внеклассное мероприятие о толерантности Дорогу осилит идущий


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Добросельская основная общеобразовательная школа»
Грайворонского района Белгородской области
ДОРОГУ ОСИЛИТ
ИДУЩИЙвнеклассное мероприятие для учащихся 7-9 классов
Подготовила:
классный руководитель
Ярош Н.А.

Доброе 2014
Внеклассное мероприятие о толерантности «Дорогу осилит идущий»
Цели:
1.Познакомить учащихся с понятием «толерантность» и основными относящимися к нему категориями: терпимость, милосердие, сострадание, принятие, признание, способность к сопереживанию, прощение и др.2. Показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми.
3. Учить понимать проблемы других людей, в том числе и инвалидов, воспитывать гуманное к ним отношение.
4. Способствовать развитию социального интеллекта учащихся.
Наглядность и оборудование.
1.Презентация
2. эпиграф: Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой , как
рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Б.Шоу
3..Бумажные квадраты трёх цветов для игры «Белая ворона», прихватки для игры
Ход мероприятия
Ведущий: (вступительное слово)
"Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, к кому обращены. Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы. Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья. Желая другим - желаем и себе.
Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
– Все люди разные! Разных национальностей, разного вероисповедания. У кого-то светлые волосы, у кого-то – темные. У кого-то голубые глаза, а у кого-то – зеленые. Кто-то очень хорошо решает сложные задачи по алгебре, а кто-то красиво рисует. У кого-то есть две руки и он может творить ими чудеса, про такого говорят «мастер на все руки». Но к сожалению,  бывает так, что у кого-то всего одна рука или их две,  но одна рука почти не может двигаться. У кого-то есть тонкий музыкальный слух, а кто-то совсем не может слышать. Это говорит о том, что все мы разные и у нас у всех разные возможности. И как сказал известный ученый А. Энштейн : «Все мы гении. Но если судить рыбу по её способности лазить по деревьям, она проживёт всю жизнь, считая себя дурой».
Встречаются люди с физическими недостатками, люди с нарушением здоровья, с тяжелыми заболеваниями, с последствиями травм, которым очень тяжело.
Это люди с ограниченными возможностями
Любая обида несёт человеку переживания, печаль, уныние и волнение Человек с ограниченными возможностями такой же человек, как и все. Он нуждается в счастье, радости, общении, любви, страдает от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждается в поддержке. Он приспосабливается к обществу обыкновенных людей, а мы должны ему помочь.
Эпиграфом к нашему занятию я взяла слова известного драматурга Б.Шоу. Давайте прочитаем их. Как вы понимаете это высказывание?
Ответы детей
2. Практическая часть
Давайте мы представим себя на минутку на месте этих людей.
Я предлагаю вам сыграть в игру «Прихватки-варежки»
1.«Прихватки-варежки» (трудности мелкой/крупной моторики)
Попросите учеников надеть прихватки на обе руки. Перелистать страницы книги.
Люди с ограниченными возможностями могут иметь проблемы с навыками мелкой моторики, которые причиняют трудности с открытием колпачка и написанием в маленьком пространстве или между мелкими линиями на бумаге. Вот почему их тетрадки могут выглядеть по-другому и почему им нужно больше времени закончить  работу.
2. Завязать глаза и попросить пройти учеников между тремя стульями. (Это чувствуют люди с нарушением зрения)
3. В жизни часто встречаются такие ситуации, когда человек бывает отвергнут окружающими, он остаётся один, его считают «белой вороной», все над ним издеваются, никто его не понимает. Знакома вам такая ситуация?. А задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что чувствует человек в такой ситуации?
Игра «Белая ворона».
Раздать каждому геометрические фигуры разных цветов и только одну белую.
Все поворачиваются лицом друг к другу и начинают искать других, похожих на себя.
После того, как все группы сформировались, подходим и берём за руку одинокого «белого». Спрашиваем его, что он чувствует:
Что ты почувствовал, когда понял, что ты один и нет такой группы?
Попадал ли ты в жизни в подобную ситуацию?
