Конспект урока литературы внеклассного чтения по повести Ф. Абрамова Безотцовщина


МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»
структурное подразделение «Веркольская основная школа им. Ф.А. Абрамова»

Методическая разработка урока, посвящённая знакомству с творчеством Ф.А. Абрамова.
Конспект урока литературы
(внеклассного чтения) в 8 классе
по повести Ф. А. Абрамова «Безотцовщина»
Автор:
Худякова Светлана Витальевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Карпогорская СОШ №118»
СП «Веркольская основная школа им. Ф.А. Абрамова».
Пинежского района
Архангельской области.
Веркола
2016
Пояснительная записка
Концепция урока: Повесть «Безотцовщина» как памятник самоотверженному и бескорыстному труду людей в северной глубинке во время войны и в послевоенную разруху. Труд как способ воспитания «детей войны», социализация подростка в это непростое для страны и людей время.
Цель: провести проблемный анализ повести «Безотцовщина», рассмотреть повесть в контексте творчества писателя
Задачи:
обучающие: - проверка знаний по биографии и изученному ранее творчеству писателя- знакомство с повестью Ф.А. Абрамова «Безотцовщина» и ее анализ
2) развивающие: - развитие памяти и связной речи учащихся
-развитие эмоций и воображения
-совершенствование и разнообразие словарного запаса учащихся
- развитие творческих способностей
3) воспитывающие: - воспитание интереса и уважения к личности писателя-земляка и к его творчеству
- воспитание уважения к трудовому и историческому прошлому страны
- формирование эстетического вкуса учащихся.
Оборудование: тексты повести, раздаточный материал (листы с чайнвордом и шифрограммой), жетончики, портрет писателя на доске.
Возраст учащихся – ученики 8 класса
Это второй урок по изучению творчества Абрамова. На первом уроке проводилось знакомство с биографией писателя, а домашним заданием к этому уроку было вспомнить и перечитать произведения писателя, изученные в 5-7 классах, прочитать повесть «Безотцовщина».
Произведения Ф.А.Абрамова, которые ребята уже изучили в 5-7 классах: «Из рассказов Олёны Даниловны», «Стёпка», «Жила-была сёмужка», «Потомок Джима», «Есть, есть такое лекарство», «Франтик», «Последняя охота», «О чем плачут лошади»
Ход урока:
Орг. момент.
Проверка знаний, полученных на предыдущем уроке (фронтально) (5 мин)
Вопросы:
- Дата рождения Абрамова (29.02. 1920)
- Сколько братьев и сестер было в семье Абрамова и как их звали (Братья Михаил, Николай, Василий, сестра Мария)
- В каких школах учился Абрамов? ( В Веркольской начальной, Кушкопальской семилетней, Карпогорской средней)
– Какое учебное заведение и какой факультет закончил? ( Ленинградский государственный университет, филологический факультет)
– В каких родах войск служил? (артиллерийско-пулеметном батальоне, стрелковом полку, контрразведке «Смерш»)
– Какие два человека оказали огромное духовное влияние на писателя в детстве и молодости? ( Тётушка Иринья, учитель Ф.Ф. Калинцев)
Викторина «Читая произведения Ф.А. Абрамова». (5 мин)
Учитель: Вспомните, пожалуйста, какие произведения писателя вы читали.
( «Из рассказов Олёны Даниловны», «Стёпка», «Жила-была сёмужка», «Потомок Джима», «Есть, есть такое лекарство», «Франтик», «Последняя охота», «О чем плачут лошади»)
Ответьте на вопросы викторины. Кто знает ответ – поднимайте руки. За правильный ответ получаете жетон.
Вопросы: 1.Кличка собаки в рассказе «Собачья гордость» (Утопыш)
2 – Как ласково называет своего кота Олёна Даниловна? (Васенька)
3 – Кличка лошади из рассказа «Как Олёна Даниловна в няньках жила и попа учила» (Карюха)
4 - Как звали зайца в одноимённом рассказе Абрамова? (Степка)
5 – Пёсик, с которым кот Олёны Даниловны воровал клубничку. (Амик)
7 – Кличка пса в рассказе «Последняя охота» (Идол)
8 – Деревня, которая упоминается в рассказе «Последняя охота». (Пихтема)
9 – Главная героиня сказки «Жила-была сёмужка» (Красавка)
10 – О ком идёт речь? «Чёрный красавец доберман-пинчер. Хозяева души не чаяли в нём. Умнейший, благороднейший пёс! И в высшей степени услужливый». (Дар)
11 – Рассказ, названный по кличке собаки, спасшей семью Крутовых. (Франтик)
12 – Лекарство, которое спасло бабу Маню от смерти и от болезни (рассказ «Есть, есть такое лекарство»). (Скворцы)
13 – Город, в котором происходят события в рассказе «Потомок Джима» (Ленинград)
14 – Кличка лошади из рассказа «О чём плачут лошади?» (Рыжуха)
Учитель: А теперь подсчитайте жетоны. Оценивание. (2 мин)
Анализ повести «Безотцовщина» (15 мин)
-Краткий пересказ повести (1 человек) ;- Беседа по вопросам (фронтально) :1- Почему повесть так называется?
2- Какое время, эпоха описана в повести?
3- Главная проблема, которую автор поднял здесь?
4- Почему, на ваш взгляд, именно эту проблему он рассматривает?
5- Каково ваше отношение к героям?
6- Как проявляются характеры в поступках главных героев Кузьмы, Володьки, Кольки? (Разбор соответствующих эпизодов повести – работа подростков в совхозе, дорога на Шопотки, работа на дальнем сенокосе, праздник в деревне)
7- Объясните метафорический смысл финала: «И вдруг он увидел перед собой чугунный противопожарный брус, висевший на железных крючьях между двумя деревянными столбами. И, прежде чем он подумал, что делает, он подбежал к столбам, схватил железную палицу и, подпрыгнув, изо всей силы ударил.
Чугунный брус тяжело охнул и набатом загремел на всю деревню…»
Вывод учителя: (можно записать в тетрадях) «Безотцовщина» – повесть о трудном военном времени в северной деревне, где за нехваткой мужчин вынуждены работать все: и дети, подростки, и женщины, и больные, и старики. «Безотцовщина» - это и прозвище Володьки, и образ его жизни, и собирательное название жизни людей той поры – обездоленной и трудной. В центре внимания повести - подросток Володька, работающий за мужика за дешевые трудодни в колхозе. На дальних сенокосах с бригадиром Кузьмой прошла школа воспитания подростка. Финал повести символичен – здесь призыв к изменению жизни, набатный звон говорит здесь о невозможности и надрывности прежней жизни. (3 мин)
Самостоятельная работа учащихся.
Учитель: Сейчас отгадайте чайнворд (см. Приложение № 1), и шифрограмму (см. Приложение № 2). (Карточки выдать каждому) (13 мин)
Домашнее задание. (2 мин) Выбрать одно из 2 заданий.
1) Составить творческую работу (кроссворд, викторину, ребусы и т.д.) по творчеству Ф.А. Абрамова.
2) Ответить письменно на вопрос: Почему Абрамов главным героем своей повести ставит обычного паренька из северной деревни?

