Факультатив Подготовка к ОГЭ по русскому языку


Пояснительная записка
Программа факультатива по русскому языку для 9 класса «Подготовка к ОГЭ» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация» и авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М:»Просвещение»,2008 г.
Цель занятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
В ходе занятий учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Общая характеристика учебного предмета
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Содержание факультатива нацеливает на систематизацию некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
Формы контроля: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, сочинения разнообразных жанров.
Срок реализации программы 1 год (2016-2017 учебный год)
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа адресована учащимся 9 класса на 34 недели (один раз в неделю).
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ в новой форме.
Раздел 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.
Раздел 3. Сжатое изложение. Основные приѐмы компрессии текста. Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приѐмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.
Раздел 4. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.
Раздел 5.Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.
Раздел 6. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Умение сформулировать толкование слова. Учимся находить аргумент по содержанию исходного текста. Как аргументировать, опираясь на жизненный опыт. Вывод в сочинении.
Раздел 7. Работа с заданиями 2-й части 2-14. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология». Выразительно-изобразительные средства языка. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Раздел 8. Заключительное занятие. Рекомендации учителя по проведению ОГЭ. Практическое занятие.
Раздел 9. Итоговая работа в формате ОГЭ.
Тематическое планирование
Наименование разделов Кол-во часов Основные виды учебной деятельности
1. Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ. 1 час Работа с инструкцией по выполнению ОГЭ.
2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. 1 час Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
3. Сжатое изложение. 6 часов Работа с текстом, создание текста, анализ готовых работ, редактирование.
4. Сочинение на лингвистическую тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. 5 часов Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по текстам
5. Сочинение-рассуждение по тексту. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы 5 часов Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по текстам
6. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Структура, формулировка тезисов, аргументы и выводы. 5 часов Элементы сочинения, анализ текстов, написание сочинений по текстам
7. Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.
7 часов Работа с тестом, заполнение бланков, выполнение тренировочных упражнений, повторение теоретического материала
8. Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к итоговой работе. 1 час Беседа
9. Итоговая работа в формате ОГЭ.
3 часа Контрольная работа
Всего: 34 часа Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя и учащихся
1. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ: Астрель, 2010.
2. ГИА-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2017.
3. ГИА -2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2017.
4. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.,1976
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. М.: Экзамен, 2016.
6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2013.
7. В.И. Капинос, Л. И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык 9 класс. М.: Интеллект-Центр, 2007.
8.Львова С.И. Русский язык. - М, Дрофа, 2002.
9. Львова С.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2013.
10. Розенталь Д.Э. Учебное пособие по русскому языку: Говорите и пишите по-русски правильно.- М.,2001
11. Шанский Н.М. Современный русский язык. - М.,2002
Интернет-ресурсы
Словари
1. http://www.sork.ru – Словарь сокращений русского языка
2. http://www.megakm.ru –Толковый словарь русского языка Ожегова
3. http://www.slovari.ru –Русские словари (Институт им. Виноградова)
4. http://www.gramota.ru–Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толково-словообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры
1. http://www.repetitor.1c.ru – Тесты по орфографии и пунктуации в режиме онлайн
2. http://www.gramotey.ericos.ru – Электронный тренажер «Грамотей»
3. http://капканы-егэ.рф – справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, работа с тестами
Методические материалы
http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
http://www.gramota.ru — Грамота.Ру (справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»).
http://www.rus.1september.ru — электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
http://www.center.fio.ru — мастерская «В помощь учителю. Русский язык» Московского центра интернет-образования5. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений
6. http://www.proshkolu.ru – методические материалы к урокам, презентации.
7. сайт ФИПИ
Планируемые результаты освоения факультативного курса
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»
В ходе занятий учащиеся должны:
овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие приѐмы компрессии текста; владеть формами обработки информации исходного текста;
писать сочинение на лингвистическую и свободную тему в разных жанрах и стилях речи;
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста,
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в еѐ смысл;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
уметь работать с бланками экзаменационной работы;
сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Кол-во часов Требования к уровню подготовки обучающихсяВид контроля Дата
план Дата факт
1 Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. 1 час Знать цели и задачи факультатива, содержание и инструкцию по выполнению работы беседа 2 Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе. 1 час Знать структуру КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе беседа 3 Понятие об изложении. Алгоритм написания изложения. 1 час Знать алгоритм написания изложения, приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. мини-лекция,
практикум 4 Выделение микротем в тексте. Составление плана текста. Абзацное членение. 1 час Уметь выделять микротемы в тексте, составлять план текста, производить абзацное членение текста мини-лекция,
беседа,
практикум 5 Сжатое изложение. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. 1 час Знать особенности сжатого изложения мини-лекция,
практикум 6 Основные приѐмы компрессии текста. Обучение приемам компрессии текста. 1 час Знать основные приѐмы компрессии текста. мини-лекция,
практикум 7 Написание сжатого изложения
1 час Уметь написать сжатое изложение самостоятельная работа. 8 Работа над ошибками изложения. 1 час Уметь редактировать текст, сравнивать с образцом, проверять и оценивать сжатое изложение, Знать памятку для анализа изложения, классификацию речевых и грамматических ошибок. практикум 9 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему мини-лекция,
практикум 10 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему мини-лекция,
практикум 11 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему мини-лекция,
практикум 12 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.
1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему мини-лекция,
практикум 13 Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему мини-лекция,
практикум 14 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту мини-лекция,
практикум 15 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту мини-лекция,
практикум 16 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту мини-лекция,
практикум 17 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту мини-лекция,
практикум 18 Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения по тексту мини-лекция,
практикум 19 Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему мини-лекция,
практикум 20 Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему мини-лекция,
практикум 21 Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему мини-лекция,
практикум 22 Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему мини-лекция,
практикум 23 Подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему. 1 час Знать особенности написания сочинения-рассуждения на заданную тему мини-лекция,
практикум 24 Выполнение заданий 2-й части ГИА (ОГЭ). 2-3 задание.
1 час мини-лекция,
практикум 25 Выполнение заданий 2-й части ГИА (ОГЭ). 4 задание.
1 час мини-лекция,
практикум 26 Выполнение заданий 2-й части ГИА (ОГЭ). 5 задание.
1 час мини-лекция,
практикум 27 Выполнение заданий 2-й части ГИА (ОГЭ). 6 -7 задание. 1 час мини-лекция,
практикум 28 Выполнение заданий 2-й части ГИА (ОГЭ). 8 -9 задание. 1 час мини-лекция,
практикум 29 Выполнение заданий 2-й части ГИА (ОГЭ). 10 -11 задание. 1 час мини-лекция,
практикум 30 Выполнение заданий 2-й части ГИА (ОГЭ). 12 -14 задание. 1 час мини-лекция,
практикум 31 Заключительное занятие. Рекомендации учителя. Подготовка к итоговой работе. 1 час беседа 32-34 Итоговая работа в формате ГИА (ОГЭ).
3 часа контрольная работа