Программа курса внеурочной деятельности Краеведение и туризм 4 класс

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЕВЕДЕНИЕ И ТУРИЗМ»

Пояснительная записка
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из  основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьников. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.  Использование краеведения помогает учащимся стать настоящим гражданином, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.  Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Начинать  процесс приобщения к малой родине надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек. Дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.  Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком  причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.  Актуальна и экологическая направленность занятий, здесь следует раскрыть смысл фразы М.Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину».  Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Особенность данной интегрированной  программы в том, что на каждом занятии  осуществляется практическая и развивающая  направленность учебно – познавательной деятельности учащихся в естественной природной среде, что соответствует требованиям ФГОС (второго поколения).  Самодеятельный пешеходный туризм - трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся. Такой туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность,  за общее дело; учит бережному отношению к природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества, формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности учащихся. Последнее имеет особое значение для развития детей младшего школьного возраста. Многие из них начинают испытывать в школе вполне естественные и объяснимые сложности с учебной самоорганизацией. В сочетании с высоким авторитетом и большой ролью в жизни младшего школьника взрослых, к  которым он обращается за помощью, это может способствовать нежелательному развитию у него привычки во всем полагаться не на самого себя, а на помощь и мнение взрослого. Склонность к стандартному поведению в сочетании со стремлением выглядеть в глазах взрослого не хуже других  детей порождает конформизм младших школьников, а также ведет к возможному отказу от своего «Я сам». В силу этих обстоятельств одной из задач, которые стоят перед педагогами, является создание  благоприятных условий для развития самостоятельности учащихся. С имеющимся за спиной пережитым опытом самостоятельности подростку легче будет решать новые задачи, легче проживать переходный возраст. Педагогам важно создать для учащихся подобное пространство, которое отвечало  бы их насущным возрастным  потребностям,  и при этом было  бы благоприятным для их нравственного развития. Взрослым надо поддерживать природное любопытство учащихся и желание все испытать самим, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к независимости. самостоятельности, потребности проявить себя среди других. В наибольшей мере перечисленным выше условиям соответствуют всевозможные   формы организации жизнедеятельности школьников в естественной, природной, «нецивилизованной» необустроенной среде, в том числе самодеятельные туристские путешествия. Туристско-краеведческая деятельность позволяет решать как возрастные задачи, которые встают перед учеником младшего школьного возраста, так и подросткового  возраста, так и собственно педагогические задачи, связанные  с воспитанием учащихся. Эта особенность туристско-краеведческой деятельности и положена в основу данной образовательной программы. Программа «Начала туризма и краеведения» ориентирована на детей категории: младшие школьники 1-4 классы и нацелена на обучение первоначальным туристским навыкам, ОФП младших школьников и воспитание у них самостоятельности.
Цель программы внеурочной туристско - краеведческой  деятельности -  Создание условий для включения в практическую туристическую деятельность младших школьников и воспитание всесторонне развитой коммуникативной личности.
Основные задачи программы:
1.Оздоровительная задача.
- Формирование понятия «Здоровье»
- Укрепление здоровья.
- Совершенствования физического развития.
2.Образовательная задача. 
- Формирование навыков физической культуры как элемента здорового, активного образа жизни
- Приобретение школьниками знаний в области физической культуры и туризма, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями, в походах выходного дня, путешествиях по родному краю, сознательного использования их в повседневной жизни.
3.Воспитательная задача.
- Формирование у школьников устойчивого интереса к осознанной потребности в каждодневных занятиях физическими упражнениями и активным формам досуга.
- Содействие  гармоничному развитию личности школьника, включая формирование духовных, эстетических и волевых качеств.
- Формирование и развитие экологического мышления
Объект: Учащиеся 1-4 классов
Предмет: программа внеурочной деятельности «Краеведение и туризм»
Место курса в учебном плане:   68 часов за год, 2 часа в неделю.
В образовательном процессе используются технологии:
- Исследовательские, здоровьесберегающие, экскурссии  в природную  среду, экологическое воспитание  личности.
Приемы и методы:
Метод проектов и исследований; игровой;  групповая работа, метод индивидуального подхода.
Основные  формы организации учебных занятий:
- Тренировочные (физические упражнения, подвижные игры);
- Соревновательные (соревнования, конкурсы, эстафеты);
- Сюжетно – ролевая игра;
- Занятие  - путешествие, экскурсия, ПВД, туристические походы
Планируемые результаты.

Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:
 овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
 определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
 7) знакомство с основными нормами  морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8)  элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  города;
11)  любовь к родной школе, своему  городу, селу, народу, России;
12) уважение к защитникам Родины;
 13)умение отвечать за свои поступки;
Содержание программы 4 класс.
История родного края.
Программа имеет историческое и краеведческое направление и нацелена на расширение знаний ребёнка об истории малой родины. В курсе рассматриваются основные события истории посёлка. Дети знакомятся с государственной символикой, в частности с символикой Свердловской области, г. Асбеста, городского округа Рефтинский. Кроме того, в ходе занятий краеведческого кружка учащиеся выполняют разнообразные практические задания: организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок;  рисование по результатам экскурсий,  наблюдений, представлениям;
Тематическое планирование
Количество
часов
Теория
Практика
Содержание деятельности

4 ч.
Что такое краеведение: зачем и как изучать свой край.
 Туризм и  его значение в духовном и физическом развитии ученика.
Понимать значение  правил  ведения здорового образа жизни, основных нормах гигиены. Понимать пользу физической активности (различные формы). Проявлять интерес к     подготовке к походу .Осознание своего места в детском коллективе.