Приложение №1
Чайнворд по повести «Безотцовщина»
(последняя буква слова является первой буквой следующего слова).

3
2
1


Кличка одной из лошадей
Имя соперника Володьки
Фамилия Кузьмы
Красивая девушка- счетоводшаФамилия автора
Большое имя главного героя
Причина хромоты Кузьмы
Как назвал Кузьма грибовцев по способу их питания.
Основная рабочая сила на сенокосе.

4

9





5

Ответы
1– Мальчик
2 – Колька
3 – Антипин
4 – Нюрочка5 – Абрамов
6 – Владимир
7 – ранение
8 – единоличник
9 – кони.
8
7
6

Приложение № 2
Шифрограмма
(по повести «Безотцовщина»)
Правильно отгадайте слова с 1-7 и впишите их в клетки, затем пронумерованные буквы вставьте в шифрограмму и получите текст записки Володьке от матери.
1 – Имя сёмужки («Жила-была сёмужка»)
2 – Документ о ходе сенокошения («Безотцовщина»)
3 – Имя тётки Альки («Пелагея»)
4 – Деревенская подруга Альки («Пелагея», «Алька»)
5 – Имя друга Володьки («Безотцовщина»)
6 – Кличка собаки Володьки («Безотцовщина»)
7 – Дальний сенокосный участок («Безотцовщина»)
3
1
5
3
1
2
4
3
МОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118» структурное подразделение «Шардонемская основная школа»
Викторина
«М.В.Ломоносов»
для учащихся 9 классов
Автор: Худякова Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Шардонемской основной школы.
Шардонемь2009
1222222222222222222222222222222 2


4
5 6 7

« , , ,

Ответы:
Красавка 2. Сводка 3. Анисья 4. Лида 5. Кузьма 6. Пуха 7. ШопоткиШифрограмма: «Ешь, пей, отдыхай, а это от меня праздничное. Меня вызвали на дежурство»