Презентация по внеурочной деятельности Туризм и краеведение.


Программы , способствующие развитию детей и молодежи во внеурочное время муниципальное общеобразовательное казенное учреждениеВладимировская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района    Рассмотрено Согласовано Утверждаю На пед. совете Зам. директора по ВР Директор ОУ Протокол № от _______Редкокашина М.В. _______Миронова В.Н. «____» _________2016 г. «____»__________2016г   Программа кружка « Туризм и краеведение»  Ступень обучения - основное общее образованиеКоличество часов - 68Составитель - Чмир О.Н.   2016-2017 Задачи1. В области образования:- расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную программу по географии, истории, биологии, ОБЖ, физике, математике, литературе и физической подготовки;- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной медицинской помощи;обеспечение выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.2. В области воспитания:- содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;- гуманное отношение к окружающему миру;- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.3. В области физической подготовки:- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах. Основные направления туристско- краеведческой деятельности в 5-9 классах Содержание программы кружка "Туризм и краеведение" №п.п. Наименование темы Всего часов Теория Практика 1. Туристские возможности своего края 2 2 - 2. Топография 3 1 2 3. Спортивное ориентирование 4 1 3 4. Музейное дело 8 2 6 5. Географическое краеведение 10 4 6 6. Историческое краеведение 10 4 6 7. Этнография 4 1 3 8. Археология 14 4 10 9. Литературное краеведение 3 1 2 10. Охрана природы 10 4 6 11. Туристская техника. Туристские соревнования. Походы. 12. Районный турслёт Итого 68 24 44 №п/п Содержание(раздел, темы) Кол-во часов Дата Основные виды учебной деятельности (УУД) 1 Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. 1 Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации.Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель.Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач 2 Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к людям , отношение к природе  1 Регулятивные: целеполагание - форму­лировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - кон­тролировать и оценивать процесс и ре­зультат деятельности Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, обра­щаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию 3 Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.  1 Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения 5 Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. 1 Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем.Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников 6-10 Узлы и их применение в туризме. 6 Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации.Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель. 4 Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Приморского края. 1 Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем.Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников 11 Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. 1 Регулятивные: целеполагание - форму­лировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: общеучебные - кон­тролировать и оценивать процесс и ре­зультат деятельности. Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, обра­щаться за помощью; взаимодействие - формулировать собственное мнение и позицию 12 Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. 1 Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения 13-14 Горизонтальный и вертикальный маятник. Спортивное туристическое снаряжение. 2 Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем.Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников 16-18 Музейное дело 2 19-20 Музейное дело 2 21-22 Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. 2 23 Краеведение на маршруте. Подведение итогов похода теоретически 1 Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем.Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников 24-25 Историческое краеведение 2 Регулятивные: контроль и самокон­троль - различать способ и результат действия; прогнозирование - предвос­хищать результаты. Познавательные: общеучебные - ори­ентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно созда­вать ход деятельности при решении проблем.Коммуникативные: взаимодействие - формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление ком­муникацией - разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех участников 26-27 Историческое краеведение 2 Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации.Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель.Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач 28 Работа в музее 1 Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения 29 Ориентирование по местным приметам. Действия в случае потери ориентировки 30-31 Природоохранная акция. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. 32 Фоторепортаж о проведении природоохранной акции. Анализ работы. 1 33-34 Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. 2 35-36 Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов) 2 Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации.Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель.Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач 37 Подведение итогов туристского путешествия 1 Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения 38-39 Практические занятия. Работа в краеведческом музее. 2 Регулятивные: планирование - выби­рать действия в соответствии с постав­ленной задачей и условиями ее реали­зации.Познавательные: общеучебные — само­стоятельно выделять и формулировать познавательную цель.Коммуникативные: инициативное со­трудничество - ставить вопросы, об­ращаться за помощью; проявлять ак­тивность во взаимодействии для реше­ния коммуникативных задач 40 Метеорологические и гидрологические наблюдения. Приборы для метеонаблюдений: термометр, барометр, флюгер, гигрометр, осадкомер. 1 Регулятивные: контроль и самокон­троль - сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества - задавать вопросы, обращаться за помощью; оп­ределять общую цель и пути ее дости­жения 41-43 Определение горных пород и минералов, определение растений, насекомых, птиц. Сбор гербария, коллекции горный пород и минералов. Экскурсия на карьер. 3 Регулятивные: планирование - опреде­лять общую цель и пути ее достижения; прогнозирование - предвосхищать ре­зультат.Познавательные: общеучебные - вы­бирать наиболее эффективные способы решения задач; контролировать и оце­нивать процесс в результате своей дея­тельности.Коммуникативные: инициативное со­трудничество - формулировать свои затруднения 44-45 Особенности ориентирования в сложном пешеходном путешествииТехника и практика движения в сложном пешеходном путешествии. 2 46 Физическая подготовка участников сложного туристического путешествия 1 47-49 Закаливание организма. Волевая подготовка туриста. Режим дня. Комплекс гимнастики. Режим и содержание беговых тренировок. Медицинский контроль и самоконтроль. Личный план тренировок.   3 50-52 Совместное осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. 3 53-62 Подготовка похода и фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы; конкурс отчетов. 10 63-64 Выпуск газеты, посвященной экологическим проблемам микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям.  2 65-68 Охрана природы родного края. Экологическая акция. 4    Заключение. Школьный туризм с элементами спортивного ориентирования позволяет учащимся достичь успехов не только в усвоении программы данного курса, но и развить свой умственный, интеллектуальный и физический потенциал. Занятия в кружке дают возможность проникнуться любовью к своей малой родине, бережно относиться к природе, пропагандировать экологическую культуру и вести активный образ жизни, познавая окружающий мир. Между туризмом и краеведением полный практический контакт и единство целей, при которых в условиях родного края туристы часто становятся краеведами, а краеведы туристами. Туризм в большой степени способствует познавательному исследовательскому краеведению, а краеведение обращается к туризму как одной из весьма популярных и педагогически ценных форм.  Достигнутые успехи в соревнованиях помогут ребятам быстрее определиться с выбором будущей профессии, а совместные походы и экскурсии научат их коммуникабельности и человечности. Работа кружка подтверждает на практике, что цели и задачи выполняются учащимися с интересом, об этом говорят призовые места  и грамоты, полученные на соревнованиях по туризму и спортивному ориентированию как в командном, так и личном зачётах. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Алешин, В. М. Туристская топография [Текст] / В. М. Алешин // М.: Профиздат, 1985. - 285 с.Бардин, К.В. Азбука туризма [Текст] / К.В. Бардин// М.: Просвещение, 1981. - 176 с.Баринов, А.В. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В. Баринов // М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 496 с.Волович, В.Г. С природой один на один [Текст] / В.Г. Волович // М.: Военное издательство, 1989. - 260 с.Драгачев, С. П. Туризм и здоровье [Текст] sportprimorye.ru › / С. П. Драгачев// М.: Знание, 1984. - 345 с.Ильичев, А.А. Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А. Ильичев, // М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 200. - 496с. Кодыш, Э. Н. Соревнования туристов [Текст] / Э. Н. Кодыш // М.: Физк. и спорт, 1990. - 175 с.Интернет ресурсы: www.stkhv.ru фстр.рф/docs pfst.narod.ru