Похожее ли ты испытывал чувство в той ситуации?
Спрашиваем ребят из других групп:
Каковы были ваши ощущения, когда вы нашли похожих и сформировали группу?
Что вы чувствуете по отношению к одинокому участнику?
Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему?
- Теперь, я надеюсь, вы понимаете, что чувствуют отвергнутые обществом люди. Какой вывод мы можем сделать из этой ситуации?
Ответы детей
4. Понятие толерантности
- Действительно, для этого нужно быть добрыми по отношению ко всем людям, делать их счастливыми, помогать слабым и беззащитным, уметь строить отношения на основе уважения и доброжелательности, жить со всеми в мире. Именно об этом мы и будем сегодня говорить с вами на нашем мероприятии.
Я попрошу вас назвать ещё одно очень важное качество, которым должен обладать каждый человек, а помогут вам в этом буквы, из которых следует составить слово.
Т О С Т Ь Л Е Н О Р А Н Т (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
А кто из вас может объяснить значение этого слова?
16 ноября отмечается международный день, посвящённый толерантности.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но всё чаще мы узнаём о военных конфликтах, о терактах на национальной почве, увеличивается количество брошенных детей, телевизионные репортажи рассказывают о страшных случаях издевательства молодёжи над своими одноклассниками, бездомными людьми. Избежать всего этого, поможет стать настоящими людьми всему человечеству толерантность. (Учитель пишет на доске это слово)
- А вы знаете, почему слово «толерантность» получило такое название?
-На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талерайн Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах ( и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике 17) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам
Как видите, Талерайн Перигор умел быть толерантным человеком. А вы, ребята, всегда проявляете толерантность, умеете ли быть терпимыми к своим одноклассникам, близким, к людям другой национальности. Быть толерантным- значит уважать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей . Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах. Нужно обращать внимание, скорее на то, что нас сближает, а не на то, что разделяет.
Толерантность - (от лат.словаtolerantia– терпение), это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, готовность к взаимодействию с людьми иной культуры, национальности, религии или социальной среды, это возможность услышать другого, понять иного.
Какие качества толерантного человека вы можете назвать?
терпимость (умение спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей)
справедливость
совесть (чувство ответственности за своё поведение; оценка своих поступков)
сострадание
уважение себя, мнений и поступков других людей
сдержанность (отсутствие агрессии)
прощение
принятие другого (не отталкивать от себя людей, а помогать им по необходимости)милосердие (учитывать настроение окружающих)
уважение прав своих и другого человека
великодушие
примирение со сложившимися ситуациями
отсутствие оскорблений и не унижений по отношению к другим
негативное отношение к насилию и агрессии в любой форме
отсутствие ненависти, зависти и призрения
Приобретая все эти качества, человек становится миролюбивым и доброжелательным (желающим добра другому) по отношению к любому человеку, который встречается ему на пути.
Мир создал людей разных внешне и внутренне, разных по состоянию души, по физическому и умственному развитию.
Особо бы мне, ребята, сегодня хотелось поговорить о терпимом, гуманном отношении к людям с ограниченными возможностями, т.е. инвалидам. 3 декабря в календаре отмечен как международный день инвалида. Поэтому мы не можем не затронуть эту тему. Эти люди нуждаются в особой заботе. Ведь они лишены многого. Зачастую люди с ограниченными возможностями здоровья остаются один на один со своими проблемами. Современное общество не готово принять таких людей, считать их равными себе. А вот как вы поступите в следующих ситуациях.
5. Вы, наверное, все видели рекламу, которая идёт по телевизионным каналам.
(просмотр рекламного ролика с Ольгой Шелест)
- Как вы думаете, как реализуют себя в жизни люди с ограниченными возможностями?
