Рабочая программа внеурочной деятельности Кубаночка для 2 класса



муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 г.Усть-Лабинска
муниципальное образование Усть-Лабинский район
(полное наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол №1 от 30 августа 2013 года
Председатель _______ Ивлева И.В.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.






Рабочая программа внеурочной деятельности

комплексная

«Кубаночка»

1 год

7-8 лет










Составители Можарова С.Н.,
учитель начальных классов








1.Пояснительная записка.
Программа курса по внеурочной деятельности ориентирована на следующие направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися второго класса.   Курс включает 5 модулей (170 часов), направленных на организацию знакомства учащихся с окружающим миром и вхождением в социальное пространство. Программа рассчитана на 1 учебный год 2013-2014. Такая организация курса внеурочной деятельности позволяет педагогу последовательно или выборочно проводить данные модули в течение учебного года.
Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. Поэтому на данном этапе развития современной России особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании.
  В условиях модернизации российского образования проблема гражданского воспитания становится одной из актуальных на сегодня. Она ныне обретает новые подходы и критерии и является составной частью целостного процесса адаптации и жизненного самоопределения личности. В связи с этим стержнем воспитания теперь является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов активной гражданской позиции обучающихся. Гражданственность не дается сразу, она формируется постепенно, по мере складывания и развития личности.
      Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания определяется:
противоречием между потребностью общества в личности настоящего гражданина и отсутствием государственной системы воспитания гражданина;
потребностью общества в переводе общественного сознания на общечеловеческие ценности как одного из условий воспитания школьника.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота своей Родины с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанных целей решаются следующие задачи:
- овладеть учащимся знаниями об Усть-Лабинском районе, в котором проживают;
- формировать сознание школьников на основе культурно- исторических, духовных ценностей;
- формировать у обучающихся активную жизненную позицию;
- формировать у детей потребности совершать добрые дела и поступки;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
-воспитывать патриотизм, гражданственность, бережное отношение к традициям, культуре и истории народов Кубани;
- стимулировать умение совершенствоваться в коллективе;
- развивать чувство сопричастности к окружающему;
- развивать такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
   В основу программы были положены следующие педагогические принципы и подходы:
1)  Принцип целостного подхода к развитию личности – в сочетании коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
2) Принцип развивающего характера деятельности - в организации деятельности посильной для конкретной личности, определение четко выраженного результата деятельности, стимулирование творчества и самостоятельности.
3) Принцип природосообразности – принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти.
4) Принцип сотрудничества - работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
5) Личностно – ориентированный подход – уважение личности, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям,  к его духовной жизни, к мотивам его поведения
Для реализации программы предлагаются следующие  методы : наглядный, словесный, практический.   Наглядный метод    просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии в школьный музей, музей станицы ; наблюдения;  экскурсии по станице; целевые прогулки;  Словесный метод   чтение стихотворений;  беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;  ответы на вопросы педагога, детей;  сообщение дополнительного материала;  работа над загадками;  рассматривание наглядного материала;  рассказы детей по схемам, иллюстрациям;  разбор житейских ситуаций;  проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;  Практический метод   проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);  постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;  проведение экскурсии различной направленности;  организация вечеров с родителями, для родителей.
Предполагаемые формы организации внеурочной деятельности.
Организации работы по программе в основном – коллективная, индивидуальная формы работы.   Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.
Используются теоретические и практические занятия (внеурочная, внешкольная).



2.Учебно-тематический план


Наименование разделов,
тем
Всего, час
Количество часов
Планируемые результаты




Аудитор
ные
Внеауди
торные


I
Общеинтелектуальное направление «Умники»
22
10
12



Интеллектуальный марафон «Совёнок»
4
2
2



Подготовка к мероприятию: Интеллектуальный марафон « Совёнок»


2
Поиск интересной информации в библиотеке, в интернете и ознакомление с ней


Проведение мероприятия: Интеллектуальный марафон «Совёнок»

1

Одержать победу в интеллектуальном марафоне «Совёнок», выпустить газету по итогам марафона.


Анализ мероприятия: Интеллектуальный марафон «Совёнок»

1

Проводят анализ участия в мероприятии, составление заданий для одноклассников


Общешкольная конференция «Я помню! Я горжусь!».

4
1
3



Подготовка к общешкольной конференции «Я помню! Я горжусь!».


2
Подбор материала о героях великой Отечественной войны.
Сходить к ветеранам, оказать им помощь.


