Урок — путешествие по русскому языку на тему Неопределенные местоимения(6 класс)


Урок – путешествие по русскому языку 6 классТема: Неопределённые местоимения.
Цели: 1) Ознакомить учащихся с неопределёнными местоимениями; формировать умения правильно употреблять непределённые местоимения в речи.
           2) Развивать внимание, логическое мышление,  познавательный интерес, активность на уроках.
           3) Воспитывать усидчивость, интерес к предмету.
 Тип урока: Урок изучения новых знаний.
 Форма урока: Урок – путешествие.
 Оборудование: учебник, доска, дидактические наглядности ( таблицы), карточки для самостоятельной работы,
 Ход урока.
 
I.                   Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю, а также опуститься на морское дно и узнать, что же оно в себе скрывает. Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье. А почему он так называется?
Ученики. Мы изучаем тему «Местоимения».
II.                Повторение пройденного о местоимении.
Учитель. У нас на пути остров личных местоимений, на котором живут забавные обезьянки. Они не могут отгадать загадки. Давайте поможем им.
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? ( мы-шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?(вы-мы-ты)
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? (я-мы)
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? (я)
5.Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (я)
6. Если ты дашь его кому-нибудь, всё равно сам должен держать.(слово)
Учитель. На Острове Попугаев два попугая спорят о том, кто из них лучше и красивее.
- Я ни в чём  себе не отказываю, - говорит один попугай. – Хочу – купаюсь, хочу – принимаю солнечные ванны, хочу – ем спелые бананы.
- Ха! Да ты посмотри на себя, - возмущается второй попугай. – На тебе же ни одного блестящего пёрышка. Вот то ли  дело я…
 Учитель. Какое возвратное местоимение употребляли попугаи в своей речи?
Ученики. СЕБЯ.
Учитель. Что вы о нём знаете?(оно называются возвратным, т.к.показывает, что действие, совершаемое кем-то, как бы возвращается к действующему лицу. По значению совпадает с суф. –ся некоторых возвратных глаголов. Не имеет лица, рода, числа и им. падежа.
- Какие местоимения указывают на принадлежность ? (притяжательные)
- Почему местоимения «я», «ты» называются личными? (указывают на лицо)
- Какие местоимения помогают задать вопрос?(Кто? Что? Какой? Чей? Который? И др.)- Каким членом предложения обычно бывают притяжательные местоимения? (определением) А возвратное мест.?( всегда дополнением)
Учитель. К берегу прибило  бутылку с запиской. Но некоторые буквы в словах размыла вода. Попробуем восстановить написанное.

III.             Изучение нового материала.
Учитель.  Пришло время изучить морское дно.
Учитель. Сегодня мы с вами знакомимся со следующим разрядом местоимений – неопределёнными.
Перед вами стихотворение Ю. Коваля. Прочитайте его выразительно. Ответьте на вопросы.
1.Кто плыл на яхте? (кто-то)
2. О чём кричали чайки? О чём-то)3. Какие люди встречали его? (Какие-то)
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чём-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зелёные волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
Какой частью речи являются эти слова? (местоимениями)
Какую атмосферу создают эти местоимения? (атмосферу таинственности, загадочности, неопределённости)
Сделайте вывод: какие местоимения называются неопределёнными? (С. 161 учебника)
- От каких местоимений образуются НМ? ( от вопросительно-относительных.)
- Как образуются НМ? (приставочным и суффиксальным)
Правописание неопределённых местоимений (с. 162 учебника)
Учитель. Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает  отпускать нас царь, пока не выполним  его задание.
Работа в парах.
Учитель.  Какая необыкновенная раковина. А что обычно скрывают в себе раковины такой красоты? Верно, жемчуг. А наша жемчужина – это упражнение.
Упражнение 847 выполним по заданию.
Учитель. Много тайн скрывает в себе морское дно. Много лежит на дне утонувших кораблей с трюмами, наполненными сокровищами. Вот и нам повезло найти сундук с  сокровищами. На сундуке шифр: Д/З: с. 161-163 выуч. прав., у. 849. Всё верно, это ваше домашнее задание, а настоящим сокровищем являются знания, полученные на уроке. А как вы сможете применить эти богатства, покажет время.
 
Учитель. Наступает время поворачивать нашему кораблю к берегу. Но что это у нас впереди? Пиратский корабль! Пираты расставили нам ловушки. Сможем ли мы их преодолеть?
Выборочное списывание
 Выписать местоимения и определить их разряд. Какими членами предложения они являются. Предложение с неопределённым местоимением разберём по членам. ( у доски)
 
1.В комнате раздались чьи-то шаги.
2. Я не знаю, что он делает.
3. Кто написал поэму « Полтава»?
4. Чувствовал себя хорошо.
Учитель. Мы успешно справились с пиратскими ловушками. И теперь смело можем причалить к родному берегу.
Рефлексия. Что мы узнали о неопределённых местоимениях?