А сейчас я предлагаю послушать несколько рассказов о людях с ограниченными возможностями и о том, как они нашли себя в жизни
6. Выступление учащихся
1 выступление. ГЕРОИ КИЛИМАНДЖАРО
Чтобы доказать себе, что ты не хуже, а может, и лучше других, нужно раз в жизни стиснуть зубы и напрячь все силы, но покорить свою вершину, - сказали участники экспедиции: Андрей Козуб, Вячеслав Суров с нарушением опорно-двигательного аппарата, Владимир Глухов - плохо видящий, Михаил Веселов и Валентин Прикащиков - плохо слышащие, плюс девушка Ольга Рунцевич - единственная женщина среди всех. Высота этой вершины 5895 метров! Что тут сказать, если даже для здоровых и физически развитых людей это очень трудно.
Само восхождение заняло неделю. В течение этого времени члены экспедиции испытали все знакомые путешественникам разных веков превратности судьбы - от сложной акклиматизации до отказа носильщиков и гидов идти дальше (это произошло на высоте 3940 метров). И тем не менее, после десяти часового перехода, на пике Ухуру люди с ограниченными возможностями подняли флаг России, доказав тем самым не только себе, но и всем скептикам, что сила духа и мужество могут преодолеть все препятствия.
2 выступление. "ТАНЦУЮЩИЕ КОЛЕСА"
В три года Мери Верди, ребенок, рожденный с травмой спинного мозга, поняла, что больше всего на свете хочет танцевать.
Ее мать, профессиональная танцовщица, не верила, что дочери удастся объединить столь несопоставимые вещи: танцы и инвалидную коляску. Но через какое-то время у девочки появились учителя, которые показывали ей, как танцевать в сидячем положении. Мэри училась грациозно вращаться и делать изящные движения.
Когда Мери со своим партнером решили принять участие в танцевальных соревнованиях, они не предупредили организаторов о том, что она инвалид. Мери никогда не забудет, как онемевшая публика следила за их выступлением.
З. выступление о Жанне Бондаренко
Слайд с фотографией Жанны
-Знаете ли вы этого человека?
- Что вы знаете о её жизни?
Жанна Бондаренко родилась 7 сентября 1973 года в селе Ивановская Лисица Грайворонского района. Инвалид детства. Обучалась в специализированной школе-интернате для детей-инвалидов города Цюрупинска Херсонской области. Старшие классы средней школы закончила на дому. В качестве профессионального пути Жанна избрала журналистику. Она возглавляет пресс-службу Духовно-просветительского центра во имя святителя Иоасафа, активно сотрудничает срайонной газетой«Родной край».Стихи Жанна пишет с детства, за прошедшие годы вышли в свет сборники её стихов: «Сжигаю боль свою в стихах» 1995г., «Возьми моё сердце в ладони свои» 1997г., «На краю уходящего лета» 2000г., «И любовью душа причащалась» 2001г., «Спасибо за то, что ты есть» 2004г., «Взором к небу обращаясь» 2005г., «И поэзией стала печаль» 2013г.. Член Союза писателей России с 2001 года. Лауреат областной творческой премии «Молодость Белгородчины»
------- стихотворение Жанны Бондаренко читает Науменко Любовь -----------
Раздам свою душу – не жалко, берите!
Как свечку из храма, в ладонях несите,
От холода грейтесь и тьму озаряйте,
Но только в забвенье, прошу, не бросайте.
От ливней ненастных и бурь берегите,
В житейскую грязь её не оброните.
Не делайте больно душе моей, люди,-
Он не предаст вас, она не осудит,
Простить всё сумеет и злом не заплатит,
Но крылья опустит и свет свой утратит.
Раздам свою душу- не жалко, берите,
Надеждой и верой в ответ одарите!
7. Ведущий: Но и это еще не все. Вы знаете о параолимпийских играх –международных спортивных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями . Они традиционно проводятся после главных Олимпийских игр, а начиная с 1992годя – в тех же городах. Летние параолимпийские игры проводятся с 1960года, а зимние – с 1976года (они проводятся регулярно раз в четыре года)
Название «параолимпийские» образовано от греческой приставки «пара» - «около, наряду»; имеется в виду параллелизм и равноправие данных соревнований олимпийским соревнованиям.