Проведение общешкольной конференции «Я помню! Я горжусь!».

1

Защищают свои работы, выпускают буклеты, альбомов.


Анализ общешкольной конференции «Я помню! Я горжусь!».


1
Выступление перед одноклассниками. Выставка рисунков о войне


Конкурсная эрудит - программа «Эрудит»
3
2
1



Подготовка программы «Эрудит»


1
Подбор заданий к конкурсу


Проведение программы «Эрудит»

1

Выступление.


Анализ программы «Эрудит»

1

Сочинение «Что должен уметь ученик». Представление сочинений перед одноклассниками


Интеллектуальный марафон «Флора и фауна нашего края»

4
1
3



Подготовка к интеллекту-альному марафону «Флора и фауна нашего края»


2
Посещение библиотеки с целью узнать больше о крае.


Проведение интеллекту-ального марафона «Флора и фауна нашего края»

1

Участие в игре


Анализ мероприятия


1
Анализ игры и составление загадок и ребусов для одноклассников.


Конкурс презентаций «Профессии моих родителей»

4
2
2



Подготовка к конкурсу презентаций «Профессии моих родителей»



2
Сбор материалов о профессиях. Фото.


Проведение конкурса презентаций «Профессии моих родителей»


1

Представление презентаций на конкурсе.


Анализ конкурса презентаций «Профессии моих родителей»


1

Анализ выступлений, показ для одноклассников


Игра «Мульти-Пульти»
3
2
1



Подготовка к игре «Мульти-Пульти»


1
Просмотр мульфильмов.


Проведение игры «Мульти-Пульти»

1

Участие в игре


Анализ игры «Мульти-Пульти»

1

Анализ знаний о мультфильмах, выполнение зарисовок, выставка рисунков

II
Общекультурное направление
«Волшебный мир»
68
25
43



Конкурс осенних букетов.
3
1
2



Подготовка к конкурсу осенних букетов.


1
Сбор природного материала


Проведение к конкурса осенних букетов.

1

Участие в выставке


Анализ конкурса осенних букетов.


1
Анализ выставки, выступление с сочинениями «Золотая осень»


Фестиваль творчества «Золотая осень» (поделки, букеты, рисунки).

3
2
1



Подготовка к фестивалю творчества «Золотая осень»



Сбор информации, природного материала для поделок


Проведение фестиваля творчества «Золотая осень»



Участие в конкурсе, одержать победу в конкурсах.стихов.


Анализ фестиваля творчества «Золотая осень»



Анализ участия – что понравилось.


Образовательная игра «Мы разные, но мы вместе». Новогодние традиции, песни, танцы. Новогодняя мишура: подготовка к празднованию нового года. Новогодние утренники «Здравствуй, Дедушка Мороз!». Фабрика игрушек Деда Мороза, Новогодняя ярмарка.
7
5
2



Подготовка к Новогоднему утреннику

2
2
Научатся хоровым песням, водить хороводы, больше узнают о празднике. Научатся изготавливать ёлочные украшения.


Проведение Новогоднего утренника

1

Участие в утреннике.


Анализ праздника

1

Анализ праздника, что запомнилось – нарисуй! Выставка рисунков


«Я- зритель» (4 поездки на каникулах)
32
4
28



Подготовка к посещению драмтеатра


4
Повторят правила поведения в автобусе во время поездки и поведение в театре. Узнать о спектакле


«Я - зритель» в театре драмы


24
Просмотр спектакля.


Анализ просмотра спектакля

4

Анализ просмотра спектакля. Кто из героев понравился? Почему?


Экскурсии в музей боевой славы школы и города
6
4
2



Подготовка экскурсии в музей боевой славы школы и города


1
Сбор материала о героях города Усть- Лабинска


Проведение экскурсии в музей боевой славы школы и города.

4

Участие в экскурсии.


Анализ экскурсии в музей боевой славы школы и города


1
Выпуск газеты по группам, что запомнилось.


Конкурс « Читатель года», посвященный Международному Дню детской книги
4
2
2



Подготовка к конкурсу « Читатель года»


1
Подбор материала к конкурсу


Проведение конкурса
« Читатель года»

2

Участие в конкурсе


Анализ конкурса
« Читатель года»


1
Выставка прочитанных книг и доклады


КВН «А ну-ка, мальчики!»
3
2
1



Подготовка к КВНу «А ну-ка, мальчики!»


1
Сбор информации о военных профессиях


Проведение КВНа «А ну-ка, мальчики!»

