Совершенствование творческих способностей и интеллектуальных умений, учащихся в рамках урока биологии с использованием элементов технологии развития критического мышления.


Разработка урока
Совершенствование творческих способностей и интеллектуальных умений, учащихся в рамках урока биологии с использованием элементов технологии развития критического мышления.
Тема: Экологические группы птиц.
Класс: 7
Тип урока: комбинированный
Цель: изучить, проанализировать, выделить главное, установить закономерности между разнообразием птиц и их местообитанием и питанием через изучение многообразия птиц.
Задачи:
Образовательные:
- изучить и проанализировать учебный материал,
- сделать выводы о закономерности между местом обитания, способом питания и разнообразием птиц.
Воспитательные:
- воспитание познавательной активности;
- чувства ответственности
Развивающие:
отработка навыка анализа текстов
развитие основных мыслительных операций (анализ, сравнения, синтез, обобщения).
развитие творческих способностей.
Этапы урока:
Организационный момент -2 мин.
Актуализация знаний -5 мин.
Целеполагание -2 мин.
Изучение нового материала -23 мин.
Рефлексия- 5 мин.
Итог урока. Домашнее задание-3 мин.
Оборудование:
Презентации, компьютер,проектор,интеактивная доска, сигнальные карточки (см. приложение 7)
Этапы
урока Время Действие учителя Действия ученика Универсальные умения
1. Организационный. 2 мин. Приветствие учеников.
Визуальный контроль готовности учащихся к уроку. Подготовка учащихся к работе на уроке.
Приветствие учителя. 2. Актуализация знаний 5 мин. На данном этапе для актуализации знаний используется прием «Рыбалка» (на интерактивной доске изображены сезонные миграции птиц, систематические группы и их характеристики (слайд 1.)Оседлые птицы,
Кочующие птицы
Перелетные птицы
Надотряд Пингвины
Надотряд страусовые
Надотряд типичные птицы.
Учащимся нужно соотнести данные категории с характеристиками. После выполнения задания учитель предлагает сделать вывод. Учащиеся, анализируя все предложенные характеристики, выбирают нужные, аргументируя свой ответ.
Ученик: «Данные характеристики свойственны для каждой категории птиц».
На данном этапе урока происходят следующие операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.
3. Целеполагание2 мин. Учитель: 1.Вашему вниманию я хочу представить несколько иллюстраций к материалу нашего урока. Пока вы будете с ними знакомиться, пожалуйста, сравнивайте увиденное вами, думайте, анализируйте и предложите формулировку темы урока урока
Слайд 2.
Демонстрируются слайды: птицы в полете, строение конечностей птиц, строение пера, виды перьев, строение клюва.
Для облегчения выведения темы предлагаю в помощь эпиграф, написанный на доске:
Какая смесь одежд и лиц,
племен, наречий, состояний.
А. С. Пушкин.
2.Предлагаю проблемный вопрос:
Почему они все такие разные?
Как мы будем на него отвечать? Выберите из психологических терминов те, названия психических функций головного мозга, которые на ваш взгляд нам предстоит осуществить, отвечая на вопрос урока. Слайд3. изучение, анализ, выделениеь главного, оформление в виде закономерности, установление причинно-следственных связей. Переведите их в глаголы.
Учащиеся вырабатывают цель урока.
Многообразие птиц.
Учащиеся вырабатывают задачи урока . изучить, проанализировать, установить причинно-следственные связи.
1.Изучить….
2.проанализировать…..
3.оформить в виде закономерности Логическое мышление, анализ, синтез.
4 Изучение нового материала. Запись темы урока, определения и заполнение схемы3 мин.
Учитель: Дает определение термину «Экологические группы»
Экологические группы птиц определяют по местам обитания, по местам гнездования и по типу питания. Я предлагаю вам заполнить схему.
Ученики записывают определение в тетрадь Экологические группы – группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные, общие черты строения или поведения
Ученики работают в рабочей тетради с.55 используя учебник с.230
Схема выработанная , на данном уроке.
Заполнение таблицы
10 мин. Учитель организует работу в группах.
Делит класс на 3группы, каждая из которых работает со своим видом источника.
Роль учителя на этом этапе сводится к минимуму, при необходимости просто направляя работу учащихся.
Класс делится на три группы:
1. работает с иллюстрациями (слайд4), 2 с текстом из дополнительной литературы, 3- с текстом учебника, и заполняют таблицу».Приложение
В течение 10- минут группы учащихся из 4 – 5 человек составляют характеристику данной экологической группы птиц по следующему плану. Приложение
Анализ, систематизация.
Обобщение
7 мин. Полученная в группах информация обобщается.
И после обобщения таблица заполняется полностью, кроме приспособленности к типу питания Ученики делятся полученной информацией:
Ученики по мере появления новой информации, которую они не смогли «добыть» из своего источника, добавляют её в свою таблицу. Материал подбираются так, что в группах заполняются разные строчки таблицы, тем самым учащиеся видят особенности при работе с различными видами источников. (Обобщение, систематизация)
Учитель: «Итак, не заполнен последний элемент анализа «Особенности, связанные с приспособленностью птиц к типу питания», давайте вспомним ребята, а какие особенности имеются у птиц разных экологических групп?», используется прием УМШ (учебного мозгового штурма) Слайд 5, далее предлагаю просмотреть и прослушать голоса птиц
Попробуйте определить к каким экологическим группам относятся эти птицы?
Теперь для следующего шага – установления закономерности я предлагаю выполнить обобщение ваших записей. Ученики, используя УМШ, высказывают свои гипотезы,. Затем из всех предложенных формулируют особенности и заполняют последнюю строку таблицы.
Выделяют и связывают особенности: у куриных с местообитанием в лесу, страусообразных с местом обитания и способом передвижения, у журавлиных с местом обитания и способом питания, у хищников со способом питания. Обобщение.
5 мин. Учитель предлагает учащимся выполнить задание по закреплению изученного материала слайд 6
учащиеся заполняют матрицу 5. Рефлексия 5 мин. На этапе рефлексии ученикам предлагается создать синквейн и заполнить сигнальную таблицу (см. приложение 9). Ученики самостоятельно выполняют данную работу, за тем по желанию озвучивают синквейны, формулируют выводы урока Анализ, сравнение, синтез, обобщение. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет ее рефлексировать. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам.
6. Итог урока, домашнее задание. 3 мин. Учитель: «Давайте вернемся к проблемному вопросу нашего урока. Почему они все такие разные?
Учитель «Спасибо, запишите домашнее задание п.49 и попробуйте приготовить презентации «Гербы с изображением птиц», Птицы нашей области, занесенные в Красную книгу Ученик: с изменением условий жизни (способа питания и места обитания) возникает разнообразие видов на планете.
Записывают домашнее задание. Обобщение, применение.
Задание 1.Заполните схему «Экологические группы птиц». Задание 2, в рабочей тетради № 2 стр. 55.
Экологические группы птиц:

По местам гнездования: По типу питания: По местам обитания:
кроногнездные, растительноядные, птицы леса,
кустарниковые, насекомоядные птицы, открытых пространств,
наземногнездящиеся, хищные, водоплавающие птицы,
дуплогнездники, всеядные,птицы побережий водоемов
норники; падалееды; и болот.
(Работа в группах)
Задание 2
Учащиеся получают набор карточек с изображением птиц определенной экологической группы.
В течение 10-15 минут группы учащихся из 4 – 5 человек составляют характеристику данной экологической группы птиц по следующему плану.
Инструктивная карточка.
Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.
Отметьте особенности питания и гнездования данных птиц.
Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе животных.
Приспособленность экологических групп птиц к местам обитания
Экологическая группа птиц по месту обитания Виды Образ жизни и приспособления к месту обитания
Птицы леса Синицы, дятлы, дрозды, рябчики, тетерева, глухари Укороченные закругленные крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями.
По способу питания есть насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные
Птицы открытых пространств Дрофа, журавли, страусы Сильные ноги и длинная шея позволяют им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов.
Растительноядные,
насекомоядные
Птицы побережий водоемов и болот Аисты, цапли, кулики Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники
Водоплавающие птицы Утки, гуси, лебеди Уплощенное лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий, оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира всеядны
Птицы, добывающие корм в воздухе Ласточки, стрижи Крылья длинные серповидно загнутые. Клюв небольшой, а разрез рта огромный, углы рта заходят за глаза. Ноги короткие. Раздвоенные хвост руль при полете. Насекомоядные.
Распределите птиц по экологическим группам
Лесные птицы.
Водоплавающие птицы.
Птицы открытых пространств.
Птицы побережий водоемов и болот.
Птицы, добывающие корм в воздухе.
а) большой пестрый дятел, б) клест, в) ласточка, г) стрепет, д) буревестник, е) поползень, ж) лебедь кликун, з) императорский пингвин, и) журавль – красавка, к) серебристая чайка, л) белая цапля, м) стриж, н) серая куропатка, о) тетерев, п)большая синица, т) ястреб – тетеревятник, у) серый гусь,.

1. 2. 3. 4. 5.