Я хочу познакомить вас с несколькими спортсменами, героями параолимпиады( слайды о спортсменах-параолимпийцах)
Оксана Савченко (российская пловчиха, инвалид по зрению)
На паралимпийских играх в Лондоне спортсменка из Башкирии Оксана Савченко, завоевавшая пять золотых медалей и установившая четыре мировых рекорда, стала самой популярной спортсменкой Параолимпиады, она находилась в фокусе внимания журналистов на протяжении всей Параолимпиады.
2.Алексей Ашапатов (опорно-двигательный аппарат, выступает сидя)
Заслуженный мастер спорта по лёгкой атлетике. Двукратный чемпион Параолимпийских игр в Пекине по легкой атлетике в толкании ядра и метании диска.
Роман Петушков (инвалид-колясочник) - 6-кратный Параолимпийский чемпион Сочи2014 в лыжных гонках и биатлоне.
Горнолыжник Алексей Бугаев из Красноярска (травма кисти), выступающий в категории стоя, в свои 16 лет стал двукратным чемпионом паралимпийских Игр – в слаломе и супер-комбинации. Кроме того, в личной копилке Алексея два серебра и бронза.
8. Я хочу познакомить вас с удивительным человеком. Его энергии, жизнелюбию и оптимизму можно только удивляться.
Предлагается послушать историю и посмотреть видеоролик о мужчине, живущем в Австралии.
«Ник Вуйчич родился 4 декабря 1982 года в городе HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%B1%D0%B5%D0%BD"Брисбене в Австралии в семье сербских эмигрантов и обладал редкой генетической патологией – тетра-амелией: у мальчика отсутствовали полноценные конечности – обе руки и обе ноги. Частично имелась одна стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4" скейте, серфинговой доске, играть на компьютере и писать.Несмотря на физические недостатки, мальчик родился здоровым и, как только закон австралийского штата Виктория об инвалидах изменился, родители настояли на том, чтобы их сын стал посещать обычную школу.В возрасте 10 лет после травли со стороны одноклассников он попытался покончить с собой. Его остановила мысль о том, сколько боли он может причинить своим родным.С 1999 года начал выступать перед своей церковной группой и вскоре открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей» (англ. LifewithoutLimbs), став проповедником.В 2005 году Ник Вуйчич был номинирован на премию «Молодой австралиец года».В 2009 году он снимается в фильме «Цирк бабочек» («TheButterflyCircus»), рассказывающем о человеке без конечностей Уилле и о его судьбе.Он объездил более 45 стран, выступая в школах, университетах и других организациях. Участвует в телешоу и пишет книги. Его первая книга «Жизнь без ограничений» (LifeWithoutLimits:Inspirationfor a RidiculouslyGoodLife) вышла в  2010  году, в  2012  году была переведена на русский.В настоящее время проживает в Калифорнии, США.12 февраля 2012 года он женился , а 14 февраля 2013 года у него родился сын – Кейси Джеймс Вуйчич».
Дальше ребята смотрят видеоролик с выступлением Ника.
(просмотр видеоролика)
9. Возвращаемся к эпиграфу
Подходит к концу наше мероприятие, и мне хотелось бы вернуться к нашему эпиграфу. Вы многое сегодня услышали и узнали. Как вы понимаете слова Б.Шоу?
10. Заключение
Что такое счастье? Счастье – это когда тебя понимают. Любому человеку нужно,  чтобы он чувствовал себя необходимым , чтобы у него был оценённый окружающими его людьми успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы, благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.
- А мы должны научиться законам человеческого существования и законам совместного проживания.
- Ребята, помните, люди с ограниченными возможностями сильные, умные, независимые, выносливые, но вместе с тем очень ранимые… Протянем им навстречу наши дружеские руки!
– Я очень надеюсь, что после нашего мероприятия , вы не останетесь равнодушными к проблемам таких людей, не будете смотреть на них с жалостью и  насмешкой. И если кому-то понадобиться ваша помощь, вы не отвернётесь равнодушно, а сделаете всё, от вас зависящее.
- Давайте все вместе возьмемся за руки, чтобы ощутить тепло и поддержку сидящего рядом с нами, ведь для человека это очень важно.