10 ч.
Рефтинский на карте. Наши соседи.
Поход - знакомство
Участвовать в совместной подготовке,  осуществлении похода в осенний лес.  Подбирать туристическую одежду и обувь.
  С помощью руководителя выбирать место для бивуака. Определять место для костра, соблюдать нормы поведения в лесу, соблюдать правила обращения  с огнем, гигиены. Знать содержимое Аптечки, уметь оказывать первую доврачебную помощь .Осознавать свое место и обязанности в детском коллективе.   Уметь выделять положительные и отрицательные моменты похода  собирать материал для гербария и делать зарисовки родной природы.


Территория, границы, географическое положение.
Быт юного туриста



Древнейшее прошлое нашего края
Сюжетно-ролевая игра «Мы туристы
Пройти туристический маршрут, ориентируясь по природным признакам и простейшей   топографической карте»

10ч.


Моя семья.

Создание альбома об истории семей учащихся


Моя семья. Мои предки.




Все работы хороши – выбирай на вкус! (знакомство с профессиями родителей)
Кухня юного туриста
Составлять походное меню, соблюдать гигиену личной и групповой посуды. Под руководством руководителя готовить пищу на костре.

8ч.
История и традиции родной школы.
Туристские узлы и их назначение
Обучить простым узлам    Игра «Узелок завяжется- узелок развяжется».


Посёлок, в  котором мы живем.
Топография
Познакомить с топографическими знаками.


История возникновения посёлка




Как выглядел наш посёлок в начале своей жизни



6ч.
Здравствуй, музей!




Памятники. Памятные места




Главная улица посёлка .



20ч.























Природный комплекс Рефтинского
Ориентирование на местности
Обучить ориентированию на местности по природным признакам. Научить определять стороны горизонта.


Богатство нашей земли.




Разнообразие растительного мира. Лекарственные и опасные растения.
Преодоление препятствий
Обучить преодолению полосы препятствий.


Леса нашего края.
Экскурсия в природу.
Уметь художественно изображать окружающую природу


Заповедные места нашего края.




Животный мир  нашего края
Походы выходного дня экскурсии
Закрепить первоначальные навыки и умения по туризму


Водоемы нашего края.




Река Рефт.
Поход-экскурсионный
Экскурсия в природу с целью проведения природоохранных акций «Очистим лес»,
«Внимание муравейник», 
«Чистый берег».

8ч.
История в лицах.
Фотоотчет о состоявшихся походах
Научить детей составлению простых отчетов о состоявшихся походах, фотоотчет.


Писатели, прославившие посёлок



4ч.
Народные традиции.
Легенды и были родного края.
Беседа «Интересные страницы родного края.  Экскурсия в краеведческий музей.


2ч.
Итоговое занятие. Итоговый урок: игра «Исторический
калейдоскоп».
Безопасность юного туриста.
Обучить отдельным элементам оказания медицинской помощи в походных условиях. Беседа о правилах безопасности в походе.


Мини – исследовательские работы:                                                               
1.«Моё любимое дерево»;
2. Моё любимое животное»;
3.«Один день лета»
4. «Мое любимое растение Урала»;
 6. «Любимый уголок родной природы»;
7. «Знакомая тропинка (описание туристической тропы)»;
8. «Времена года»;
9. «Я – и мое здоровье»;
10. «По туристким тропам родного края   
11. Создание буклетов.
12 Создание презентаций.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение:
1.Примерная программа внеурочной деятельности – авторы П.В.Степанов, С.В.Сизяев Т.С.Сафронов.
.Путешествуем по Свердловской области автор Т.П. Нездолий  Учебное пособие для начальной школы (1-3 кл.)
Справочник туриста, автор Ю. А. Штюрмер, М – Профиздат
Сборник « Кодекс туриста»
.Энциклопедия туризма, авторы  Ю. Н. Федотов, И.Е. Востоков
Туристское оборудование и снаряжение
 Групповое (бивуачное): палатка (одноместная - для хранения продуктов питания, две четырехместных для мальчиков и девочек), тент, рюкзак туристический;
 Костровое: 2 котелка, поварешка, фляжка для питьевой воды;
 Комплект для спортивного ориентирования - компас, планшетка, фонарик, часы, топографические карты местности, карандаш, линейка, транспортир, листы ватмана.
Медицинская аптечка, фотоаппарат.
Личное:  Рюкзак туристический, спальник, одежда, обувь, посуда.
 Спортивный инвентарь: мячи волейбольные,  баскетбольные,  футбольные; скакалки;  перекладина,  канат гимнастический; секундомер.
15