1

Участие в конкурсе.


Анализ КВНа «А ну-ка, мальчики!»

1

Анализ КВНа, награждение. Фотовыставка.


КВН «А ну-ка, девочки!»
3
2
1



Подготовка к КВНу «А ну-ка, девочки!»


1
Сбор информации о профессиях мам и их домашней работой.


Проведение КВНа «А ну-ка, девочки!»

1

Участие в конкурсе


Анализ КВНа «А ну-ка, девочки!»

1

Анализ КВНа, награждение. Фотовыставка.


Рождественские посиделки

3
1
2



Подготовка к рождественским посиделкам



1
Сбор информации из интернета и библиотеке о празднике


Проведение рождественских посиделок


1

Участие в посиделках


Анализ рождественских посиделок



1
Выступление перед одноклассниками с мини сочинениями «Что такое рождество»


Образовательная игра «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры.
4
2
2



Подготовка к образовательной игре «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры.



2
Сбор информации об играх и разучивание их


Проведение образовательной игры «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры.


1

Участие в игре


Анализ образовательной игры «Мы разные, но мы вместе». Праздники и народные игры.


1

Анализ участия. Разучивание понравившихся игр

III
Социальное направление «Путь к успеху»

21
12
9



Акция «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.
3
1
2



Планирование акции «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.


1
Узнают о важности оказания помощи


Проведение акции «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.

1

Помогут пенсионерам


Подведение итогов «Доброе дело» ко Дню пожилых людей.


1
Анализ работы и сделают открытки для пожилых людей


Акция «Мир добрых сердец».
3
1
2



Планирование акции «Мир добрых сердец».


1
Узнают о важности оказания помощи


Проведение акции «Мир добрых сердец».


1
Помогут пенсионерам


Подведение итогов «Мир добрых сердец».

1

Фотовыставка проведённых дел, презентации


Акция «Кормушки для птиц»
3
3




Планирование акции «Кормушки для птиц»

1

Выяснить зачем нажны кормушки для птиц


Проведение акции «Кормушки для птиц»

1

Отличная подготовка акции


Подведение итогов акции «Кормушки для птиц»

1

Награждение победителей


Акция «Помоги маме»
3
1
2



Планирование акции «Помоги маме»


1
Продумать, какую помощь можно оказать мамам


Проведение акции «Помоги маме»


1
Оказание посильной помощи


Подведение итогов акции «Помоги маме»

1

Выступление с презентацией.


Акции «Чистый школьный двор» (3 раза в год)
9
6
3



Планирование акции « Чистый школьный двор»


3
Распределение обязанностей, подготовка инвентаря.


Проведение акции « Чистый школьный двор»

3

Уборка школьного двора


Подведение итогов акции
« Чистый школьный двор»

3

Анализ проведённого дела. Фотовыставка школьного двора

IV
Духовно- нравственное направление
«Дорогою добра»
41
19
25



Единый Всекубанский классный час «Олимпийский старт Кубани»
3
1
2



Подготовка к классному часу «Олимпийский старт Кубани»


1
Подбор материала в библиотеке, интернете


Проведение классного часа «Олимпийский старт Кубани»

1

Участие в классном часе


Анализ классного часа «Олимпийский старт Кубани»


1
Анализ мероприятия. Выставка рисунков – олимпийские символы.


Акция «Школа против террора»
3
1
2



Планирование акции «Школа против террора»


1
Повторим правила поведения при теракте, правилами эвакуации во время теракта.


Проведение акции «Школа против террора»

1

Эвакуация


Анализ акции «Школа против террора»


1
Составление теста для одноклассников по правилам эвакуации


День рождения Краснодарского края. Викторина.
3
2
1



Подготовка к викторине «День рождения Краснодарского края»


1
Познакомятся с историей края и повторят изученное.


Проведение викторины «День рождения Краснодарского края»

1

Участие в викторине


Анализ проведения викторины «День рождения Краснодарского края»

1

Анализ мероприятия. Выставка рисунков – символика края


Праздник «День города»

4
2
2



Подготовка к празднику «День города»



1
Рисунки, изготовление поделок


Проведение праздника «День города»

2

Участие в выставке рисунков, поделок


Анализ праздника «День города»


1
Анализ мероприятия. Награждение.


Вступление в ряды юных Жуковцев
4
2
2



Подготовка к вступлению в ряды юных Жуковцев.


1
Подбор материала, разучивание гимна