающие программы для школьников и старшеклассников»;
Теремов А.В., Рохлов В.С. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей, родителей. – М.:  АСТ-ПРЕСС.
Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. 7 класс.